Понятие рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:35, доклад

Краткое описание

Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения хозяйственных отношений - разгосударствление (разрушение государственной структуры) и приватизация (продажа, передача государственной собственности в частные руки, которая осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР)) предприятий, замена директивного управления свободным предпринимательством - неизбежно ставят российские предприятия перед необходимостью работать по- новому, по законам и требованиям рынка, приспосабливая все стороны своей производственно- хозяйственной и сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей, соревнуясь при этом со своими конкурентами.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Коммерция.Понятие рынка.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

Понятие рынка

     Переход к  рыночной экономике и связанные  с ним коренные изменения хозяйственных  отношений - разгосударствление (разрушение государственной структуры) и приватизация (продажа, передача государственной собственности в частные руки, которая осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР)) предприятий, замена директивного управления свободным предпринимательством - неизбежно ставят российские предприятия перед необходимостью работать по- новому, по законам и требованиям рынка, приспосабливая все стороны своей производственно- хозяйственной и сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей, соревнуясь при этом со своими конкурентами. 
     Приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность. 
     Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства.      
     Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности. 
     В России разгосударствление в особенно больших масштабах проводилось в переходный период от социалистической плановой экономики к рыночной — в первой половине 90-х годов XX века; частично этот процесс продолжается и далее. 
     В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. 
     Рынок- это система хозяйствования, которая охватывает все стадии процесса воспроизводства и ориентирована на потребителя и тем самым обеспечивают высокую эффективность производства. 
     Итак, рынок- это, во- первых, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а во- вторых - это лишь элемент рыночной экономики, куда наряду с рынком входят также сферы производства товаров, их распределения и потребления. 
     Рыночная экономика- это система, в которой обмен результатами труда осуществляется в соответствии с требованиями законостоимости, т. е. товаропроизводитель сам решает, как ему построить свою хозяйственную стратегию, чтобы реализовать продукт, получить дивиденды, оправдать затраты. 
Рынок существует только тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников, с тем чтобы продать или купить товары или услуги. 
     Изучая современный рынок, нельзя не рассматривать вопрос о классификации различных типов рынков, образующих рыночное хозяйство. Их можно представить в виде трех основных рынков: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка. 
  • Рынок товаров и услуг требует наличия товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций. Этот рынок, в свою очередь, можно разделить на рынок товаров и услуг потребительского спроса и рынок товаров промышленного назначения. 
   • Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу таких факторов производства, как земля, труд, капитал. 
   • Финансовый (или денежный) рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, кредитов, облигаций, акций и предполагает наличие фондовых и валютных бирж. 
     Все эти три рынка взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. В то же время они могут подразделяться на различные секторы (секторы - это части рынка, различающиеся между собой в соответствии с особенностями предмета рыночных отношений) и рыночные сегменты. И в этом случае рынок представляет собой достаточно разветвленную структуру, которую можно классифицировать по различным критериям: 
   • по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок сырья, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок ноу- хау и т.д.); 
   • по географическому положению (местный, национальный, мировой рынки); 
   • по уровню конкуренции (монополистический, олигополистический, чистой конкуренции, монополистической конкуренции); 
   • по отраслевому принципу (автомобильный, компьютерный, бытовой техники, сельскохозяйственной техники и т.п.); 
   • по характеру продаж (оптовый, розничный рынки).

Для дальнейшего понимания сущности рынка следует выявить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики: 
   • Правовые гарантии, четкая юридическая основа, функционирование рыночных механизмов. 
В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. 
Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации имеется специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей (статья 200). Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях. 
Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов; 
   • Свобода конкуренции товаропроизводителей, это обеспечение присутствия на рынке достаточного числа товаропроизводителей каждого вида товаров (не менее 5- 7 по каждому виду продукции и услуг). Свободный выход на рынок любого экономического субъекта, включая иностранного. Государственная поддержка конкуренции и предупреждение монополистической практики. 
Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели (индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца. 
Стабилизация отношений между субъектами рынка, когда предприниматели, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить специальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п. 
   • Свободное ценообразование в соответствии со спросом и предложением. Никаких ограничений для цен, только действия объективных законов, которые способствуют равновесию спроса и предложения. В странах с рыночной экономикой существуют специальные органы, которые регулируют процесс ценообразования. Ограничение вводится тогда, когда это приводит к ущемлению общественных интересов в целом или социальных групп, малозащитных и других категорий людей. 
Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке,- стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос. 
В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных иди иных ограничений, препятствующих проникновения на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца, который фактически навязывает покупателям свои товары по высоким ценам. 
Во втором случае имеет место рынок покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои доходы, лишь создавая и реализуя продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей, которые своими деньгами голосуют за товары тех или иных производителей. 
На рынке продавца действуют, главным образом, сбытовые организации, в то время как на рынке покупателя- фирмы, ориентированные на маркетинговый подход; 
   • Максимальная свобода экономического субъекта, под которым понимается предприятие, предприниматель. Признание социальной роли наиболее активных, квалифицированных, талантливых людей, т. е. государство должно дать гарантию взять на себя обязательство поддерживать талантливых, способных людей. 
В рыночной экономике хозяйствующие субъекты принимают решения самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует эти решения, посредством рынка бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются, взаимно уравновешиваются и направляются на удовлетворение общественных потребностей. 
В качестве важнейшей категории рыночного хозяйства экономическая свобода раскрывает отношения между всеми хозяйствующими или экономическими субъектами (государством, юридическими и физическими лицами), как автономными, независимыми в принятии любых решений, что является важнейшим условием возникновения и существования рынка, и выражает собой экономическую обособленность субъектов как собственников; 
   • Полная ответственность экономического субъекта, предприятия или отдельного предпринимателя за результаты хозяйственной деятельности, которая опирается на юридическое равноправие всех видов собственности. Игнорирование частной собственности вообще, исключая из повестки дня вопрос о рыночной экономике как таковой. 
Экономика любой страны представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обусловливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих разнообразные товары и услуги. 
Общие черты экономической ответственности предприятий: 
1. Организационное единство, т.е. определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда. 
2. Определенный комплекс средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции или услуг, имеет свои особенности, специфику технологии. Предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли. 
3. Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях. 
4. Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам. 
5. Предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых административных формах управления. 
6. Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени. 
7. Экономически самостоятельно и обособленно, осуществляет самостоятельно оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства. 
     Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения различных условий торговли и характера взаимоотношений между продавцами и покупателями. Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли. На внутреннем рынке различают два сектора - оптовый и розничный. 
     Оптовая торговля- это посредник между производством и розничной торговлей. Осуществляет куплю- продажу товаров крупными партиями. 
     Оптовая торговля представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами по оптовым ценам. Характерная особенность взаимоотношений между оптовыми торговцами и товаропроизводителями - наличие договорных кредитных отношений. Оплата продукции производится, как правило, в форме безналичных расчетов через банки. 
     Основные потребители оптовиков - промышленные, коммерческие и государственные организации, а также розничная торговля. 
     Оптовая торговля выполняет следующие функции: 
предоставляет производителям возможность сбывать свои товары на местах с минимальными контактами с потребителями; 
обеспечивает подготовленный торговый персонал, маркетинговую и техническую поддержку всем участникам системы распределения; 
закупает товары в больших количествах, позволяя поставлять их полнотеражными партиями, что снижает издержки, а также формирует для клиентов необходимый товарный ассортимент; 
обеспечивает условия для хранения и поставки товаров; 
предоставляет финансовую помощь (кредиты, расчеты после поставок) производителям, розничным торговцам или другим коммерческим потребителям; 
ведет кредитную и бухгалтерскую отчетность, берет на себя риск, отвечая за хищения и повреждения товаров и устаревание запасов; 
предоставляет информацию о рынке своим поставщикам и клиентам и оказывает услуги по управлению и консультационные услуги, помогая розничным торговцам совершенствовать приемы сбыта продукции. 
     Розничная торговля- это продажа товаров и услуг через розничное торговое предприятие. 
     Розничная торговля представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности всех категорий населения на основе розничных цен. Оплата производится в форме наличных расчетов. В структуре большинства мировых товарных рынков различают два основных сектора - закрытый и открытый, которые обладают собственными принципами торговли и ценообразования; эти секторы, в свою очередь, условно делятся на сегменты. 
     Розничная торговля выполняет следующие функции: 
участвует в процессе сортировки, подбирая ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков, и предлагает их для продажи; 
предоставляет потребителям информацию через рекламу, витрины, надписи на упаковках, оказывает содействие другим участникам каналов распределения и сбыта в проведении маркетинговых исследований; 
хранит товары, устанавливает на них цены, размещает в торговых помещениях, расплачивается с поставщиками за продукцию до ее реализации конечным потребителям; 
продает товары и услуги и предоставляет покупателям кредит и услуги, например доставку товара. 
     После распада Советского Союза экономическое состояние страны находилось в чрезвычайном положении, но именно эта «разруха» стала толчком для развития торговли в России.  Появилось множество современных форматов магазинов (супермаркетов, гипермаркетов, и т.д.), новейших видов организаций общественного питания (кофейни, спорт-бары, и т.д.), новых профессий (менеджеры, маркетологи, и т.д.), существенно нового торгового оборудования, используется совершенно иной подход к обслуживанию покупателей, к организации торгово- технологического процесса и многое другое. 
• Развитие упаковки: 
     Потребители нуждаются в пищевых продуктах, запакованных удобным способом, сокращающим время, требуемое на их приготовление, но без какого-либо ущерба качеству питания, а значит соответствующих указанному на упаковке сроку годности продукта. 
     Стремление к более полному информированию потребителя о свойствах упакованного продукта, способах его приготовления, доведения до его сведения инструкции по обслуживанию, подача ряда сведений на упаковке вызвали к жизни тенденцию к применению так называемых этикет-книжечек. Это самоклеящиеся этикетки, которые, кроме печатной информации на лицевой части, имеют добавочную информацию на тыльной стороне и листовки из нескольких или даже из нескольких десятков страничек, сложенные гармошкой в виде книжечек под наружной этикеткой. 
     Тенденции к защите окружающей среды ведут к распространению деградирующих материалов, в том числе биодеградирующих и фотодеградирующих, прежде всего из пластических масс с примесью крахмала, подвергающихся естественному распаду после использования и облегчающих утилизацию отходов.  
     Главной задачей упаковки является защита содержимого и продление стойкости упакованного продукта. С этой точки зрения до недавнего времени считалось, что между упаковкой и содержимым не должно быть никакого взаимодействия, а если бы такое взаимодействие могло иметь место, то должно быть минимальным. Активные упаковки, называемые также интерактивными упаковками, противоречат этому правилу, поскольку в них продукт, упаковка и окружающая среда воздействуют друг на друга взаимно, что в итоге позволяет продлить стойкость и пригодность к употреблению упакованного пищевого продукта. В упаковку или упаковочный материал включены вещества, выполняющие задачу активной защиты упакованного пищевого продукта, например, от воздействия и развития микроорганизмов или возникновения посторонних запахов либо привкусов. 
• Развитие больших магазинов: 
     Торговый Центр представляет собой группу розничных предприятий, объединенных вместе и управляемых единой компанией, обычно он располагается на специально отведенном участке и имеет свою парковку. Чтобы посетители чувствовали себя комфортно, в современных ТЦ стали располагаться бары, кафе, рестораны. Для удобства родителей появились игровые комнаты для детей. В последние годы, в России, для привлечения как можно большего количества покупателей, ТЦ стали оснащаться целыми развлекательными комплексами: боулинг, бильярд, игровые аппараты, кинотеатры, аттракционы и много других развлечений. Из-за дефицита свободного времени и учета больших расстояний, потребителям стало выгодно покупать одежду, продукты питания, предметы домашнего обихода, отдыхать и развлекаться в одном месте. 
     Развитие торговых центров началось в начале 2000-х годов и, несмотря на экономический кризис, с каждым годом их появляется все больше. В связи с этим возросла потребность в хорошо подготовленных кадрах, способных проконсультировать покупателя в различных сферах торговли. Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами. Следует отметить, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (внутризаводское обучение). Самообучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих работников, на развитие ими профессионального мастерства. 
• Качество: 
     Молоко, мясо и рыба из Литвы попали под контроль. Если на российской границе все же перекроют путь не только для молока из Литвы, но и для местного мяса и рыбы, то это заметно сократит ассортимент на полках наших магазинов. С одной стороны в этом есть и большой плюс - восполнить объем придется производителям из России. С другой - сдерживанию роста цен такая ситуация явно не способствует. 
     ОТК — отдел технического контроля. Самостоятельное структурное подразделение производственной организации, которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям и гарантирует это соответствие потребителю. Отдел технического контроля подчиняется высшему руководству организации (непосредственно техническому директору), что обеспечивает независимость контроля. 
     Требования к продукции устанавливают в контрактах (договорах), в нормативной (стандарты) и технической (конструкторской и технологической) документации. Факт приёмки продукции ОТК и гарантийные обязательства организации отражают в паспорте продукции (или в другом заменяющем его документе: сертификате, ярлыке, этикетке, свидетельстве о приёмке, руководстве по применению). 
     Задачей ОТК является предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.


Информация о работе Понятие рынка