Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:37, реферат
Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты и инструменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: суверенитет и рациональность потребителя, потребительское равновесия, эффект дохода, эффект замещения и многие другие.
Введение 3
1 Поведение потребителя 5
2 Правило максимизации полезности 8
3 Эффект дохода и эффект замещения 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
3 Эффект дохода и эффект замещения
Реакция потребителя на изменение цен тех или иных товаров неоднозначна и, согласно теории полезности, получила название «эффекта дохода» и «эффекта замещения».
В ответ на изменение реального дохода потребитель изменяет объем потребления различных видов благ в зависимости от их оценки как нормального или низшего качества. Следует помнить, что рост дохода стимулирует спрос на нормальные товары и уменьшает спрос на товары низшего качества. Однако потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции).
Эффект дохода - это изменение спроса на товар только как результат колебания покупательной способности денежного дохода, вызванного в свою очередь изменением цен.
Эффект замещения будет иметь место тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, или заменять их товаром, на который цены постоянны или даже выросли.
Теория полезности помогает установить зависимость между ценой товара и его количеством. При падении цен на товары при неизменной величине номинального дохода потребителя происходит увеличение покупательной способности данной суммы денег. По существу снижение цен приводит к увеличению реального дохода. В данном случае увеличение доходов столь же реально, как и в случае повышения заработной платы.
Как мы знаем, предельная полезность на один рубль продукции при максимизации общей полезности от потребления одинакова для всех продуктов. В этом случае цена продукции отражает ее предельную полезность, т. е. наступает равновесие потребителя при неизменной покупательной способности денег, которое получило название «излишек потребителя». Смысл этого понятия заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей последней, потребитель получает некоторую выгоду.
Итак, излишек потребителя - это разница между той суммой, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы можно сделать следующие выводы:
1. Потребитель обладает
своеобразным «суверенитетом», дающим
ему право голосовать «за»
и «против» выпускаемых
2. Каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения. В этом состоит рациональное поведение потребителя.
3. Каждая дополнительная
единица товара приносит
4. Благо тем более
ценно, чем меньшим количеством
единиц данного блага
5. Потребительское равновесие — ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого.
6. Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены набора у потребителя после покупки остается некоторая сумма денег, которая увеличивает его доход, как если бы он получил эту сумму дополнительно.
7. Излишек потребителя соответствует разнице между самой высокой ценой, которую согласился бы уплатить потребитель, и ценой, реально установившейся на рынке данного товара, т.е. это разность между “ценой спроса” отдельного покупателя и “рыночной ценой”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 3-е изд. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. 608 с. – (Учебники МГУ имени М.В. Ломоносова).
2. Маховикова Г.А. Микроэкономика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 268 с.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. 350 с.
4. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник для вузов по эконом. - 3-е изд., доп. и дораб. - М.: ИНФРА-М, 2001. 690 с.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Издательство "Норма", 2006 год. - 600 с.
6. Ващекин Н.П. Маркетинг: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 3-е изд. перераб. и доп., 2006. 378 с.