Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 14:32, реферат
Нормальное развитие рыночных отношений в условиях конкуренции невозможно без рекламы как важнейшего способа продвижения на рынке товаров, работ и услуг от изготовителя, продавца к потребителю. В связи с этим возникает необходимость правовой регламентации рекламной деятельности.
2. Введение 3
3. Правовые основы рекламной деятельности 5-15
3.1. Правовое регулирование рекламной деятельности 5
3.2. Требования, предъявляемые к рекламе 7
3.3. Государственное регулирование рекламной деятельности 12
3.4. Ответственность за ненадлежащую рекламу 13
4. Заключение 16
5. Список используемой литературы 17
Реферат
по основам маркетинга
«Правовые основы рекламной деятельности»
Содержание
Нормальное развитие рыночных отношений
в условиях конкуренции невозможно без
рекламы как важнейшего способа продвижения
на рынке товаров, работ и услуг от изготовителя, продавца к потребителю.
В связи с этим возникает необходимость
правовой регламентации рекламной деятельности.
Особенно важным
это становится тогда, когда реклама перестает
быть инструментом информирования, а становится
инструментом убеждения, реальным стимулом
роста потребностей и продвижения спроса.
Для того чтобы установить механизм контроля,
необходимо определить с точки зрения
права само явление, которое подлежит
законодательной регламентации.
Основным
законодательным актом, который
регулирует отношения, возникающие
в процессе производства, размещения
и распространения рекламы, является Федеральный
закон, принятый 22 февраля 2006 года Государственной
Думой от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
(закон вступил в силу с 1 июля 2006 года).
Целями настоящего Федерального закона
являются развитие рынков товаров, работ
и услуг на основе соблюдения принципов
добросовестной конкуренции, обеспечение
в Российской Федерации единства экономического
пространства, реализация права потребителей
на получение добросовестной и достоверной
рекламы, предупреждение нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе, а также
пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Этот закон применяется и в тех случаях,
когда действия, совершаемые за пределами
Российской Федерации юридическими лицами
или гражданами Российской Федерации
в области рекламы, приводят к ограничению
конкуренции, введению в заблуждение юридических
или физических лиц на территории Российской
Федерации либо влекут за собой иные отрицательные
последствия на рынках товаров Российской
Федерации. Он распространяется на иностранных
юридических лиц, а также на иностранных
граждан и лиц без гражданства - индивидуальных
предпринимателей, зарегистрированных
в установленном порядке, производящих,
размещающих и распространяющих рекламу
на территории Российской Федерации.
Закон "О
рекламе" не распространяется на политическую
рекламу и на объявления физических лиц,
в том числе в средствах массовой информации,
не связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности.
3. Правовые основы рекламной деятельности
3.1 Правовое регулирование рекламной деятельности
Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых
средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. Термин "реклама" происходит от лат. слова "reklamare" — громко кричать, извещать.4
Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.
Данный акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Закон о рекламе определяет само понятие рекламы, понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений, требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.
Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких услуг, как банковские, страховые и т. п.
Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.
Законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рек ламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.1
3.2 Требования, предъявляемые к рекламе
Все требования к рекламе могут быть разделены на общие и специальные. Общие требования предъявляются к рекламе всех видов. Специальные относятся к рекламе:
1. распространяемой с помощью специальных средств – радио и телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях;
2. распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях, т. е. наружной рекламе;
3. отдельных видов товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского на значения, медицинской техники;
4. оружия;
5. отдельных видов услуг – финансовых, страховых, инвестиционных и др.;
Общими требованиями к рекламе являются следующие:
1. Реклама должна быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления независимо от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. достижению этой цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительного сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы».
2. Поскольку реклама обращена
к неопределенному кругу лиц,
на территории Российской
3. Если деятельность
4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.
5. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории Российской Федерации.
6. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
7. Реклама не должна
быть опасной, т.е. не должна побуждать
к насилию, агрессии, возбуждать
панику, побуждать к опасным действиям,
способным нанести вред
8. Реклама не должна
побуждать к действиям, нарушающим
природоохранное
9. Не допускается реклама,
нарушающая интересы
При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.1
Как видно, помимо общих позитивных требований, в Законе о рекламе содержатся нормы-запреты, обращенные ко всем субъектам рекламной деятельности.
В частности, в соответствии с нормами данного Закона не допускается ненадлежащая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. К числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы Закон о рекламе отнес недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую рекламу
Специальные требования могут касаться различных аспектов изготовления и распространения рекламы, относиться непосредственно к ее содержанию.
Так, особенности рекламы в радио- и телепрограммах, печатных изданиях в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 14, 15 Закона о рекламе). Отдельные виды передач (детские, религиозные) вообще не могут прерываться рекламой, радиопостановки и художественные фильмы – только с согласия правообладателей.
При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы.
Особые требования предъявляются к наружной рекламе, распространяемой в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стационарного территориального размещения. В Законе о рекламе они сосредоточены в ст. 19.
Реклама не должна:
ограничивать видимость
Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование могут нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей.
Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах (в соответствии со ст. 21 Закона о рекламе). Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п.
В частности, распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
1. содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния; содержать информацию о том, что их употребление является од ним из способов утоления жажды;
2. содержать информацию об их безвредности и (или) положительных терапевтических свойствах;
3. использовать образы людей и животных;
распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
4. распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них;
5. распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
6. оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов;
дискредитировать воздержание от их употребления;
7. распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
8.распространяться в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Во всех случаях распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой такой рекламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
3.3 Государственное регулирование рекламной деятельности
Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.
Нормативное регулирование реализуется посредством установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.
Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).