Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:39, реферат
Тема моей работы «Предпринимательские риски». В своей работе я хочу раскрыть вопрос, что такое риски предприятия, а также выяснить, какие бывают риски, и как ими управлять. Я считаю, что данный вопрос в настоящее время очень актуален в России, так как предприниматели нашей страны боятся начинать новое дело, потому что считают, что это дело рисковое, и они могут все потерять. Поэтому происходит «застой» экономики. На самом деле предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и классификация предпринимательского риска………….............5
1.1. Сущность предпринимательского риска…………………………………………………..7
1.2. Функции предпринимательского риска…………………………………………………...9
1.3. Классификация предпринимательского риска…………………………………………..12
1.4. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска………………………..19
1.5. Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………………..21
Глава 2. Управление предпринимательскими рисками…………………………………………25
2.1. Показатели риска…………………………………………………………………………...25
2.2. Анализ риска и методы его оценки……………………………………………………….32
2.3. Способы снижения рисков………………………………………………………………...35
Глава 3. Предпринимательские риски на примере ЗАО «Каприз»……………………………37
Заключение…………………………………………………………………………………………42
Список литературы………………………………………………………………………………...44
претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа. Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Глава
3. Предпринимательские
риски на примере ЗАО
«Каприз».
В процессе деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями.
Основные риски, связанные с этой деятельностью:
1. Риск некачественного товара
2. Риск неквалифицированного подбора персонала
3. Риск, связанный с кражей оборудования
4. Риск, связанный с выходом из строя оборудования
5. Отказ заказчика от оплаты продукции. На практике это происходит редко. Иногда возникают ситуации отсрочки оплаты заказа.
6. Риск, связанный с повышением курса доллара.
Виды угроз:
1.Существенное повышение арендной платы со стороны администрации (предпринимательский риск).
2.Ухудшение жизненного уровня населения, которое отразится на всех видах предпринимательской деятельности.
3.Внутренние техногенные угрозы, к которым можно отнести пожары и аварии от неправильного обращения с электроприборами, несоблюдение их технического режима, возгорание проводки и т.д. (предпринимательский риск).
4.Угроза отключения электроэнергии, что особенно актуально для маленького города в зимнее время
5.Социальные внутренние угрозы, к которым относят забастовки, связанные с неправильным распределением материальных средств от выполненных заказов.
6.Угроза, связанная с конкуренцией. Такое возможно, если конкурирующее предприятие откроется в более удобном для жителей месте (например, в центре города), будет иметь персонал с более высокой квалификацией, лучшее оборудование (или более новое) и более низкие цены.
Следовательно, возможны следующие виды рисков:
Производственный риск связан с выпуском продукции и оказанием услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин его возникновения можно назвать:
• возможное снижение предполагаемых объемов производства;
• рост материальных и других затрат;
• уплата повышенных отчислений, налогов;
•перспектива неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
• отказ покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
• срыв заключенных соглашений относительно представления займов, инвестиций или кредитов и т.д.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования, или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.
В большинстве предприятий и фирм имеется специальный менеджер по риску. Обычно он разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами, заведующими той или иной сферой деятельности. В частности, вместе с финансовым менеджером он занимается вопросами определения степени риска и оценкой последствий всех видов финансовой деятельности, выбором вида страхования, оценкой риска инвестиций в ценные бумаги и прочее. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с маркетологом, с менеджером, ответственным за кадровую работу, с инженером по технике безопасности.
Большинство людей предпочитает нерискованные проекты. Отношение к риску определяется относительной величиной капитала, участвующего в проекте, и временем участия. По мнению специалистов, легче оценить возможные риски в коротком промежутке времени, чем в длительном.
В ходе оценки альтернативных вариантов приходится прогнозировать возможные результаты. Но в каких условиях следует производить такой анализ и принимать решение — определенности, риска или неопределенности?
Решение обычно принимается в условиях определенности, когда руководитель точно (т.е. с единичной вероятностью) знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции, депозитные сертификаты и государственные облигации, когда точно известно, что на вложенные средства уйдет получено, допустим, 80% годовых.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся решения с известной вероятностью получения каждого из результатов. Вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и изменяется от нуля до единицы. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.
Решение принимается в условиях неопределенности, если невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Так бывает, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что достаточной информации о них просто нет или она баснословно дорога. В итоге вероятность того или иного результата невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.
Неопределенность характерна и для многих решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Эта ситуация очень знакома украинским предпринимателям. Сталкиваясь с неопределенностью, предприниматель может идти по двум основным путям.
Во-первых, можно попытаться получить дополнительную информацию, еще раз проанализировать проблему и таким образом уменьшить ее новизну и сложность. Руководитель сочетает анализ по дополнительной информации с накопленным им опытом, способностью осуждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предположительную вероятность. Весьма желательно привлечь к работе экспертов для составления экспертных оценок. Хорошие эксперты способны вывести решение руководителя из разряда неопределенного в разряд рискованного и придать выбору научную и практическую обоснованность.
Во-вторых, можно в точном соответствии с прошлым опытом и интуицией сделать цифровое (от нуля до единицы) предположение о вероятности событий и действовать. Этим путем можно воспользоваться, если нет времени на сбор дополнительной информации или если затраты на нее чересчур высоки.
Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском, и задачей руководства предприятия является снижение риска. Для этого используется различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.
Диверсификация — это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по- другому. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
Страхование — это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Первое может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Второе включает страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности.
Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. По целям и технике проведения операции выделяют: хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта в целях страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта для страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Лимитирование предполагает установление лимита — определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала и т.п.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ обычно пригоден при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.
Распределение риска предполагает его разделение между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивают риск проекта. Способом разделения риска является операция факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном поступлении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии, может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.
Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограничена. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда она неполная.
Суммируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
• не забывать о последствиях риска;
•
не рисковать многим ради малого.
Заключение
Таким образом, предпринимательский риск – это возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе деятельности малых предприятий и, следовательно, недостижении ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода). В то же время предпринимательский риск в отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может проявляться в получении большей по объему прибыли (дохода), чем намечалось до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова, предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.