Привлечение инвестиций российскими компаниями путем первичного публичного размещения акций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – проанализировать привлечение инвестиций российскими компаниями путем первичного публичного размещения акций.
Задачи нашей работы:
изучить формы заимствования российскими компаниями денежных средств;
проанализировать процедуру проведения IPO;
сформулировать предложения и рекомендации по дальнейшему развитию IPO в России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая IPO.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

4. Чрезмерная концентрация  оборота российского рынка ценных бумаг. Сегодня порядка 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов. В странах с развитым фондовым рынком значение этого показателя не превышает 20-30%.

5. Слабое развитие  российских институциональных инвесторов: пенсионных, паевых и страховых фондов. Кроме этого, существует нормативный запрет на инвестирование пенсионных средств и средств паевых инвестиционных фондов в IPO.

Практически все время  с момента размещения весной 2006 г. 5-летние рублевые облигации Дикси-Финанс-1 торговались ниже номинала. Это связано с тем, что достаточно громко заявившая о себе компания преподнесла инвесторам ряд поводов для разочарования. Это и задержка с публикацией отчетности по МСФО за 2006 г., и резкий рост долговой нагрузки, и перенос сроков IPO.

Мы считаем, что сейчас пришло время пересмотреть взгляды  на компанию. В мае 2007 г. ДИКСИ провела IPO, в результате чего произошло очень  существенное укрепление ее кредитного профиля.

Достаточно сказать, что  показатель «Долг/EBITDA годовая» у ДИКСИ опустился с 5.9х в конце 2006 г. до менее чем 3.0х в конце 1-го полугодия 2007 г.

Насколько мы поняли по итогам недавней встречи с руководством ДИКСИ, в дальнейшем компания не планирует  увеличивать долговую нагрузку выше 3х в терминах «Долг/EBITDA». Обычно мы относимся к подобным прогнозам розничных сетей с высокой долей скепсиса, понимая аппетиты акционеров в части нацеленности на рост. Вместе с тем, учитывая, что в прошлом ДИКСИ получила хороший «урок», мы считаем, что сейчас отношение компании к долговой нагрузке действительно изменилось.

На наш взгляд, после IPO по уровню кредитоспособности ДИКСИ  отделилась от группы продуктовых ритейлеров 2-3 эшелонов и заметно приблизилась к лидерам сегмента – Магниту, X5 и Седьмому Континенту. Вместе с тем, котировки облигаций ДИКСИ пока не полностью отразили эту трансформацию. На наш взгляд, потенциал сужения спрэдов облигаций Дикси-Финанс-1 к выпускам лидеров сегмента составляет сейчас около 100бп.

Недавно появились сообщения  о возможном объединении ДИКСИ с Магнитом или Х5 путем обмена акциями. Для ДИКСИ объединение с более сильным ритейлером стало бы позитивным кредитным событием. Однако мы предпочитаем не учитывать этот фактор при определении справедливой доходности облигаций ДИКСИ, т.к., по нашим ощущениям, никаких договоренностей между сетями пока не достигнуто.

Если бы не общее ухудшение  рыночной конъюнктуры, сейчас был бы очень хороший момент для покупки  облигаций ДИКСИ, в качестве наилучшей  альтернативы в сегменте облигаций  продуктовой розницы. В ближайшие недели компания должна опубликовать результаты за 1-е полугодие 2007 г., где будет зафиксирован факт снижения долговой нагрузки. Кроме того, как нам стало известно, в начале осени компания планирует завершить работу по получению кредитного рейтинга. Мы рекомендуем инвесторам покупать облигации ДИКСИ-Финанс-1 при первых признаках улучшения конъюнктуры или просто заместить этим выпуском другие облигации продуктовой розницы в торговых портфелях, т.к. ожидаем, что он будет демонстрировать динамику «лучше рынка».

Напомним, что в 2006 г. ДИКСИ  существенно увеличила объем  долга с целью финансирования расширения сети. По состоянию на 31 декабря 2006 г. консолидированный чистый долг ДИКСИ составил USD264 млн. На тот  момент показатели «Долг/EBITDA» и «Долг/Собственный капитал» выглядели достаточно агрессивно – на уровне 5.9х и 4.1х соответственно.

Однако после проведенного в мае IPO ситуация с долговой нагрузкой  у ДИКСИ значительно улучшилась. За счет размещения допэмиссии акций  компания привлекла в капитал более USD130 млн., в результате чего сразу после IPO объем чистого долга снизился до USD129 млн. По нашим оценкам, по итогам 1-го полугодия долг ДИКСИ составил около USD140 млн.

Таким образом, соотношение  «Долг/Капитал» по результатам 1-го полугодия снизилось до 0.7х, что указывает на высокий уровень финансовой устойчивости. На самом деле, столь консервативной структурой баланса среди продуктовых розничных сетей могут похвастаться лишь Х5 и Седьмой

Мы предполагаем, что  операционная рентабельность ДИКСИ (EBITDA margin) в течение января июня 2007 г. находилась на уровне 4.2-4.4%. Мы исходим из того, что в 1-м полугодии розничные сети обычно показывают более слабые результаты по сравнению со 2-м полугодием, а также предполагаем, что за счет эффекта масштаба, усилий ДИКСИ по развитию логистики и увеличению доли private label показатели рентабельности у сети будут чуть выше, чем в 2006 г.

 

2.3 Финансовый кризис и его влияние на развитие IPO в РФ и СНГ

 

Согласно отчету The PBN Company по итогам первого полугодия 2008 года количество IPO в СНГ снизилось в три раза. Только шесть компаний решились прибегнуть к публичному размещению и привлекли в общей сложности 1,675 млн долларов против 25,295 млн за аналогичный период прошлого года. Фактически это самые низкие показатели за последние четыре года. Резкий спад сменил собой пик IPO в 2007 году.

Причиной такого спада  стал мировой кризис ликвидности. Из-за нехватки денег у инвесторов они  предлагают слишком низкие цены за акции. В результате компании справедливо опасаются, что IPO принесет им меньше денег, чем могло бы принести при отсутствии кризисной ситуации.

По данным исследования, проведенного консалтинговым агентством по стратегическим коммуникациям The PBN Company, в III квартале 2008 года объем капитала, привлеченного компаниями из России и стран СНГ в ходе первичных публичных размещений (IPO), достиг рекордно низкого уровня за весь период времени начиная с 2004 года. Финансовые показатели III квартала фиксируют минимальный размер привлеченного капитала по сравнению со всеми другими ежеквартальными данными за всю историю проведения IPO компаниями из стран СНГ – с момента размещения акций компании «Вымпелком», состоявшегося в 1996 году.

В III квартале 2008 года первичное  предложение своих акций провела только одна компания из СНГ – российский производитель минеральных удобрений «Акрон». В ходе сильно сокращенного, технического варианта IPO эмитенту удалось привлечь всего 2,7 млн долларов. Эта цифра не идет ни в какое сравнение с капиталом объемом 1,1 млрд долларов, привлеченным во II квартале 2008 года, и с 566 млн долларов, полученными в I квартале. С точки зрения объема привлеченного капитала размещение «Акрона» стало самым маленьким IPO компании из СНГ за всю историю первичных предложений из данного региона.3

Поскольку Россия и страны СНГ начали в полной мере ощущать  последствия мирового финансового  кризиса, компании откладывают свой выход на биржу в ожидании более  благоприятной конъюнктуры рынка. Мы знаем, что в настоящее время 43 компании официально отложили свои размещения или отказались от проведения IPO в этом году. Принимая во внимание тот факт, что восстановление рынка в этом году представляется все менее вероятным, даже по самым оптимистичным прогнозам новые размещения будут весьма немногочисленны.

Хотя около 120 компаний считают проведение своего IPO возможным  в течение ближайших пяти лет, во многом это зависит от способности  мирового и внутреннего рынков восстановить ликвидность и вернуть доверие  инвесторов.

 

 

Заключение

 

Таким образом, проанализировав всё вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Мы выяснили, что существует несколько способов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемыми в России являются банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют некоторые недостатки и в сравнении с преимуществами IPO не являются наиболее эффективными методами привлечения инвестиций, так как:

- банковские кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях;

- корпоративные облигации также влекут риски и нежелательные последствия долгового характера и не решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе.

Таким образом, мы сделали  вывод, что привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся предприятий является наиболее выгодным способом привлечения денежных средств, так как предоставляет следующие преимущества:

  1. привлечение долгосрочного капитала без необходимости последующего возвращения;
  2. увеличение капитализации (рыночной стоимости);
  3. возможность привлечение в будущем капитала на более выгодных условиях;
  4. упрощение процесса диверсификации, путём слияний и приобретений;
  5. повышение престижа и имиджа компании;
  6. повышение мотивации персонала.

После рассмотрения второй главы, мы можем заявить, что процесс подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат. Предприятие, планирующее провести IPO, должна организовать и успешно пройти множество этапов. В целом, процесс по привлечению капитала с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций, обычно занимает 3-4 года.

Также мы выяснили, что  более выгодно проводить IPO за рубежом, так как в этом случае компания имеет ряд преимуществ:

  1. получение повышенной рыночной оценки компании;
  2. доступ к более капиталоёмкому фондовому рынку;
  3. обеспечение более высокой ликвидности акций;
  4. больше вероятности сохранения контроля за предприятием;
  5. повышение общего статуса, кредитного рейтинга и имиджа предприятия.

Однако проведение IPO за рубежом является более сложным и дорогостоящим процессом. Предприятия, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок должны удовлетворять повышенным требованиям в отношении предоставляемой информации.

С каждым годом увеличивается число российских компаний, желающих провести IPO . Однако на сегодняшний момент существует ряд факторов, которые тормозят развитие этого инструмента привлечения инвестиций:

  1. слабая развитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг;
  2. слабая развитость российского фондового рынка в целом, а также незавершенное формирование его инфраструктуры;
  3. неразвитость российских институциональных инвесторов и других участников фондового рынка.

Таким образом, проанализировав  всё вышесказанное, мы рекомендуем следующие мероприятия:

    1. совершенствовать законодательство в области ценных бумаг, исключением противоречий и рассмотрением наиболее актуальных и необходимых инициатив СРО с последующим их принятием;
    2. создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка;
    3. способствовать развитию институциональных инвесторов, путем рационального государственного вмешательства.

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-законодательные  документы

  1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  2. Федеральный Закон от 26.12.1995 г. № 2084ФЗ «Об акционерных обществах».
  3. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 № 03-30/ПС. «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
  4. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.01.2002 №1/ПС «Об утверждении положений о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».
  5. «Кодекс корпоративного поведения» (с последними изменениями от 5 апреля 2002 г.).

Составная часть периодических  изданий (газеты, сборника трудов, материалов конференции, журнала)

  1. Пособие для эмитентов по процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации. / Проект Тасис ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках. – М.– 2000. – 80 с.
  2. Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. 2005. - №5
  3. Энгау В. Проведение IPO на российском фондовом рынке – за и против //Экономическое развитие: теория и практика: Материалы Международной научной конференции. 5-7 апреля 2007 г. Секции 1,2,4. СПб, 2007
  4. Энгау В. Российские страховые компании на фондовом рынке //Финансовый рынок и кредитно-банковская система России: Сборник научных трудов. Выпуск 8. СПб, 2007
  5. Энгау В. Российское IPO в глобальном мире //Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - № 4.- 2007
  6. Энгау В. Российское IPO в условиях глобализации // Национальная экономика в условиях глобализации: роль институтов: Сборник научных трудов /Под. Ред. А.Я. Линькова. – СПб: Изд-во СПбРГПУ им.А.И.Герцена, 2007
  7. Энгау В. Рынок IPO в 2006 году //Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке: Материалы 2-й международной научной конференции. 29-30 марта 2007 года. Т. 2. СПб, 2007. – 0,1 п.л.
  8. Энгау В. Эффективность российского фондового рынка //Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях: 3-я межвузовская конференция студентов и аспирантов 5-6 апреля 2007 года /Под ред. В.П. Попкова. – СПб: Изд-во СПбГИЭУ, 2008.

Учебники и учебные пособия

  1. IPO как путь к успеху. /Стивен Блоуэрс, Питер Гриффит, Томас Милан. – М.: Эрнст энд Янг, 2002. – 285 с.
  2. Баканов М. И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа./ М. И. Баканов, – М.: Финансы и статистика, 2005
  3. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2003. – 240 с.
  4. Гулькин П.Г. Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2002. – 238 с.
  5. Теория переходной экономики: Учеб. Пособ./ Под ред. И.П. Николаевой. – М.:Логос, 2005

Информация о работе Привлечение инвестиций российскими компаниями путем первичного публичного размещения акций