Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель нашей работы – проанализировать привлечение инвестиций российскими компаниями путем первичного публичного размещения акций.
Задачи нашей работы:
изучить формы заимствования российскими компаниями денежных средств;
проанализировать процедуру проведения IPO;
сформулировать предложения и рекомендации по дальнейшему развитию IPO в России.
4. Чрезмерная концентрация оборота российского рынка ценных бумаг. Сегодня порядка 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов. В странах с развитым фондовым рынком значение этого показателя не превышает 20-30%.
5. Слабое развитие российских институциональных инвесторов: пенсионных, паевых и страховых фондов. Кроме этого, существует нормативный запрет на инвестирование пенсионных средств и средств паевых инвестиционных фондов в IPO.
Практически все время с момента размещения весной 2006 г. 5-летние рублевые облигации Дикси-Финанс-1 торговались ниже номинала. Это связано с тем, что достаточно громко заявившая о себе компания преподнесла инвесторам ряд поводов для разочарования. Это и задержка с публикацией отчетности по МСФО за 2006 г., и резкий рост долговой нагрузки, и перенос сроков IPO.
Мы считаем, что сейчас пришло время пересмотреть взгляды на компанию. В мае 2007 г. ДИКСИ провела IPO, в результате чего произошло очень существенное укрепление ее кредитного профиля.
Достаточно сказать, что показатель «Долг/EBITDA годовая» у ДИКСИ опустился с 5.9х в конце 2006 г. до менее чем 3.0х в конце 1-го полугодия 2007 г.
Насколько мы поняли по итогам недавней встречи с руководством ДИКСИ, в дальнейшем компания не планирует увеличивать долговую нагрузку выше 3х в терминах «Долг/EBITDA». Обычно мы относимся к подобным прогнозам розничных сетей с высокой долей скепсиса, понимая аппетиты акционеров в части нацеленности на рост. Вместе с тем, учитывая, что в прошлом ДИКСИ получила хороший «урок», мы считаем, что сейчас отношение компании к долговой нагрузке действительно изменилось.
На наш взгляд, после IPO по уровню кредитоспособности ДИКСИ отделилась от группы продуктовых ритейлеров 2-3 эшелонов и заметно приблизилась к лидерам сегмента – Магниту, X5 и Седьмому Континенту. Вместе с тем, котировки облигаций ДИКСИ пока не полностью отразили эту трансформацию. На наш взгляд, потенциал сужения спрэдов облигаций Дикси-Финанс-1 к выпускам лидеров сегмента составляет сейчас около 100бп.
Недавно появились сообщения о возможном объединении ДИКСИ с Магнитом или Х5 путем обмена акциями. Для ДИКСИ объединение с более сильным ритейлером стало бы позитивным кредитным событием. Однако мы предпочитаем не учитывать этот фактор при определении справедливой доходности облигаций ДИКСИ, т.к., по нашим ощущениям, никаких договоренностей между сетями пока не достигнуто.
Если бы не общее ухудшение рыночной конъюнктуры, сейчас был бы очень хороший момент для покупки облигаций ДИКСИ, в качестве наилучшей альтернативы в сегменте облигаций продуктовой розницы. В ближайшие недели компания должна опубликовать результаты за 1-е полугодие 2007 г., где будет зафиксирован факт снижения долговой нагрузки. Кроме того, как нам стало известно, в начале осени компания планирует завершить работу по получению кредитного рейтинга. Мы рекомендуем инвесторам покупать облигации ДИКСИ-Финанс-1 при первых признаках улучшения конъюнктуры или просто заместить этим выпуском другие облигации продуктовой розницы в торговых портфелях, т.к. ожидаем, что он будет демонстрировать динамику «лучше рынка».
Напомним, что в 2006 г. ДИКСИ существенно увеличила объем долга с целью финансирования расширения сети. По состоянию на 31 декабря 2006 г. консолидированный чистый долг ДИКСИ составил USD264 млн. На тот момент показатели «Долг/EBITDA» и «Долг/Собственный капитал» выглядели достаточно агрессивно – на уровне 5.9х и 4.1х соответственно.
Однако после проведенного
в мае IPO ситуация с долговой нагрузкой
у ДИКСИ значительно
Таким образом, соотношение «Долг/Капитал» по результатам 1-го полугодия снизилось до 0.7х, что указывает на высокий уровень финансовой устойчивости. На самом деле, столь консервативной структурой баланса среди продуктовых розничных сетей могут похвастаться лишь Х5 и Седьмой
Мы предполагаем, что операционная рентабельность ДИКСИ (EBITDA margin) в течение января июня 2007 г. находилась на уровне 4.2-4.4%. Мы исходим из того, что в 1-м полугодии розничные сети обычно показывают более слабые результаты по сравнению со 2-м полугодием, а также предполагаем, что за счет эффекта масштаба, усилий ДИКСИ по развитию логистики и увеличению доли private label показатели рентабельности у сети будут чуть выше, чем в 2006 г.
2.3 Финансовый кризис и его влияние на развитие IPO в РФ и СНГ
Согласно отчету The PBN Company по итогам первого полугодия 2008 года количество IPO в СНГ снизилось в три раза. Только шесть компаний решились прибегнуть к публичному размещению и привлекли в общей сложности 1,675 млн долларов против 25,295 млн за аналогичный период прошлого года. Фактически это самые низкие показатели за последние четыре года. Резкий спад сменил собой пик IPO в 2007 году.
Причиной такого спада стал мировой кризис ликвидности. Из-за нехватки денег у инвесторов они предлагают слишком низкие цены за акции. В результате компании справедливо опасаются, что IPO принесет им меньше денег, чем могло бы принести при отсутствии кризисной ситуации.
По данным исследования, проведенного консалтинговым агентством по стратегическим коммуникациям The PBN Company, в III квартале 2008 года объем капитала, привлеченного компаниями из России и стран СНГ в ходе первичных публичных размещений (IPO), достиг рекордно низкого уровня за весь период времени начиная с 2004 года. Финансовые показатели III квартала фиксируют минимальный размер привлеченного капитала по сравнению со всеми другими ежеквартальными данными за всю историю проведения IPO компаниями из стран СНГ – с момента размещения акций компании «Вымпелком», состоявшегося в 1996 году.
В III квартале 2008 года первичное
предложение своих акций провел
Поскольку Россия и страны
СНГ начали в полной мере ощущать
последствия мирового финансового
кризиса, компании откладывают свой
выход на биржу в ожидании более
благоприятной конъюнктуры
Хотя около 120 компаний считают проведение своего IPO возможным в течение ближайших пяти лет, во многом это зависит от способности мирового и внутреннего рынков восстановить ликвидность и вернуть доверие инвесторов.
Заключение
Таким образом, проанализировав всё вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Мы выяснили, что существует несколько способов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемыми в России являются банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют некоторые недостатки и в сравнении с преимуществами IPO не являются наиболее эффективными методами привлечения инвестиций, так как:
- банковские кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях;
- корпоративные облигации также влекут риски и нежелательные последствия долгового характера и не решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе.
Таким образом, мы сделали вывод, что привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся предприятий является наиболее выгодным способом привлечения денежных средств, так как предоставляет следующие преимущества:
После рассмотрения второй главы, мы можем заявить, что процесс подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат. Предприятие, планирующее провести IPO, должна организовать и успешно пройти множество этапов. В целом, процесс по привлечению капитала с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций, обычно занимает 3-4 года.
Также мы выяснили, что более выгодно проводить IPO за рубежом, так как в этом случае компания имеет ряд преимуществ:
Однако проведение IPO за рубежом является более сложным и дорогостоящим процессом. Предприятия, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок должны удовлетворять повышенным требованиям в отношении предоставляемой информации.
С каждым годом увеличивается число российских компаний, желающих провести IPO . Однако на сегодняшний момент существует ряд факторов, которые тормозят развитие этого инструмента привлечения инвестиций:
Таким образом, проанализировав всё вышесказанное, мы рекомендуем следующие мероприятия:
Список использованных источников
Нормативно-законодательные документы
Составная часть периодических изданий (газеты, сборника трудов, материалов конференции, журнала)
Учебники и учебные пособия