После завершения сбора данных, а
иногда и в процессе их поступления
производится их систематизация и анализ.
Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации
для большинства зарубежных фирм служит
компьютер, в информационную базу которого
включаются все значимые данные, отражающие
различные функции управления деятельностью
фирмы (организацию производства, закупку,
продажу, управление кадрами, финансовую
маркетинговую деятельность и др.).
Использование компьютерной технологии
хранения и получения внутренней
вторичной информации позволяет
не только сократить трудовые затраты
по ее сбору, но и обеспечить высокую
оперативность ее получения.
Несмотря на заметное развитие процесса
компьютеризации управленческой деятельности
на отечественных предприятиях большая
часть внутренней информации по-прежнему
обрабатывается вручную, что значительно
снижает оперативность ее сбора.
Внешние источники вторичной
информации:
- материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями;
- отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;
- издания некоммерческих исследовательских организаций (например отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.);
- публикации торговых и промышленных ассоциаций;
- журналы по различным товарам и технологиям;
- газеты;
- радиорекламу.
Сбор вторичной информации из внешних
источников требует от занятых работников
четкого представления об искомой
информации, навыков ведения ее быстрого
поиска при обязательном выполнении условия
его тщательности.
Систематизация вторичной информации
производится, как правило, после
завершения ее сбора из внутренних
и внешних источников и направлена
на облегчение процесса ее последующего
анализа.
Анализ вторичной информации включает
оценку ее полноты, достоверности и
непротиворечивости для решения
поставленных перед исследователями
задач. Положительная оценка указанных
характеристик вторичной информации
позволяет приступить к ее интерпретации,
формулированию выводов и разработке
рекомендаций, направленных на достижение
цели и решение задач маркетингового
исследования. В случае же неудовлетворительной
оценки указанных выше характеристик
вторичной информации (недостаточной
полноты, достоверности или ее противоречивости)
определяется потребность в дополнительной
первичной информации.
- Сегментирование рынка.
Рынки состоят из покупателей, различающихся
по самым разным параметрам. Разными
могут быть потребности, ресурсы, географическое
положение, покупательские отношения
и привычки. Любую из этих переменных
можно использовать для сегментирования
рынка.
Сегментирование потребительских
рынков. Единого метода сегментирования рынка
нет. Предприятию необходимо опробовать
варианты сегментирования на основе разных
параметров (одного или нескольких сразу)
и попытаться отыскать наиболее эффективный
подход.
- Сегментирование по географическому принципу. Рынок можно разбить на разные географические единицы: государства, районы, города, территории и микрорайоны. Фирма может принять решение действовать в одном или нескольких географических районах либо во всех районах, но с учетом различия в нуждах и предпочтениях, определяемых местными условиями.
- Сегментирование по демографическому принципу. Возможна разбивка рынка на группы на основе демографических переменных, таких, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения и национальность. Демографические переменные - самые популярные факторы, служащие основой для выделения групп потребителей. Одна из причин подобной популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны с демографическими признаками. Другая причина кроется в том, что демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются замерам. Демографические переменные для сегментирования:
- Возраст и этап жизненного цикла семьи. Потребности и возможности покупателей меняются с возрастом. Даже 6-месячный ребенок уже отличается по своему потребительскому потенциалу, скажем, от 3-месячного.
- Пол. Сегментирование по признаку пола уже давно проводится применительно к одежде, принадлежностям по уходу за волосами, косметике и журналам. Время от времени возможность сегментирования по признаку пола обнаруживают и на других рынках.
- Уровень доходов. Старым приемом деления рынка применительно к таким товарам и услугам, как автомобили, одежда, косметика, образование и путешествия, является сегментирование по признаку уровня доходов. Иногда возможности такого сегментирования осознаются и в других отраслях деятельности, например при изготовлении спиртных напитков. В то же время по уровню доходов не всегда можно определить потребителей того или иного товара.
- Сегментирование по психографическому принципу. При психографическом сегментировании покупателей разделяют на группы в зависимости от принадлежности к общественному классу, образа-жизни или характеристик личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.
- Общественный класс. Принадлежность к общественному классу сильно сказывается на предпочтениях человека в отношении автомобилей, одежды, бытовой утвари, на проведении досуга, его читательских привычках, выборе розничных торговых точек. Многие фирмы проектируют свои товары и услуги в расчете на представителей конкретного общественного класса, предусматривая свойства и характеристики, которые импонируют именно этому классу.
- Образ жизни. Влияет на заинтересованность в тех или иных товарах и образ жизни потребителей. Продавцы все чаще прибегают к сегментированию рынков по этому признаку.
- Тип личности. Характеристики личности также используются продавцами в качестве основы для сегментирования рынка. Производители придают своим товарам такие характеристики, которые соответствуют личным характеристикам потребителей.
- Сегментирование по поведенческому принципу. При сегментировании рынка на основе поведенческих особенностей можно разделить покупателей на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Поведенческие переменные считают наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка.
- Поводы для совершения покупки. Покупателей можно различать в зависимости от повода возникновения идеи покупки или использования товара.
- Искомые выгоды. Одна из действенных форм сегментирования -классификация покупателей на основе тех выгод, которых они ищут.
- Статус пользователя. Многие рынки можно разбить на следующие сегменты: лица, не пользующиеся товаром, бывшие пользователи, потенциальные пользователи, пользователи-новички и регулярные пользователи.
- Интенсивность потребления. Рынки можно также разбивать по группам слабых, умеренных и активных потребителей товара. Активные пользователи, как правило, составляют небольшую часть рынка, однако на их долю приходится большой процент общего объема потребления товара.
- Степень приверженности. Сегментирование рынка можно осуществлять и по степени приверженности потребителей к товару. Потребители могут быть приверженцами товарных марок, магазинов и прочих самостоятельных объектов. По степени приверженности покупателей можно разделить на четыре группы: безоговорочные приверженцы, терпимые и непостоянные приверженцы, "странники".
*Безоговорочные приверженцы - это потребители, которые всегда покупают товар одной и той же марки.
* Терпимые приверженцы - это потребители, которые привержены к двум-трем товарным маркам.
* Непостоянные приверженцы - это потребители, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую. Схема их покупательского поведения показывает, что потребители постепенно смещают свои предпочтения с одной марки на другую.
* "Странники" -это потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров. Не имеющий приверженности потребитель либо покупает, любую марку из доступных в данный момент, либо хочет приобрести нечто отличное от существующего ассортимента.
- Степень готовности покупателя к восприятию товара. В любой данный момент времени люди находятся в разной степени готовности к совершению покупки товара. Одни вообще не осведомлены о товаре, другие - осведомлены, третьи - информированы о нем, четвертые - заинтересованы в нем, пятые - желают его, шестые - намереваются купить. Соотношение потребителей различных групп нужно учитывать в маркетинговой программе.
- Отношение к товару. Рыночная аудитория может относиться к товару восторженно, положительно, безразлично, отрицательно или враждебно.
Сегментирование рынка
товаров промышленного назначения. В
качестве основы для сегментирования
рынков товаров промышленного назначения
можно использовать большую часть тех
же переменных, что и при сегментировании
потребительских рынков. Покупателей
товаров промышленного назначения можно
сегментировать по географическому принципу
и по ряду поведенческих переменных, например
на основе искомых ими выгод, статуса пользователя,
интенсивности потребления, степени приверженности,
готовности к восприятию товара и отношения
к нему.[10-448с.]
Выбор целевых сегментов
рынка.
Маркетинговое сегментирование вскрывает
возможности различных сегментов
рынка, на котором предстоит выступать
продавцу. После этого фирме необходимо
решить, сколько сегментов следует
охватить и как определить самые
выгодные для нее сегменты.
Фирма может воспользоваться тремя
стратегиями охвата рынка:
- Недифференцированный маркетинг. Возможно, фирма решится пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов а на том, что в этих нуждах общее. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Фирма стремится придать товару образ превосходства в сознании людей.
- Дифференцированный маркетинг. В данном случае фирма решает выступить на большинстве или даже на всех сегментах и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение.
- Концентрированный маркетинг. Многие фирмы видят для себя и третью маркетингов</