Процесс управление маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:07, реферат

Краткое описание

Первые элементы маркетинга появились в XVII веке. Маркетинг зародился в США, с 1902 г. преподавался в университете. С 1906 г. маркетинг проник в бизнес, и появились специальные отделы. В 1926 г. в ССША была создана Национальная Ассоциация Маркетинга и Рекламы. В 1973 г. она переименована в Американскую Ассоциацию Маркетинга, президентом которой является Ф. Котлер. Как система управления на рынке маркетинг развивается по закону крупной монополии, требующей глубокого изучения рынка и поиска новых форм деятельности на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

 

Процесс управления маркетингом

Первые элементы маркетинга появились  в XVII веке. Маркетинг зародился в  США, с 1902 г. преподавался в университете. С 1906 г. маркетинг проник в бизнес, и появились специальные отделы. В 1926 г. в ССША была создана Национальная Ассоциация Маркетинга и Рекламы. В 1973 г. она переименована в Американскую Ассоциацию Маркетинга, президентом которой является Ф. Котлер. Как система управления на рынке маркетинг развивается по закону крупной монополии, требующей глубокого изучения рынка и поиска новых форм деятельности на рынке.

Маркетинг (англ. market – рынок) –  это система управления деятельностью  фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения  прибыли. Сегодня существует более 2000 определений маркетинга. Приведем некоторые из них

маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на продвижение товаров  и услуг от того, кто их производит к тому, кто в них нуждается  посредством обмена

маркетинг – это наука об управлении рынком, соединившая опыт лучших предприятий с достижениями математики, статистики, социологии, психологии, менеджмента

маркетинг – это управленческая деятельность на рынке по планированию и реализации товарной, ценовой, коммуникативной  политики, политики распределения и товародвижения

маркетинг понимают сегодня с двух точек зрения

- как практическую управленческую  деятельность на коммерческой  фирме, осуществляемую службой  или отделом маркетинга;

- как философию современного  бизнеса, основанную на том,  что успех в бизнесе связан с наличием потребителя, изучением и удовлетворением его нужд и потребностей.

Французский экономист Ж.Б. Сей  в эпоху промышленной революции  сформулировал основное правило  управления бизнесом: снижать издержки на производство и реализацию продукции, чтобы увеличить прибыль.

 

ЦЕНА=ИЗДЕРЖКИЇ+ПРИБЫЛЬ

 

Это правило «работало» в индустриальную эпоху, когда отрасли, рынки, ассортимент  были стабильными. В современных  условиях информационной эры фирмы  должны уделять внимание реализации, сбыту, увеличению доходов, улучшению финансового состояния большее внимание, чем снижению издержек. Если фирма планирует выйти на рынок с традиционным товаром или видом услуг, то нужно знать, какого рода изменения в товаре интересуют потребителя, что представляет собой товар и цена конкурента, каковы перспективы работы на данном рынке. Далее предстоит работа с потребителем, разъясняя ему с помощью рекламы, как он выиграет от потребления данного товара. В индустриальную эру применяются два вида маркетинга:

- маркетинг, ориентированный на продукт;

- маркетинг, ориентированный на  потребителя.

Оба эти вида маркетинга связаны  с риском для производителя. Если фирма изготовила прекрасный продукт, то работа сделана на половину; его  нужно реализовать и получить деньги от потребителя. В современную эпоху снизить риск первого вида маркетинга, можно только создав такой продукт, который положит начало формированию новой отрасли промышленности.

Второй метод маркетинга предполагает, что фирма максимально точно  знает, что покупают отдельные потребители, причем эти знания получают не изучением статистики, а из первых уст, но и в этом случае работа сделана на половину, так как может появиться новый продукт. В информационную эру фирмы употребляют оба вида маркетинга – это интегрированный маркетинг и сущность его в том, что и продукт и потребитель создаются одновременно. Переход к интегрированному маркетингу привел к созданию новых организационных форм на предприятии.

Сущность маркетинга заключается  в формуле: «производить то, что будет  продано». В 1960 г. Д. Маккарти предложил концепцию «5P» как основной инструмент функционирования маркетинга, комплекс маркетинга, маркетинг-микс. (табл. 1.)

 

Таблица 1 - Концепция «5P»

PRODUCT

Продукт, услуга, товарная политика фирмы.

PLACE

Место продажи, политика распределения и товародвижения.

PRICE

Ценовая политика.

PROMOTION

Коммуникативная политика, политика стимулирования сбыта.

PUBLIC RELATIONS (P.R.)

Формирование имиджа фирмы, благоприятной  репутации в глазах общественности.


 

В настоящее время ассоциации маркетинга созданы во всех странах. В России ассоциация маркетинга была создана в 1992 г.

Содержание маркетинга связано  с его сущностью: изучением и  удовлетворением нужд и потребностей целевого потребителя. Главное в  содержании маркетинга – это двуединый подход: с одной стороны, это тщательное изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей потребителя, ориентация производства на эти требования; с другой стороны, - это активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Этим определяется основа маркетинга, содержание его основных элементов и функций.

Основные принципы маркетинга [9, С. 21]:

- сегментация – ориентация деятельности  фирмы не на весь рынок в  целом (один товар на всех  потребителей), а на отдельные группы потребителей, целевые сегменты, предлагая каждому сегменту товар со своими характеристиками, качеством, ценами.

- адаптация – постоянное приспособление  производства под изменяющиеся  нужды и потребности потребителей;

- ориентация фирмы в бизнесе на долговременный результат.

- инновации – ориентация деятельности  фирмы на нововведения – разработку  новых товаров, методов сбыта,  инструментов продвижения.

- учет возможностей фирмы.

Маркетинг требует управления. Под  управлением маркетингом понимают анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объемов сбыта, увеличение доли рынка. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей, т.е. управление маркетингом - это управление спросом.

Управляющие маркетинга - это должностные  лица фирмы, занимающиеся исследованием  маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся  управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы и стимулирования сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.

Существует пять разных подходов в  управлении маркетингом:

1. Концепция совершенствования  производства, которая утверждает, что потребители предпочитают товары с низкими ценами, следовательно, надо снижать затраты в производстве.

2. Концепция совершенствования  товара исходит из того, что  потребители предпочитают качественные  товары и в этом случае стимулирование сбыта не требуется.

3. Концепция интенсификации коммерческих  усилий базируется на том, что  товары не будут покупать без  значительных усилий в сфере  сбыта и стимулирования.

4. Концепция маркетинга строится  на утверждении, что фирма должна  выявить с помощью исследований запросы и нужды точно очерченного рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение.

5. Концепция социально-этического  маркетинга провозглашает своим  принципом достижение целей организации  и ее способность обеспечить  потребительскую удовлетворенность и долговременное благополучие и потребителя и общества в целом.

Практически деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей и в качестве покупателей, и в качестве продавцов, и в  качестве рядовых граждан.

Цели маркетинга: максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Эти цели решает маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые  исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.

Задачи маркетинга:

1. Исследование, анализ и оценка  нужд реальных и потенциальных  потребителей продукции фирмы  в областях, интересующих фирму.

2. Маркетинговое обеспечение разработки  новых товаров и услуг фирмы.

3. Анализ, оценка и прогнозирование  состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет  оперировать фирма, включая исследование  деятельности конкурентов.

4. Формирование ассортиментной политики фирмы.

5. Разработка ценовой политики  фирмы.

6.Участие в формировании стратегии  и тактики рыночного поведения  фирмы, включая разработку ценовой  политики.

7. Сбыт продукции и услуг фирмы.

8. Коммуникации маркетинга.

9. Сервисное обслуживание.

 

Процесс управления маркетингом

 

Каждая фирма заинтересована в  эффективном управлении своей маркетинговой  деятельности. Ей нужно знать, как  анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых задач. Все это и составляет процесс управления маркетингом, элементы которого представлены на рис. 1.

 

1

Анализ рыночных возможностей:

Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации

Маркетинговая среда

Потребительские рынки

Рынки предприятий

 

2

Отбор целевых рынков:

Замеры объемов спроса

Сегментирование рынка, выбор целевых  сегментов, позиционирование товара на рынке

 

3

Разработка комплекса маркетинга:

Разработка товаров

Установление цен на товары

Методы распространения товаров

Стимулирование сбыта товаров

 

4

Претворение в жизнь маркетинговых  мероприятий

Стратегия, планирование и контроль


Рисунок 1 - Процесс управления маркетингом

Оценку рыночных возможностей, с  точки зрения целей и ресурсов фирмы, можно представить в виде схемы (рис. 2).

Фирме может показаться, что ее рыночные возможности ограничены, но это лишь подтверждает неумение мысленно увидеть будущее и осознать свои сильные стороны. Фирма может  заняться выявлением новых рынков, используя, в частности, сетки развития товаров и рынка (рис. 3). С помощью данной сетки возможны следующие варианты:

 

Рисунок 2 - Оценка рыночной возможности, с точки зрения целей и ресурсов

 

 

Существующие товары

Новые товары

Существующие рынки

1. Более глубокое проникновение  на рынок

3. Разработка товара

Новые рынки

2. Расширение границ рынка

4. Диверсификация рынка


Рисунок 3 - Выявление новых рынков с помощью сетки развития товара и рынка

 

1. Более глубокое внедрение на  рынок, т.е. рост продаж имеющихся товаров уже существующей группе покупателей без внесения изменений в сам товар. Используются подходы: снижения цен, увеличения расходов на рекламу, расширение сети торговых точек, более заметная раскладка товаров и т.д.

2. Расширение границ рынка за счет изучения и завоевания новых сегментов.

3. Разработка товаров, предусматривающая  предложение нового товара взамен  существующего.

4. Диверсификация - одна из стратегий  маркетинга, проявляющаяся в отказе  от ориентации на единственный  продукт или одну форму распределения и переходе на широкую номенклатуру товаров и множественность форм распределения.

Отбор целевых рынков состоит из четырех этапов:

- замеры и прогнозирование спроса;

- сегментирование рынка;

- отбор целевых сегментов;

- позиционирование товара на рынке.

Замеры и прогнозирование спроса предполагают выявление всех аналогичных  товаров, продающихся на рынке, оценку объема их продаж и оценку будущего размера рынка. Сегментирование  рынка - это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах и поведении. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Информация о работе Процесс управление маркетингом