Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа
Проблема применения знаний в жизни, в практике продолжает существовать, несмотря на появлении в образовании новых идей, направлений, возникновение большого количества технологий. В связи с этим, необходимо помочь педагогам тщательно разобраться в той или иной новой технологии, с тем или иным новшеством, систематизировать работу по их освоению и внедрению в практику.
В МДОУ «Детский сад № 17» я работаю заместителем заведующей по воспитательной и методической работе с ноября 2010 г.
В процессе знакомства с педагогами, я решила выявить уровень их инновационного потенциала, с тем, чтобы выстроить качественную методическую работу коллектива нацеленного на развитие учреждения, повышение качества предоставляемых услуг.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17» общеразвивающего вида
Проект «Развитие инновационного потенциала педагогов ДОУ»
Автор проекта: Косикова Лилия Павловна заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МДОУ «Детский сад № 17» общеразвивающего вида г. Березники
г. Березники 2011 г.
Тип проекта: управленческий
Масштаб: долгосрочный (1 год)
Целевая группа: воспитатели и специалисты ДОУ
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А.А. Адамский).
ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ
Проблемный анализ ситуации
Проблема применения знаний
в жизни, в практике продолжает существовать,
несмотря на появлении в образовании
новых идей, направлений, возникновение
большого количества технологий. В
связи с этим, необходимо помочь
педагогам тщательно
В МДОУ «Детский сад № 17» я работаю заместителем заведующей по воспитательной и методической работе с ноября 2010 г.
В процессе знакомства с педагогами, я решила выявить уровень их инновационного потенциала, с тем, чтобы выстроить качественную методическую работу коллектива нацеленного на развитие учреждения, повышение качества предоставляемых услуг.
Образовательную деятельность в учреждении осуществляют 25 педагогов. В результате проведённого опроса было выявлено:
4 (16 %) педагога на протяжении нескольких лет активно ведут инновационную работу;
6 (24 %) воспитателей имеют
достаточный образовательный
9 (36 %) воспитателей составляют педагоги, которые хотели бы вести работу в инновационном режиме в перспективе, а пока не готовы по причине низкого квалификационного уровня;
6 (24 %) воспитателей не
хотят внедрять инновации в
образовательный процесс ДОУ,
предпочитают работать «по
Таким образом, только 16 % педагогов
ДОУ осуществляют воспитательно-образовательный
процесс в инновационном
В ходе дальнейшей работы мною было выявлено противоречие – несмотря на то, что 60 % педагогов хотели бы внедрять инновации в свою педагогическую деятельность, тем не менее, не готовы менять привычные формы работы и перестраиваться на работу в инновационном режиме.
Анализ сложившейся ситуации позволил мне сформулировать проблему: недостаток инновационного опыта в практике работы ДОУ и выдвинуть гипотезу:
Если провести целенаправленную, систематическую
работу по развитию инновационного потенциала
педагогов, разработать систему
мероприятий по внедрению инновационных
процессов в ДОУ с учётом квалификационного
уровня и интересов педагогов, то
стремление к инновационной деятельности
в воспитательно-
Цель. Развитие инновационного потенциала педагогов ДОУ.
Задачи:
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта 40 % педагогов ведут активную инновационную деятельность, В образовательный процесс внедряются интерактивные формы обучения, дети являются активными участниками образовательного процесса. Используются преимущественно проблемные методы работы с детьми. Создаётся и накапливается банк инновационного опыта педагогов, который транслируется как на городском, так и на краевом уровнях.
У детей повышается уровень
готовности к школьному обучению,
формируются интегративные
Динамика на детях отслеживается при помощи диагностики уровня развития психических процессов, коммуникативных свойств личности, готовности к школьному обучению.
Условия реализации проекта.
Стратегия и механизмы реализации проекта
С целью выстраивания качественной
системы работы по реализации проекта,
педагоги были разделены на подгруппы
(по результатам опроса о готовности
к инновационной деятельности). Так
в первую группу вошли педагоги,
которые имеют достаточный
Взаимодействие между группами осуществляется по следующей схеме:
Реализация проекта
Подготовительный. На этом этапе решаются такие задачи, как:
- формирование мотивационной
готовности к реализации
- установление взаимодействия с учреждениями
- создание нормативной базы
Основной (проектировочный). На этом этапе реализуются запланированные мероприятия.
Основной этап проходит в 3 шага, перед каждой группой на определённом шаге стоят свои задачи. При этом между группами осуществляются такие формы как взаимоконтроль и наставничество. Мероприятия каждой группы на определённом этапе перекликаются. Более наглядно это представлено в приведённых ниже таблицах:
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Отсутствие опыта по внедрению новых технологий в образовательный процесс |
Недостаточный уровень квалификации
для ведения инновационной |
Отсутствие мотивации
к ведению инновационной |
Отсутствие опыта по внедрению новых технологий в образовательный процесс |
Недостаточный уровень квалификации
для ведения инновационной | |
Отсутствие опыта по внедрению новых технологий в образовательный процесс |
1 группа |
2 группа |
3 группа | |
Примерные направления деятельности на разных этапах реализации проекта | |||
1 шаг |
Внедрение новых технологий в образовательный процесс в соответствии с рекомендациями проблемной группы |
Повышение квалификационного уровня через участие в городских педагогических сообществах и курсы повышения квалификации |
Создание мотивации на
ведение инновационной |
2 шаг |
Трансляция инновационного
опыта через участие в |
Внедрение новых технологий в образовательный процесс в соответствии с рекомендациями проблемной группы |
Повышение квалификационного уровня через участие в городских педагогических сообществах и курсы повышения квалификации |
3 шаг |
Создание банка инновационного опыта, взаимодействие с педагогическими сообществами города |
Трансляция инновационного
опыта через участие в |
Внедрение новых технологий в образовательный процесс в соответствии с рекомендациями проблемной группы |
Аналитический. На этом этапе каждая группа педагогов подводит итоги своей деятельности; делаются выводы об эффективности проекта.
Трансляция проекта. По результатам внедрения проекта обобщается опыт, который представляется вниманию руководителей ДОУ, распространяются электронные версии материалов среди педагогов города. Возможны выступления на городских методических объединениях, публикации в сборниках.
Перспективы проекта:
Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 3 года).
Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты развития инновационного потенциала педагогов.
Мероприятие |
Ответственный |
Сроки |
Ожидаемый результат |
1 этап (подготовительный) | |||
Презентация «Роль инноваций в повышении качества образования» |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П. |
Сентябрь – октябрь 2011 г. |
Педагоги мотивированы на ведение инновационной деятельности |
Определение направлений инноваций (исходя из интересов и квалификационного уровня педагогов) в ходе круглого стола |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П. |
Создание нормативной базы | |
Разработка положения о проблемной группе по реализации проекта |
Зам.зав. по ВМР Косикова Л.П. Методический совет ДОУ | ||
Разработка содержательного аспекта работы по реализации проекта |
Зам.зав. по ВМР Проблемная группа |
Описание планируемой работы с педагогами | |
2 этап (основной) | |||
Работа творческих и проблемных групп в соответствии с планом реализации проекта, ориентированного на интересы и квалификационный уровень педагогов |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П., Руководители творческих и проблемной групп. |
Ноябрь 2011 г. – апрель 2012 г. |
Пошаговое внедрение инновационных
технологий в воспитательно- |
Организация
развивающей среды, |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П., Педагоги групп |
Создание материально- | |
Трансляция опыта педагогов на городских методических сообществах и через конкурсы профессионального мастерства |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П., Проблемная группа. |
Внедрение системы мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетенции педагогов | |
Создание и накопление банка инновационного опыта |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П., Проблемная группа, педагоги ДОУ |
Практическое применение
педагогами детских садов города
передового опыта коллег по внедрению
инноваций в воспитательно- | |
Аналитический | |||
Проведение мониторинга по следующим показателям:
|
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П. |
Май 2012 г. |
Увеличение показателей на 24 % |
Заседание проблемной группы
«Итоги деятельности коллектива ДОУ
о реализации проекта по внедрения
инноваций в воспитательно- |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П., Руководители творческих и проблемной групп. |
Анализ деятельности коллектива, внесение корректив, Обобщение опыта работы по развитию инновационного потенциала педагогов | |
Транслирование опыта | |||
Презентация опыта работы
по организации инновационной |
Зам. зав. по ВМР Косикова Л.П., Проблемная группа по реализации проекта. |
В соответствии с планом КВО г. Березники по проведению профессиональных конкурсов, конференций ит.п. |
Использование
опыта по организации |
Информация о работе Развитие инновационного потенциала педагогов ДОУ