Развитие инновационного потенциала педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблема применения знаний в жизни, в практике продолжает существовать, несмотря на появлении в образовании новых идей, направлений, возникновение большого количества технологий. В связи с этим, необходимо помочь педагогам тщательно разобраться в той или иной новой технологии, с тем или иным новшеством, систематизировать работу по их освоению и внедрению в практику.
В МДОУ «Детский сад № 17» я работаю заместителем заведующей по воспитательной и методической работе с ноября 2010 г.
В процессе знакомства с педагогами, я решила выявить уровень их инновационного потенциала, с тем, чтобы выстроить качественную методическую работу коллектива нацеленного на развитие учреждения, повышение качества предоставляемых услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект «Развитие инновационного потенциала педагогов ДОУ».docx

— 36.91 Кб (Скачать файл)

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 17» общеразвивающего вида

 

 

 

 

 

Проект «Развитие  инновационного потенциала педагогов  ДОУ»

 

 

 

 

 

Автор проекта:  Косикова Лилия Павловна заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МДОУ «Детский сад № 17» общеразвивающего вида г. Березники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Березники 2011 г.

Тип проекта: управленческий

Масштаб: долгосрочный (1 год)

Целевая группа: воспитатели и специалисты ДОУ

 

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря  которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность –  это деятельность, благодаря которой  обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А.А. Адамский).

 

ПРОЕКТНАЯ  ИДЕЯ

Проблемный анализ ситуации

Проблема применения знаний в жизни, в практике продолжает существовать, несмотря на появлении в образовании  новых идей, направлений, возникновение  большого количества технологий. В  связи с этим, необходимо помочь педагогам тщательно разобраться  в той или иной новой технологии, с тем или иным новшеством, систематизировать  работу по их освоению и внедрению  в практику.

В МДОУ «Детский сад № 17»  я работаю заместителем заведующей по воспитательной и методической работе  с ноября 2010 г.

В процессе знакомства с  педагогами, я решила выявить уровень  их инновационного потенциала, с тем, чтобы выстроить качественную методическую работу коллектива нацеленного на развитие учреждения, повышение качества предоставляемых  услуг.

Образовательную деятельность в учреждении осуществляют 25 педагогов. В результате проведённого опроса было выявлено:

4 (16 %) педагога на протяжении  нескольких лет активно ведут  инновационную работу;

6 (24 %) воспитателей имеют  достаточный образовательный уровень,  хотят внедрять инновационный  опыт коллег в свою работу, накапливать собственный инновационный  опыт, но не знают с чего  начать;

9 (36 %) воспитателей составляют  педагоги, которые хотели бы вести  работу в инновационном режиме  в перспективе, а пока не  готовы по причине низкого  квалификационного уровня;

6 (24 %) воспитателей не  хотят внедрять инновации в  образовательный процесс ДОУ,  предпочитают работать «по старинке»,  не интересуются современным  педагогическим опытом. 

Таким образом, только 16 % педагогов  ДОУ осуществляют воспитательно-образовательный  процесс в инновационном режиме, остальные же 84 % организуют образовательный  процесс, не используя новые образовательные  технологии, проблемные формы обучения.

В ходе дальнейшей работы мною было выявлено противоречие – несмотря на то, что 60 % педагогов хотели бы внедрять инновации в свою педагогическую деятельность, тем не менее, не готовы менять привычные формы работы и перестраиваться на работу в инновационном режиме.

Анализ сложившейся  ситуации позволил мне сформулировать проблему: недостаток инновационного опыта в практике работы ДОУ и выдвинуть гипотезу:

Если провести целенаправленную, систематическую  работу по развитию инновационного потенциала педагогов, разработать систему  мероприятий по внедрению инновационных  процессов в ДОУ с учётом квалификационного  уровня и интересов педагогов, то стремление к инновационной деятельности в воспитательно-образовательном  процессе значительно повысится, что  позволит достичь новых образовательных результатов, которые нашли свое отражение в ФГТ.

Цель. Развитие инновационного потенциала педагогов ДОУ.

 

 

Задачи:

  1. Обеспечить повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
  2. Обеспечить непрерывность инновационной деятельности и поискового характера деятельности педагогов;
  3. Создать условия для развития инновационного потенциала педагогов;
  4. Содействовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
  5. Создать банк теоретических и практических материалов опыта работы педагогов;
  6. Обеспечить взаимодействие с творческими объединениями педагогов ДОУ города.

Ожидаемый результат.

В процессе реализации проекта 40 % педагогов ведут активную инновационную деятельность, В образовательный процесс внедряются интерактивные формы обучения, дети являются активными участниками образовательного процесса. Используются преимущественно проблемные методы работы с детьми. Создаётся и накапливается банк инновационного опыта педагогов, который транслируется как на городском, так и на краевом уровнях.

У детей повышается уровень  готовности к школьному обучению, формируются интегративные качества личности, коммуникативность, умение сотрудничать, познавательная активность.

Динамика на детях отслеживается  при помощи диагностики уровня развития психических процессов, коммуникативных  свойств личности, готовности к школьному  обучению.

Условия реализации проекта.

  • Системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности (профессиональной компетентности).
  • Наличие у педагогов личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности. Этот план может быть соотнесен с проблемой самообразовательной деятельности, завязан с исследовательской и экспериментальной работой каждого педагога.
  • Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела.
  • Создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость.
  • Установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему.
  • Проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

 

Стратегия и механизмы реализации проекта

С целью выстраивания качественной системы  работы по реализации проекта, педагоги были разделены на подгруппы (по результатам опроса о готовности к инновационной деятельности). Так  в первую группу вошли педагоги, которые имеют достаточный образовательный  уровень, хотят внедрять инновационный  опыт коллег в свою работу, накапливать  собственный инновационный опыт, но не знают с чего начать. Ко второй группе были отнесены педагоги, которые  хотели бы вести работу в инновационном  режиме в перспективе, а пока не готовы по причине низкого квалификационного  уровня. И в третью группу вошли  педагоги, которые не хотят внедрять инновации в образовательный  процесс ДОУ, предпочитают работать «по старинке», не интересуются современным  педагогическим опытом. Воспитатели, которые активно внедряют инновации в воспитательно-образовательный процесс детского сада, входят в проблемную группу по реализации проекта и осуществляют функции наставничества.

Взаимодействие между  группами осуществляется по следующей  схеме:

 


 

Реализация проекта предполагает несколько этапов:

Подготовительный. На этом этапе решаются такие задачи, как:

- формирование мотивационной  готовности к реализации проекта

- установление взаимодействия  с  учреждениями

- создание нормативной  базы

Основной (проектировочный).  На этом этапе реализуются запланированные мероприятия.

Основной этап проходит в 3 шага, перед каждой группой на определённом шаге стоят свои задачи. При этом между группами осуществляются такие  формы как взаимоконтроль и наставничество. Мероприятия каждой группы на определённом этапе перекликаются. Более наглядно это представлено в приведённых  ниже таблицах:

 

 

1 группа

2 группа

3 группа

Отсутствие опыта по внедрению  новых технологий в образовательный  процесс

Недостаточный уровень квалификации для ведения инновационной деятельности

Отсутствие мотивации  к ведению инновационной деятельности

 

Отсутствие опыта по внедрению  новых технологий в образовательный  процесс

Недостаточный уровень квалификации для ведения инновационной деятельности

   

Отсутствие опыта по внедрению  новых технологий в образовательный  процесс


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

2 группа

3 группа

 

Примерные направления деятельности на разных этапах реализации проекта

1 шаг

Внедрение новых технологий в образовательный процесс в  соответствии с рекомендациями проблемной группы

Повышение квалификационного  уровня через участие в городских  педагогических сообществах и курсы  повышения квалификации

Создание мотивации на ведение инновационной деятельности через участие в работе городских  педагогических сообществ, знакомство с передовым педагогическим опытом

2 шаг

Трансляция инновационного опыта через участие в городских  педагогических сообществах, конкурсах  профессионального мастерства и  т.д.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс в  соответствии с рекомендациями проблемной группы

Повышение квалификационного  уровня через участие в городских  педагогических сообществах и курсы  повышения квалификации

3 шаг

Создание банка инновационного опыта, взаимодействие с педагогическими  сообществами города

Трансляция инновационного опыта через участие в городских  педагогических сообществах, конкурсах  профессионального мастерства и  т.д.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс в  соответствии с рекомендациями проблемной группы


 

  Аналитический. На этом этапе каждая группа педагогов подводит итоги своей деятельности; делаются выводы об эффективности проекта.

Трансляция проекта. По результатам внедрения проекта обобщается опыт, который представляется вниманию руководителей ДОУ, распространяются электронные версии материалов среди педагогов города. Возможны выступления на городских методических объединениях, публикации в сборниках.

Перспективы проекта:

Результаты внедрения  проекта будут использоваться для  долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 3 года).

Опыт реализации проекта  может быть использован другими  учреждениями, так как в ходе его  реализации будут разработаны нормативные  и содержательные аспекты развития инновационного потенциала педагогов.

 

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Ожидаемый результат

1 этап (подготовительный)

Презентация «Роль инноваций в повышении  качества образования»

Зам. зав. по ВМР

Косикова Л.П.

Сентябрь – октябрь 2011 г.

Педагоги  мотивированы на ведение инновационной  деятельности

Определение направлений инноваций (исходя из интересов  и квалификационного уровня педагогов) в ходе круглого стола

Зам. зав. по ВМР 

Косикова Л.П.

Создание  нормативной базы

Разработка  положения о проблемной группе по реализации проекта

Зам.зав. по ВМР

Косикова Л.П.

Методический совет ДОУ

Разработка  содержательного аспекта работы по реализации проекта

Зам.зав. по ВМР

Проблемная группа

Описание  планируемой работы с педагогами

2 этап (основной)

Работа  творческих и проблемных групп в  соответствии с планом реализации проекта, ориентированного на интересы и квалификационный уровень педагогов 

Зам. зав. по ВМР 

Косикова Л.П.,

Руководители творческих и проблемной групп.

Ноябрь 2011 г. – апрель 2012 г.

Пошаговое внедрение инновационных  технологий в воспитательно-образовательный  процесс детского сада

  Организация  развивающей среды, совершенствование  программно-методического обеспечения в соответствии с задачами инновационной деятельности

Зам. зав. по ВМР 

Косикова Л.П.,

Педагоги групп

Создание материально-технической  базы, способствующей внедрению инновационных технологий в практику работы ДОУ

Трансляция  опыта педагогов на городских  методических сообществах и через  конкурсы профессионального мастерства

Зам. зав. по ВМР 

Косикова Л.П.,

Проблемная группа.

Внедрение системы мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетенции  педагогов

Создание  и накопление банка инновационного опыта 

Зам. зав. по ВМР 

Косикова Л.П.,

Проблемная группа, педагоги ДОУ

Практическое применение педагогами детских садов города передового опыта коллег по внедрению  инноваций в воспитательно-образовательный  процесс

Аналитический

Проведение мониторинга  по следующим показателям:

  1. - Информированность об инновациях
  2. - Отбор содержания инновационной деятельности
  3. - Оснащённость средствами (технологиями) реализации инновации
  4. - Разработка педагогом инновационной методической продукции
  5. - Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности
  6. - Повышение качества подготовки детей к школе.

Зам. зав. по ВМР

Косикова Л.П.

Май 2012 г.

Увеличение показателей  на 24 %

Заседание проблемной группы «Итоги деятельности коллектива ДОУ  о реализации проекта по внедрения  инноваций в воспитательно-образовательный  процесс детского сада и повышение  инновационного потенциала педагогов»

Зам. зав. по ВМР 

Косикова Л.П.,

Руководители творческих и проблемной групп.

Анализ деятельности коллектива, внесение корректив,

Обобщение опыта работы по развитию инновационного потенциала педагогов

Транслирование  опыта

Презентация опыта работы по организации инновационной деятельности детского сада педагогов на разных уровнях (городских и краевых)

Зам. зав. по ВМР 

Косикова Л.П.,

Проблемная группа по реализации проекта.

В соответствии с планом КВО г. Березники по проведению профессиональных конкурсов, конференций  ит.п.

 Использование  опыта по организации инновационной  деятельности в ДОУ  педагогическими  коллективами города и края

Информация о работе Развитие инновационного потенциала педагогов ДОУ