Развитие конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение организационно-методических положений проведения конъюнктурного анализа рынка.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- определить сущность конъюнктурного анализа;
- охарактеризовать принципы и методы;
- исследовать теоретические и методологические основы анализа конъюнктуры рынка.

Содержание

Введение ................................................................................................. 2
Глава 1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка.
1.1. Сущность конъюнктурного анализа............................................... 4
1.2. Методология анализа рыночной конъюнктуры............................ 9
Глава 2. Основные этапы анализа рынка.
2.1. Оценка конъюнктуры рынка........................................................... 11
2.2. Анализ емкости и сегментации рынка............................................ 15
2.3. Изучение конкурентов и их стратегий........................................... 18
2.4. Информационное обеспечение анализа рынка.............................. 20
Глава 3. Развитие конъюнктуры рынка.
3.1. Прогнозирование рыночной конъюнктуры................................... 24
3.2. Развитие конъюнктуры мировых рынков...................................... 30
Заключение............................................................................................. 34
Список литературы................................................................................ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Межд коммерческая деятельность.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение .................................................................................................  2

Глава 1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка.

1.1. Сущность конъюнктурного анализа...............................................  4

1.2. Методология анализа рыночной конъюнктуры............................ 9

Глава 2. Основные этапы анализа  рынка.

2.1. Оценка конъюнктуры рынка........................................................... 11

2.2. Анализ емкости и сегментации рынка............................................ 15

2.3. Изучение конкурентов  и их стратегий........................................... 18

2.4. Информационное обеспечение  анализа рынка.............................. 20

Глава 3. Развитие конъюнктуры  рынка.

3.1. Прогнозирование рыночной  конъюнктуры................................... 24

3.2. Развитие конъюнктуры  мировых рынков...................................... 30

Заключение............................................................................................. 34

Список литературы................................................................................ 36

 

 

 

 

 

Введение

 

     Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором  маркетинговой системы (производство – сбыт – обращение – покупка - потребление).

     Синонимом словосочетания «анализ рынка» с полным правом считают также словосочетание «маркетинговый анализ». Следовательно, все те меры, предпринимаемые для проведения маркетингового анализа вполне уместны и для анализа рынка.

     Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на компьютере с помощью прогрессивных методов анализа.

     Современное состояние рынка характеризуется повышением значимости и ценности информации. Увеличиваются темпы роста информатизации общества, потребителю становится доступным все больший объем информации. В этих условиях вопрос эффективности использования потенциала анализа конъюнктуры рынка становится наиболее актуальным.

     Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что ни один конкретный рынок не развивается обособленно, а находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими рынками и с общеэкономической ситуацией в своей стране и в мире. Поэтому первое, что должны делать фирмы, работающие на рынке, — провести анализ общеэкономической ситуации, а именно, определить, в какой стадии находится экономика — кризиса, депрессии, оживления или подъема.

     Умение оценивать такую ситуацию позволяет фирмам своевременно формировать адекватную маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов выпускаемой продукции, поиска новых рынков или новых видов товаров. 

     Целью исследования является изучение организационно-методических положений проведения конъюнктурного анализа рынка.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие  задачи:

- определить сущность  конъюнктурного анализа;

- охарактеризовать принципы  и методы;

- исследовать теоретические  и методологические основы анализа  конъюнктуры рынка.

     Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе проводится анализ основных теоретических аспектов анализа рынка и рыночной конъектуры: понятие, цели, основные направления, цели и задачи, виды и методы анализа рынка. Во второй главе раскрываются пути информационного обеспечения анализа рынка, анализ основных этапов анализа рынка. В третьей главе раскрывается прогнозирование рыночной конъюнктуры  и развитие конъюнктуры мировых рынков.

 

Глава 1. Сущность и понятие конъюнктуры рынка.

    1. Сущность конъюнктурного анализа.

 

     В исследовании рынка сочетаются два типа анализа. Анализ может быть оперативным, охватывающим сравнительно небольшой отрезок времени. Он решает первоочередные, неотложные задачи. Такой анализ носит конъюнктурный характер. Анализ же стратегический (фундаментальный) опирается на точные количественные оценки, получаемые в результате статистических расчетов.

     Целью проведения конъюнктурного анализа является выявление закономерностей развития рыночной ситуации и составление прогноза развития этой ситуации на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную).

     Система показателей для анализа конъюнктуры подразделяется на три группы:

-   показатели спроса;

-   показатели предложения;

-   показатели цен.

Обзор конъюнктуры состоит  из пяти частей:

-   Введение. В этом разделе дается краткая комплексная характеристика рыночной ситуации за соответствующий период.

-   Спрос и потребление товаров. В данном разделе проводится анализ динамики и причин изменения спроса в целом и в распределении по основным товарным группам и территориям; отражается динамика спроса на новые товары; анализируются товары различных производителей по качеству и цене; изучается движение запасов готовой продукции у производителей и в товаропроводящей сети.

-   Предложение. В данном разделе приводятся результаты анализа динамики предложения в целом и в распределении по основным товарным группам и производителям; вскрываются главные причины изменения объема предложения, проводится анализ динамики загрузки производственной мощности, наличие ее резерва; рассматриваются планы ведущих компаний и государства в отношении производства отдельных видов продукции.

-   Цены. Раздел посвящен рассмотрению динамики розничных и оптовых цен. В этом разделе отмечается соотношение спроса и предложения на товар; освещается политика компаний в области цен и политика государства по их регулированию.

-   Прогноз развития конъюнктуры. Данный раздел включает прогнозы потребления, производства и цен. Прогноз потребления разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, вероятных тенденций движения потребительского спроса, ожидаемых размеров потребления с учетом влияния конъюнктурообразующих факторов.

     Анализ конъюнктуры рынка включает в себя изучение двух взаимосвязанных блоков — общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры рынка конкретного товара.

     Для анализа общехозяйственной конъюнктуры используют результаты изучения внешней среды предприятия. Среди важнейших показателей общехозяйственной конъюнктуры назовем следующие:

-   объем и динамика валового национального продукта, национального дохода, производства в отраслях народного хозяйства;

-    объем инвестиций;

-   величина средней и реальной заработной платы;

-   численность работающих в народном хозяйстве и в отраслях;

-   показатели состояния внутреннего рынка (товарные запасы, объем и структура розничного товарооборота и пр.);

-   динамика оптовых и розничных цен, индексы инфляции;

-   уровень жизни населения;

-   динамика внешнеэкономической деятельности;

-   индексы фондовых рынков;

-   уровень безработицы.

Анализ конъюнктуры товарного  рынка начинается с изучения спроса на товарном рынке, который проводится по отдельным сегментам рынка:

-   потребительскому сектору (население);

-   производственному потреблению;

-   государственному потреблению;

-   экспорту.

     Конъюнктурный анализ позволяет всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную характеристику состояния рынка. Выясняется, насколько благоприятна конъюнктура для осуществления поставленных целей. Важной составляющей конъюнктурного анализа является система рыночных индикаторов. Индикатор рынка это качественный или количественный показатель, позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить или измерить рыночную ситуацию.

     К рыночным индикаторам относятся:

-   вовлечение товарной массы в сферу рынка;

-   товарооборот;

-   товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота);

-   цены (в денежных единицах или в отношении к доходу);

-   прибыль (или рентабельность).

     Одним из направлений конъюнктурного анализа является метод построения системы индексов деловой активности. К ним относятся показатели динамики рынка: темпы роста производства (или поставки) товаров, товарных запасов, цен и т.д. В качестве дополнительных индикаторов привлекаются такие характеристики рынка как численность населения; уровень дохода; региональные показатели розничных продаж и т.д.

     В последние годы получил распространение один из важнейших конъюнктурных индикаторов рынка - индекс потребительских настроений (ИПН), который базируется на социологических выборочных опросах. На оценках покупательского настроения сказываются также интуитивные ощущения, влияние общественного мнения в социальной среде обитания респондентов. Нельзя исключить и влияния, которое оказывают средства массовой информации.

     Полученные в результате опроса данные (в виде процентного распределения ответов) обобщаются, ранжируются и взвешиваются по специальной шкале важности характеристик. В результате осреднения показателей определяются 6 частных индексов и один интегральный, который и рассматривается как индекс покупательских настроений. Каждый из частных индексов играет самостоятельную важную роль. Одни индексы описывают текущую ситуацию, другие ее прогнозируют, третьи - непосредственно отражают покупательские намерение. Интеграция частных показателей в общий индекс осуществляется с помощью системы весов.     Частные индексы являются результатами обработки ответов респондентов на следующие вопросы :

-   о текущем личном материальном положении;

-   об ожидаемых изменениях личного материального положения;

-   об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайший год;

-   об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайшие пять лет;

-   о целесообразности крупных покупок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методология анализа рыночной конъюнктуры.

 

     Конъюнктурный анализ позволяет всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную характеристику состояния рынка. Выясняется, насколько благоприятна конъюнктура для осуществления поставленных целей. Важной составляющей конъюнктурного анализа является система рыночных индикаторов. Индикатор рынка это качественный или количественный показатель, позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить или измерить рыночную ситуацию. Многие индикаторы рынка выводятся на базе специальных конъюнктурных торговых и социологических опросов, опирающихся на мнения заинтересованных лиц: потребителей, производителей, участников торгового процесса, независимых экспертов и т.д. Методология построения подобных индикаторов является смешанной: в организации опросов применяются приемы социометрии, выборка респондентов и группировки анкет опираются на статистические методы, конструирование самих индикаторов использует принципы маркетинга и т.д. Находит применение система балльных оценок, ранжирования и взвешивания по оценкам важности. Некоторые из подобных индикаторов разрабатываются Российским агентством статистики, другие различными правительственными и неправительственными учреждениями.

     Однако следует принимать во внимание, что в некоторых конъюнктурных оценках состояния рынка содержится элемент субъективизма. Одним из методов неформальной оценки рыночной конъюнктуры является анализ качественная характеристика данных, полученных от торговых корреспондентов. Одним из направлений конъюнктурного анализа является метод построения системы индексов деловой активности. К ним относятся показатели динамики рынка: темпы роста производства (или поставки) товаров, товарных запасов, цен и т.д. В качестве дополнительных индикаторов привлекаются такие характеристики рынка как численность населения; уровень дохода; региональные показатели розничных продаж и т.д.

     Одним из конъюнктурных приемов оценки состояния и развития рынка является метод тестирования. На основе данных тенденциальных опросов разрабатывается специальный конъюнктурный тест, в котором используются три группы величин (переменных):

Информация о работе Развитие конъюнктуры рынка