Развитие рынка туризма в Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал чуть ли не взрывной характер туризма. Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие и сущность туризма.
1.1 Определения туризма
1.2 Виды и формы туризма
1.3 Типы туристов
Раздел 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства
2.2 Тенденции развития туризма в России
Раздел 3. Концепция развития туризма в Республике Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма
3.4Стратегии развития туризма
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курссов(4).docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

При выделении групп туристов в зависимости от стиля их в  основу положен не какой-то отдельный  критерий, а отношение человека к  своей жизни.

 В зависимости от  стиля жизни выделяют четыре  группы туристов:

Любители наслаждений. Представители  данной группы предъявляют очень  высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие - это способ самовыражения.

Семейные туристы. В эту  группу входят исключительно семьи  с детьми. Семейные туристы любят  проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников.

Всецело отдыхающие. Важнейшим  условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В  данную группу входят сравнительно пассивные  туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки.

Раздел 2. Организация международной туристической деятельности.

2.1 Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства

За последние десять лет  индустрия туризма сформировалась и получила признание как крупнейшая в мире сфера деятельности по оказанию услуг. Это стало возможным в  результате более широкого открытия границ между государствами, появления  у населения дополнительных средств, развития инфраструктуры транспорта. Все это позволило сделать  путешествия массовым явлением, изменить отношение к самим туристским поездкам, превратившимся из элемента роскоши в фактор повседневной жизни, и тогда страны поняли экономическую  выгоду развития этой отрасли. Перевозки, проживание, питание, развлекательный  комплекс, структуры общественной и  индивидуальной безопасности, воспринимавшиеся ранее как самостоятельные виды услуг, ныне стали составными элементами единого комплекса туризма.

Эта сложная по своему составу  отрасль, являющаяся катализатором  экономического развития, может обеспечить высокое качество жизни людей  на основе экологически целесообразного  природопользования. Как отдельная  отрасль туризм подвержен процессам  характерным для всего мирового хозяйства: углублению специализации, нарастанию процессов концентрации, переходом на новые технологии. Рационально  используя историко-культурные памятники  в сочетании с природными ресурсами, международный туризм способствует повышению уровня занятости населения, стимулирует рост производства многих товаров и услуг.

Сейчас в туризме занято 12% трудоспособного населения, расходы  на туризм составляют более 11 % от мирового ВНП. В сфере туризма создается  каждые 2,5 секунды новое рабочее  место и ежедневно 3,2 млрд ам. долл. инвестиций. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов (с 1950 года их количество возросло больше, чем в 20 раз) .

В 2003 г. число туристских прибытий выросло по сравнению с 1998 г. на 4,4 % и составило 664 млн человек, поступления от туризма (не включая транспорт) увеличились на 3,1 % до уровня 455 млрд ам. долл. (или 685 $ в расчете на одного туриста).

Мировая торговля с каждым годом расширяется, количество товаров  и услуг ежегодно растет, а определенные изменения в структуре экспорта-импорта  можно рассматривать как тенденции  к переходу на путь устойчивого развития. Одно из важнейших мест в структуре мирового экспорта занимает туризм, а выход в 2003 году на первое место лишь подчеркивает его экономическую значимость.

Таблица №1. Структура мирового экспорта в 2003 году

 
 

Млрд. долларов

%

 

Весь экспорт товаров  и услуг

6738

100,0

 

Туризм

532

7,9

 

Автомобильная продукция

525

7,8

 

Химическая продукция

503

7,5

 

Продовольствие

443

6,6

 

Компьютеры и офисное  оборудование

399

5,9

 

Топливная промышленность

344

5,1

 

Текстиль и одежда

331

4,9

 

1

2

3

 

Телекоммуникационное оборудование

283

4,2

 

Негорючие полезные ископаемые

158

2,3

 

Железо и сталь

141

2,1

 
       

Спрос на путешествия растет быстрее, чем вся экономика в  целом, и по прогнозам будет удваиваться  каждые 10-15 лет. По мнению футуролога Джона  Найсбитта, в XXI в. индустрия путешествий и туризма явится одной из трех важнейших движущих сил в обслуживающем секторе мировой экономики наряду с телекоммуникациями и информационной технологий. А Билл Гейтс утверждает, что, по мнению сотрудников "Майкрософт", именно эта индустрия, наряду со здравоохранением и образованием, является одной из трех основных целей роста.

Распределение прибытий туристов и поступлений от туризма по регионами мира

 
 

прибытия туристов

поступления

 
 

2003 (млн. поездок)

Доля региона (%) в2003

Рост (%) 2003/02

Среднегодовые темпы роста (%)1985-2003

2002

(млрд. долл.)

Доля региона (%) в2002

Рост (%) 2002/01

 

Мир

664,4

100,0

4,4

5,2

441,0

100,0

3,1

 

Африка

26,9

4,0

7,8

7,5

9,8

2,2

4,8

 

Америка

122,9

18,5

2,4

4,7

118,0

26,8

0,9

 

Европа

394,1

59,3

2,7

4,5

232,5

52,7

3,6

 

Ближний Восток

17,8

2,7

16,2

6,4

8,6

1,9

-6,7

 

Южная Азия

5,7

0,9

8,3

6,0

4,3

1,0

5,3

 

АТР

97,2

14,6

11,1

8,5

67,8

15,4

-10,4

 
                 

Но господствующее положение  на туристском рынке занимает всего  несколько стран. Постоянно совершенствуя  набор услуг и внедряя новые технологии, именно они первыми заговорили о необходимости устойчивого туризма. Сейчас на первую "пятерку" по прибытиям (Франция, Испания, США, Италия, Китай) приходится - 35,6%, а совокупные поступления от туризма в США, Испания, Франция, Италия, Великобритания составляют 41,4% общемировых.

Показательными являются изменения в туристских поездках по цели и способу прибытия (виду транспорта). Цели туризма обычно разбивают  на три группы:

1) отдых, рекреация, развлечения;

2) деловая (бизнес);

3) посещение друзей, здоровье, религия, культура и другие.

В последнее время происходит увеличение доли двух последних групп, особенно третьей (где возрастает значение познавательного и экотуризма).

Важной характеристикой  развития туристской индустрии является изменение суммарной вместимости  мировых отелей, т.е. тех мест, где  преимущественно туристы размещаются  и тратят на это определенное количество денег.

На 2003 год в мире насчитывалось  свыше 29 млн. мест в отелях и подобных им учреждениях (мотелей, туристских деревень и т.п.). Хотя достаточно сложно указывать  показатели из-за некоторых неточностей  в определении и довольно посредственного качества статистики. Но все, же будем оперировать известными данными (они приведены в табл.). Между 1980 и 2003 годами вместимость всех размещающих туристов учреждений, выраженная в количестве мест, выросла на 80 %, увеличиваясь в среднем на 3,5 % в год.

 

 

Таблица №3. Суммарная вместимость отелей и подобных им учреждений, разделение рынка размещения туристов в 1980-2003 годах

 

 

 

Количество мест (тыс.)

Разделение рынка (%)

 
 

1980

1985

1997

1980

1985

2003

 

Европа

8542

8637

11731

52,5

47,3

40,0

 

Америка

6436

6933

9346

39,5

38,0

31,8

 

АТР

763

1694

6726

4,7

9,3

22,9

 

Африка

269

525

835

1,7

2,9

2,8

 

Ближний Восток

141

254

400

0,9

1,4

1,4

 

Южная Азия

126

198

310

0,8

1,1

1,1

 

Мир

16277

18241

29347

100,0

100,0

100,0

 
               

Наиболее быстрый рост вместимости отелей произошел в  Восточной Азии и Океании, где  за рассматриваемый период количество мест возросло на 5,9 млн. (в среднем  на 13,7 % в год). Самые медленные  темпы увеличения мест отмечаются в  Европе и Америке, но при всем этом в Европе было сосредоточено 40 % , а  в Америке 32 % всех имеющихся в  мире мест.

Прежде всего, туризм отличается от других отраслей - это очень сложный  сектор. Имеется огромное разнообразие туристских программ: от нескольких дней в обычном месте отдыха для  среднего гражданина до роскошного праздника  для состоятельных персон, от простых  экскурсий для путешественника  с низким бюджетом до поездки на арендованной яхте с экипажем для  верхних сегментов рынка.

Надо отметить, что для  обслуживания туристской инфраструктуры требуется обычно большее количество ресурсов, по сравнению с обычными территориями, она дает и большое  количество отходов.

Таким образом, туризм сможет развиваться лишь при рациональном использовании природных ресурсов. Защита окружающей среды и охрана природы - естественные союзники индустрии  туризма. С этим согласны как ведущие  экологи, так и руководители туристского  бизнеса. Они считают, что туризм будет использовать свой растущий потенциал  в интересах охраны природы и  окружающей среды на мировом уровне. Сегодня задача дальнейшего развития туризма формируется как сведение к минимуму его отрицательного воздействия  на среду вокруг.

2.2. Тенденции развития  туризма в России

Основными посетителями России являются её ближайшие соседи - страны СНГ, российская статистика не учитывает  их как иностранцев, поэтому возникает  различие с данными ВТО. Так в 2001 году ВТО сообщает, что Россию посетило свыше 15 млн. человек, но из-за пределов СНГ (по данным российской статистики), лишь около 3 млн., поэтому и получается некоторая промежуточная оценка. В 2003 г. Россию посетило 3,3 млн. иностранных граждан.

Таблица №4. Въезд иностранных граждан в РФ

 
 

Число поездок (тыс.)

Доля (%)

 
 

2003г.

1993г.

2003в % к 1993г.

2003г.

1993г.

 

Организованный туризм

914,7

1543,4

59,3

27,6

28,6

 

Деловые (служебные) поездки

1267,1

2203,4

57,5

38,2

41,0

 

Частные поездки

411,6

836,3

49,3

12,4

15,5

 

Транзит

96,5

125,1

77,5

3,0

2,3

 

Обслуживающий персонал

621,6

675,9

92,0

18,7

12,5

 

Всего

3311,7

5384,2

61,5

100

100

 
             

В 2003 г. число поездок иностранных  граждан в нашу страну практически  по всем видам туризма сократилось  на 38,5 % по сравнению с 1993 г. В этом году первое место заняли деловые  визиты, на долю которых пришлось менее 40% от общего числа поездок в Россию.

Въездной поток из-за рубежа по-разному формировался в регионах России. Основными центрами "притяжения" иностранных гостей по прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. Также выделяются некоторые приграничные районы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Калининградской области.

Таблица №5. Въезд иностранных граждан в РФ из разных регионов мира (по всем видам поездок)

 

Регион

Число поездок (тыс.)

Доля (%)

Изменение к 1993г. (%)

 

Восточная и Центральная  Азия

745,7

22,5

-35,5

 

Восточная Европа

621,1

18,7

+75,1

 

Страны Балтии

615,3

18,5

-63,0

 

Северная Европа

516,3

15,6

-30,6

 

Западная Европа

409,5

12,3

-40,8

 

Юго-Западная Азия

156,5

4,7

+2,2

 

Америка

148,6

4,5

-55,1

 

Южная Европа

46,0

1,4

-71,5

 

Юго-Восточная Азия

17,9

0,5

-45,8

 

Африка

13,7

0,4

-58,4

 

Австралия и Океания

10,5

0,3

-17,9

 

Южная Азия

7,0

0,2

-79,1

 

Без гражданства

3,0

0,09

-70,5

 

Всего

3311,7

100

-38,5

 
         

Наибольшее количество прибытий наблюдалось из Восточной и Центральной Азии, Восточной Европы и стран Балтии. Особо выделим тот факт, что на фоне общего сокращения поездок в нашу страну поток из Восточноевропейского региона, наоборот, увеличился. В частности, в 2 раза возросло количество турпоездок (правда, преимущественно за счет польских туристов).

Отмечен прирост деловых  и частных визитов из Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии.

Из Северной Европы, занимающей четвертое место по числу прибытий иностранных граждан в РФ и  выделявшейся, особенно в прежние  времена, массовыми "наездами" туристов в нашу "северную столицу", число  посещений сократилось почти  в 1,5 раза. Например, из Финляндии количество поездок организованных туристов в  Россию уменьшилось в два с  лишним раза, но по-прежнему популярны  поездки с деловыми и частными целями, число которых по сравнению  с другими видами поездок возросло на 12% и 42,6% соответственно. На долю таких  стран Северной Европы, как Швеция, Норвегия и Дания, хотя и приходится 17,4 % всех посещений России гражданами этого региона, число прибытий по всем видам поездок в 2003 г. сократилось.

Информация о работе Развитие рынка туризма в Республики Бурятия