Развитие элементов маркетинга в зависимости от жизненного цикла товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара.
Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— определение сущности товара, его жизненного цикла;
— характеристика стратегий маркетинга и мероприятий маркетинга;
— характеристика фаз жизненного цикла товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА………………………………………..5
1.1 Сущность жизненного цикла товара………………………………………………………………………....5
1.2 Виды кривых жизненного цикла товара……………………………...6
1.3 Методы создания новых товаров……………………………………….9
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ И МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ……………………………………………………………..13
2.1 Разработка маркетинговой стратегии……………………………........13
2.2 Направления маркетинговой стратегии………………………………17
3. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФАЗАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА………………………………………….25
3. Этап внедрения товара на рынок ………………………………………25
3.2 Этап роста популярности и спроса товара на рынке ………..……....27
3.3 Этап снижения объема продаж (зрелости) …………………………..29
3.4 Этап уменьшения объема продаж………………………….………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..........45

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_po_marketingu111.docx

— 198.66 Кб (Скачать файл)

Основные потребители  – "адепты" – законодатели мод, лидеры мнений в своей социальной сфере. Их признание делает товар  известным и модным. Они составляют 10-15% числа конечных потребителей. Кроме  того, к потребителям относятся "прогрессисты" или "раннее большинство" (например, студенты), которые обеспечивают массовый сбыт на стадии роста. Они составляют от 25 до 35% числа конечных потребителей.

 

3.3 Этап снижения объема продаж (зрелости)

В определенный момент жизненного цикла товара рост объема его продаж замедляется. Наступает этап относительной зрелости, который обычно бывает продолжительнее всех предыдущих.

Этап зрелости может быть разделен на три фазы. Первая, фаза называется растущей зрелостью: объем продаж медленно увеличивается, так как на рынке  появляются покупатели, принявшие решение о покупке с некоторым опозданием, хотя в основном спрос обеспечивают постоянные покупатели. Вторая фаза — стабильная зрелость, или фаза насыщения: объем продаж находится на постоянном уровне и обеспечивается главным образом повторными покупками с целью замены использованных товаров. Третья фаза — снижающаяся зрелость: объем продаж начинает снижаться, поскольку некоторые постоянные покупатели товара начинают приобретать товары других предприятий.

Снижение темпов роста  объема продаж приводит к появлению избыточных производственных мощностей и, следовательно, к обострению конкуренции. Предприятие все чаще прибегает к установлению скидок с цены и прямому снижению цен, увеличению расходов на стимулирование продажи, рекламу. Некоторые увеличивают затраты на научно-исследовательские разработки новых разновидностей товара. Эти меры, если они не стимулируют соответствующее увеличение объема продаж, приводят к уменьшению прибыли. Предприятия, имеющие слабые позиции на рынке, выбывают из борьбы. Однако в отрасли сохраняются ведущие конкуренты.

На данном этапе жизненного цикла товара может быть использована одна из следующих трех стратегий: модификация рынка, модификация товара и модификация маркетинговых средств.

Модификация рынка. Руководство  предприятия пытается привлечь новых  покупателей для своего товара. Этого  можно добиться тремя способами. Во-первых, попытаться найти новые рынки или сегменты рынка для своего товара. Во-вторых, изыскать новые способы использования товара постоянными покупателями. В-третьих, изменить положение своего товара на рынке для достижения большого объема продаж, хотя объем продаж в целом по отрасли может остаться на прежнем уровне.

Модификация товара. Предприятие  может увеличить объем сбыта  путем изменения некоторых свойств  товара, что привлечет новых покупателей или увеличит возможности использования товара постоянными клиентами. Подобная практика часто определяется как повторное внедрение товара и существует в различных формах. Улучшение качества товара. Эта форма направлена на улучшение функциональных характеристик товара, таких, как срок службы, надежность, вкус и т.д. Предприятие может добиться реальных преимуществ перед конкурентами путем выпуска высококачественных продуктов питания.

Модернизация товара. Эта  форма повторного внедрения товара предполагает придание ему таких свойств, которые расширяют сферу его применения (диетические соки, напитки для детского питания, заправочные консервы). Однако модернизация товара может быть произведена и конкурентами. Если предприятие не уверено, что оно будет первым, модернизация может не принести дополнительной прибыли.

Модификация маркетинговых  средств. Для увеличения объема сбыта можно воспользоваться одним или несколькими маркетинговыми средствами. Одной из наиболее действенных мер является снижение цен, чтобы выйти на новые сегменты рынка и привлечь к товару новых покупателей. Другой мерой может быть новая форма рекламы. Еще один путь для привлечения внимания новых покупателей — активное стимулирование продаж: материальное стимулирование торговых агентов, предоставление торговых скидок, подарки покупателям, призовые конкурсы среди покупателей. Предприятие может увеличить объем сбыта, например, путем использования магазинов, продающих товары со скидкой, или предоставляя покупателям разнообразные дополнительные услуги.

На этапе зрелости товара зачастую имеется одна фирма, доминирующая на рынке, которая является признанным лидером и имеет самую большую рыночную квоту (ВАЗ на рынке автомобилей, «Кока-Кола» на рынке безалкогольных напитков). В то же время имеются фирмы не такие крупные, но все же занимающие определенное положение на рынке: АЗЛК (автомобили), «Пепси-Кола» (безалкогольные напитки). На этапе зрелости товара все эти фирмы имеют довольно стабильные позиции, причем изменить что-либо в их положении на рынке достаточно трудно. Как только одна из них начинает приобретать некоторые преимущества по сравнению с другой, последняя предпринимает ряд контрмер, которые способствуют восстановлению ее прежних позиций на рынке.

Основной сферой деятельности предприятия является работа с товаром. Прежде всего, необходимо выяснить, имеются  ли возможности улучшить его по сравнению  с товаром конкурента. Некоторые  малые предприятия добивались существенного  успеха, потому что им удавалось создать лучшие товары.

Предприятие должно попытаться найти такой сегмент рынка, который оказался бы вне поля деятельности основного конкурента. Во многих случаях крупные предприятия уделяют внимание наиболее представительным группам покупателей, пренебрегая множеством мелких рынков.

Малое предприятие должно изыскивать новые каналы сбыта своей  продукции, которые могут дать ей существенную экономию затрат или обеспечат привлечение покупателей. Определенное внимание нужно уделить рекламе. Однако не следует считать, что реклама является единственным ключом к коммерческому успеху. Основа успешной деятельности на рынке — улучшение качества товара, эффективное использование сбытовой сети, подкрепленные хорошей рекламой.

Основные  потребители – "скептики" или "запоздалое большинство". Они  обеспечивают массовый сбыт на стадии насыщения (составляют порядка 30-40% числа  конечных потребителей).

 
 3.4 Этап уменьшения объема продаж

Для большинства товаров  рано или поздно наступает время заметного уменьшения объема продаж. Он может упасть до нуля, тогда товар будет изъят из обращения, или сбыт может стабилизироваться на низком уровне и будет находиться на этом уровне в течение многих лет.

К сожалению, большинство  предприятий не разрабатывает действенной  политики в отношении устаревших товаров. Их внимание привлечено к новым  товарам и тем, которые находятся на этапе зрелости. Как только объем продаж товара заметно уменьшается, многие фирмы уходят с рынка, с тем чтобы вложить средства в более прибыльные области. Те, кто остаются на рынке, стремятся уменьшить предложение товара. Они прекращают продажу товаров на мелких сегментах рынка, ликвидируют каналы ограниченного сбыта, сокращают расходы на стимулирование спроса, снижают цены.

По целому ряду причин предприятия  неохотно отказываются от производства и реализации устаревших товаров. Некоторые  из них надеются, что объем продаж товара, не пользующегося в данный момент спросом, возрастет, если более  благоприятной станет общая экономическая  ситуация. Иногда считают, что спрос  упал из-за ошибки в программе маркетинга, и стремятся ее перестроить. Часть  фирм пытается оживить спрос путем  модификации товара. Устаревший товар может быть сохранен в программе производства с целью стимулирования продажи других своих товаров. Производство и реализация устаревшего товара требуют большого количества времени и средств, связанных с частыми снижениями цен, учетом нереализованных запасов, рекламными мероприятиями. Кроме того, несоответствие этого товара требованиям рынка может вызвать недоверие покупателей ко всем товарам предприятия.

При снижении объема продаж предприятия ведут себя на рынке  по-разному. Для тех, кто остается на рынке, отмечается временное возрастание  объема продаж в связи с увеличением  числа покупателей, которые обслуживались  ранее другими, уже покинувшими  рынок. Предприятие может принять  решение не уходить с рынка, несмотря на снижение объема продаж, и, в конце  концов, добиться прибыльных операций с товаром, после того как остальные  уйдут с рынка.

Оставшееся на рынке предприятие  может осуществлять прежнюю маркетинговую  стратегию: сохранить прежние сегменты рынка, каналы сбыта, цены, систему стимулирования сбыта и др. В этом случае объем продаж товара может и дальше снижаться, пока товар не будет снят с производства. Предприятие может сконцентрировать свои усилия и ресурсы на наиболее емких рынках, использовать только наиболее эффективные каналы сбыта. Наконец, можно резко сократить расходы на маркетинг, с тем чтобы увеличить текущую прибыль. При этом руководство предприятия отдает себе отчет в том, что этот шаг ускорит сокращение объема продаж и приведет в конечном итоге к необходимости снять товар с производства и изъять из обращения.

Как показывает опыт американской компании по производству потребительских  товаров «Проктер энд Гэмбел», для большинства наименований выпускаемой продукции установлен жизненный цикл продолжительностью в три года. После трех лет, как считают специалисты, на рынок целесообразно продвигать модифицированный вариант изделия. При этом предполагается, что он, в свою очередь, начинает терять популярность у потребителей на Западе через 15 месяцев, а новые модели товара обладают даже более укороченным жизненным циклом — резкое падение продаж наступает примерно через 12— 18 месяцев.

Основные потребители  – "скептики" или "запоздалое большинство". Они обеспечивают массовый сбыт на стадии насыщения (составляют порядка 30-40% числа конечных потребителей). 

Основные характеристики жизненного цикла товара 

Характеристики

Этапы жизненного цикла

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

Цели  маркетинга

Привлечение покупателей к новому товару, максимальная осведомленность покупателей

Расширение  сбыта и ассортиментных групп, формирование приверженности к марке

Поддержание отличительных преимуществ товара, отстаивание своей доли рынка

Предотвращение  падения спроса, восстановление объема продаж

Объем продаж

Рост

Быстрый рост

Стабильность, замедляющийся рост

Сокращение

Конкуренция

Отсутствует или незначительная

Умеренная

Сильная

Незначительная

Прибыль

Отрицательная

Возрастающая

Сокращающаяся

Стремительно  сокращающаяся, отсутствие прибыли, убытки

Потребители

Новаторы (любители нового)

Массовый  рынок обеспеченных лиц

Массовый  рынок

Консерваторы (отстающие)

Товарный  ассортимент

Базовая модель

Растущее  число разновидностей (усовершенствование)

Дифференцирован – полная ассортиментная группа

Отдельные товары

Сбыт

Отдельные торговые точки, распределение неравномерное

Число торговых точек растет, интенсивное  распределение

Число торговых точек растет, интенсивное  распределение

Торговые  точки сокращаются, селективное  распределение

Ценообразование

Зависит от товара

Растущий  диапазон цен

Полная  ценовая линия, снижение цен, введение скидок

Отдельные цены

Продвижение

Информационное

Убеждающее

Конкурентное (напоминающее)

Информационное (распродажа)

Затраты на маркетинг

Предельно высокие, растущие

Высокие, стабильные

Сокращающиеся

Низкие


 

Матрица Бостонской консультативной  группы (Boston Consulting Group)

Данная матрица представляет собой важный инструмент для проведения ассортиментного анализа, оценки рыночных перспектив товаров, выработки эффективной  сбытовой политики, формирования оптимального товарного портфеля фирмы.

 

 

 

 

Матрица Бостонской консультативной  группы (Boston Consulting Group)

 

"Звезды" - наиболее  перспективный, развивающийся тип  товара, стремится к увеличению  доли в товарном портфеле фирмы,  находится на стадии роста.  Расширение производства данного  товара идет за счет прибыли  от его продаж. (Этап роста.)

"Дойные коровы" - товар,  находящийся на этапе зрелости; рост объемов продаж незначителен; товар имеет максимальную долю  в товарном портфеле фирмы.  Является основным источником  доходов (фирмы). Выручка от реализации  данного товара может быть  потрачена на финансирование  производства и разработки других  товаров. (Этап зрелости.)

"Трудные дети" ("Дикие  кошки", "Знаки вопроса") - товары, имеющие весьма низкую рыночную  долю при относительно высоком  темпе роста объемов продаж. Могут находиться на стадии внедрения или в начале стадии роста, требуют материальных затрат; определить их рыночную перспективу затруднительно (могут перейти в разряд "звезд" или в разряд "собак"). Требуют дополнительных исследований и финансирования.

"Собаки" - товары-неудачники - имеют относительно малую рыночную  долю (с тенденцией к сокращению) и характеризуются низким темпом  роста объемов продаж или отсутствием  роста как такового. Такой товар  бесперспективен, его необходимо  вывести с рынка. (Этап спада  или вид жизненного цикла –  провал.)

При удачном прохождении  жизненного цикла товары из "трудных  детей" превращаются в "звезды", а впоследствии> - в "дойных коров". При неудачном -"трудные дети" превращаются в "собак".

Бостонская консультативная  группа рекомендует следующую стратегию  фирмы по отношению к товарам (видам деятельности), находящимся  в основных зонах матрицы:

"звезды" следует оберегать  и развивать;

для "дойных коров" необходим  строгий контроль капиталовложений и передача избытка финансовой выручки  под контроль высшего руководства;

"трудные дети" подлежат  специальному изучению, чтобы установить  их перспективы превращения в  "звезд" и требующиеся для  этого финансовые, технологические  и временные ресурсы;

Информация о работе Развитие элементов маркетинга в зависимости от жизненного цикла товара