Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель данной работы заключается в поиске путей повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
В дипломной работе преследуются следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности и привести неоднородное её понимание учёными;
рассмотреть основные составляющие конкурентоспособности товара;
проанализировать основные методы оценки конкурентоспособности продукции;
провести оценку конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1» в сравнении с товарами, выпускаемыми предприятиями конкурентами;
выявить и проанализировать многочисленные факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность товаров;
разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности товаров предприятия ЗАО «Омега-1».
Введение………………………………………………………………………
5
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и поиск путей ее повышения………………………………………………..…
8
1.1 Общая характеристика видов конкуренции……………………………
8
1.2 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория ....
17
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг….
22
1.4 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………….
30
2 Анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»…………...
45
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»……………………………………………………..
45
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»……………………………………………………………….
51
2.3 Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность майонеза….
64
2.4 Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»…………
77
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1»
87
3.1 Общие аспекты повышения конкурентоспособности продукции…….
87
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Омега-1» и оценка экономического эффекта от их внедрения……
90
Заключение…………………………………………………………………...
97
Библиографический список………………………………………………….
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм [10, c. 115]:
Таким образом, в условиях
монополистической формы
Рисунок 1.2 - Ценовая конкуренция
Рисунок 1.3 - Неценовая конкуренция
При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями [15, c.25].
При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим [18, c.33].
Последнее условие предполагает
возможность каждому гражданину
стать свободным
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки [20, c.105].
Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
К незаконным методам
неценовой конкуренции
Главным фактором ценовой
и неценовой конкуренции
Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель.
1.2 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория
Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью [43].
Анализ известных определений конкурентоспособности, часть из которых здесь уже упоминалась, и наши представления о предмете исследования позволяют выделить целый ряд моментов, безусловно важных для экспликации данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:
Резюмируя сказанное, можно
предложить следующее определение:
"Конкурентоспособность - это свойство
объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного
рынка, которое характеризует степень
соответствия технико-функциональных,
экономических, организационных и других
характеристик объекта требованиям потребителей,
определяет долю рынка, принадлежащую
данному объекту, и препятствует перераспределению
этого рынка в пользу других объектов"
[43].
Следствиями приведенного определения являются следующие достаточно очевидные утверждения: