Разработка товарной стратегии предприятия ОАО «Димское» Тамбовского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в исследовании товарной стратегии, и ее влияния на эффективность деятельности предприятия, а также поиск путей совершенствования товарной стратегии
Основные задачи исследования:
1. Изучить товарную стратегию предприятия и ее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия;
2. Исследовать подходы к оценке товарной стратегии предприятия;
3. Составить организационно-экономическую характеристику ОАО «Димское» Тамбовского района;
4. Проанализировать факторы, влияющие на формирование товарной стратегии ОАО «Димское» Тамбовского района;
5. Предложить мероприятия по совершенствованию товарной стратегии в ОАО «Димское» Тамбовского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Понятие, сущность и цели товарной стратегии в стратегии предприятия
1.2Условия формирования и элементы товарной стратегии
1.3 Жизненный цикл товара как основной элемент товарной стратегии
2 АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ДИМСКОЕ» ТАМБОВСКОГО РАЙОНА
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2Характеристика товарного ассортимента и специализация ОАО «Димское» Тамбовского района
2.3 Анализ факторов, влияющих на формирование товарной стратегии в ОАО «Димское» Тамбовского района
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ В ОАО «ДИМСКОЕ» ТАМБОВСКОГО РАЙОНА И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.docx

— 81.26 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов финансовой деятельности предприятия показал, что в 2012 году ОАО «Димское»  получило чистую прибыль в размере 98496 тыс.рублей, что в 2 раза больше, чем в 2010 году.

Выручка от реализации продукции за период исследования увеличилась на 93% и составила 33579 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции составила в отчетном году 2701244 тыс. рублей, что в 2 раза больше, чем в базовом. Прибыль от продаж увеличилась на 56% и в 2010 году составила 63760 тыс. рублей.

Уровень рентабельности продукции в 2010году уменьшалась на 24% и составила 23,5%, что означает на 1 рубль затрат предприятие получило 23,5 копеек прибыли.

Рентабельность продаж уменьшилась на 18%, и в 2010 году составила 19%, что означает, что на 1 рубль выручки, прибыль составила 19 копеек.

 

2.2 Характеристика товарного ассортимента и специализации ОАО «Димское» Тамбовского района

 

ОАО «Димское» производит сельскохозяйственную продукцию на основе ведущих достижений международного и российского опыта в области растениеводства, животноводства, кормопроизводства, обеспечивая высокое качество продуктов питания и внося свой вклад в повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства.

Основным видом  деятельности организации является: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки.

К дополнительным видам деятельности можно отнести разведение КРС, свиней, производство обработанного жидкого молока, оптовая торговля зерном, производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, 

ОАО «Димское» обеспечивает эффективное производство базовой продукции для розничного и промышленного потребления на локальном и региональном рынке в промышленном масштабе и с гарантированным уровнем качества. Продукция экспортируется в Иркутскую область на масложирокомбинат, Приморский край,  Михайловский, Благовещенский, Бурейский, Белогорский районы.

Обеспечивает высокую эффективность производства и гарантированное качество, формируя дополнительную ценность для потребителей на рынке продукции кормопроизводства и переработки зерновых.

Далее рассмотрим специализацию ОАО «Димское» Тамбовского района (Таблица 7).

 

Таблица 7 – Специализация ОАО «Димское» Тамбовский район (Товарная продукция)

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

В среднем за 3 года

Ранг доли

тыс.рублей

%

тыс.рублей

%

тыс.рублей

%

тыс.рублей

%

Зерновые культуры

38637

37

45501

13

51837

15

66436

21

2

Соя

63334

23

229065

65

212752

63

168383

52

1

Прочая продукция растениеводства

3160

1

25064

7

3309

1

10511

3

5

Итого продукция растениеводства

105131

61

299630

85

267898

80

245331

76

-

Скот и птица в живой массе

3342

1

7279

2

6353

2

5658

2

6

Молоко

33796

12

39937

11

40639

12

38124

12

3

Прочая продукция животноводства

890

0,3

1284

0,4

2310

1

1495

0,5

7

Итого продукция животноводства

38028

14

48500

14

49302

15

45277

14

-

Прочая продукция организации

67750

25

1273

0,4

18590

6

29204

9

4

Итого по организации

174243

100

349403

100

335790

100

319812

100

-


 

Рассчитаем уровень специализации

 = ==0,34

Следовательно специализация в ОАО «Димское» - среднего уровня т.к находится в промежутке от 0,2 до 0,4, с наибольшим производством сои равном 52% в среднем за 3 года, а также зерновых культур равном 21% в среднем за 3 года.

Товарная  продукция характеризует объем  производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

- стоимость готовых изделий (готовая  продукция – ГП);

- полуфабрикаты собственной выработки,  отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным  хозяйствам своего предприятия (ПФс);

- стоимость переработки сырья и материалов заказчика (Спсмз);

- стоимость инструментов, штампов,  моделей, приспособлений, отпущенных  на сторону или зачисленных  в основные фонды, предприятия (продукция вспомогательных цехов- Пвц);

- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону (Р п.хар). 

ТП = ГП + ПФс + Спсмз + Пвц + Р п.хар          

Для ОАО «Димское» товарной продукцией будет являться мясо и пищевые субпродукты КСР, свиней, овец, обработанное жидкое молоко, а также зерно, семена и маслосодержащие плоды.

Из таблицы 7 следует, что объем товарной продукции а ОАО «Димское» увеличился в 1,8 раз и в 2012 году составил 319812 тыс.рублей. При этом наибольший удельный вес занимает продукция растениеводства. Объем продукции растениеводства увеличился в 2,3 раза составив 245331 тыс. рублей, при этом увеличился и ее удельный вес на 15%. Несмотря на то, что объем продукции животноводства увеличился в отчетном году на 12% составив 45277тыс. рублей, ее удельный вес остался неизменным.

 

2.3 Анализ факторов, влияющих  на формирование товарной стратегии  в ОАО «Димское» Тамбовского  района

 

Существуют факторы, влияющие на формирования товарной стратегии ОАО «Димское», а также товарного ассортимента выпускаемого предприятием.

Общими факторами являются спрос и рентабельность.

Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей.

Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.

К специфическим факторам относятся:

  • сырьевая база предприятия, которая определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство;
  • материально-техническая база - наличие производственных площадей, необходимого оборудования оказывает значительное влияние на формирование ассортимента;
  • достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов;
  • каналы распределения товаров, ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента;
  • методы стимулирования сбыта и формирования спроса также оказывают влияние на формирование ассортимента.

Процесс формирования ассортимента товаров складывается из двух этапов. На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. На втором этапе определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. На предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня. Он является инструментом, с помощью которого регулируется ассортимент товаров.

 

 

 

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ В ОАО «ДИМСКОЕ»  ТАМБОВСКОГО РАЙОНА И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия. Стратегические решения по товару являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии предприятия. Это связано с тем, что товар служит эффективным средством воздействия на рынок, главной заботой предприятия и источником получения прибыли. Кроме того, товар представляет центральный элемент комплекса маркетинга. Цена, сбыт, коммуникации основываются на особенностях товара.

Товарная стратегия предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. В ее задачу входит обеспечение преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товаров, нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов). Кроме этого сюда входит разработка и осуществление стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Продуманная товарная стратегия служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулирования и организации производства должны ориентироваться на конкретного потенциального покупателя.

Политика ОАО «Димское»  в области удовлетворения нужд потребителя, а именно качества продукции, является частью стратегии предприятия, определяющей успех на рынке, формируется его высшим руководством с привлечением широкого круга специалистов, способных обеспечить качество продукции в будущем.

Проанализировав деятельность ОАО «Димское» были выявлены слабые стороны товарной стратегии данного предприятия, такие как: 

- недостаточная широта ассортимента;

- слабая рекламно-информационная  деятельность предприятия;

- влияние сезонности на структуру  ассортимента и объемы продаж  соответственно.

Для устранения выявленных недостатков предлагается провести несколько мероприятий по совершенствованию товарной стратегии предприятия, а именно:

  1. С течением времени товарный ассортимент предприятия необходимо расширять.

Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет добавления новых изделий в его существенных рамках.  Расширения товарного ассортимента приведет к:

- Получению дополнительной прибыли;

- Задействованию неиспользуемых мощностей;

- Ликвидации пробелов с целью недопущения конкурентов.

  1. Провести рекламную кампанию для стимулирования продаж товаров предприятия;

Комплексные рекламные кампании, включающие в себя объявления в прессе, по радио, телевидению, на щитах наружной рекламы, строятся на одних и тех же рекламных идеях и творческих находках, так чтобы возможности каждого средства распространения рекламы дополняли друг друга.  ОАО «Димское» для проведения широкомасштабной рекламной кампании рекомендуется использовать следующие средства рекламы: реклама на телевидении, наружная реклама, участие в сельскохозяйственных выставках.  Следует использовать мощный рекламный взрыв для начала кампании. Для достижении этой цели можно использовать новый рекламный видеоролик. Рекламную кампанию необходимо проводиться в пик сезона продаж, т.е осенью.

Суммируя все вышесказанное, определим перечень мер, которые необходимо осуществить ОАО «Димское» для совершенствования товарной стратегии:

- выявить преимущества  и недостатки товаров-аналогов, выпускаемых  конкурентами и соответствующим  образом использовать эти результаты  на своем предприятии;

- изучить мероприятия  конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

- определить возможные  модификации путем повышения  качественных характеристик, таких  как долговечность, улучшение дизайна;

- выявить и использовать  подходящие для предприятия ценовые  факторы повышения конкурентоспособности продукции, в том числе применяемые фирмами-конкурентами (скидки с цены, предоставление гарантии качества);

- дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, репутации фирмы производителя и др.;

- воздействовать непосредственно  на потребителе путем проведения  активной рекламной деятельности;

- увеличивать долю занимаемую  на рынке, расширения сбытовой  сети.

Таким образом, для успешной деятельности ОАО «Димское» необходимо приложить все свои возможности и средства и к тому же постараться улучшить свою конкурентную позицию на других сегментах рынка.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимость разработки товарной стратегии в сельскохозяйственных предприятиях в условиях рыночной экономики растет также вследствие неэластичности спроса и высокой взаимозаменяемости продовольственных товаров, большой трудоемкости и ресурсоемкости аграрного производства, замедленного оборота капитала. Основными причинами, препятствующими ее разработке на современном этапе, являются отсутствие квалифицированных кадров, дефицит финансовых ресурсов и критическое состояние материально-технической базы большинства сельских товаропроизводителей, низкая инвестиционная привлекательность отрасли.

Таким образом, ни одно предприятие не может гарантировать стабильности своих рыночных позиций, если не будет иметь научно обоснованной товарной стратегии, с помощью которой происходит формирование и управление ассортиментом, внедрение инноваций в производстве продукции и поддержание ее конкурентоспособности на требуемом уровне, нахождение для нее оптимальных каналов распределения и рыночных ниш.

Разработка и осуществление товарной стратегии требует соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличие стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошего знания рынка и характера его требований; ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых, финансовых, кадровых) в настоящее время и на перспективу.

В результате анализа деятельности ОАО «Димское» Тамбовского района можно сделать вывод о том, что предприятие является динамично развивающимся. Наблюдается рост таких важных показателей как рентабельность и прибыльность предприятия.  При анализе ассортиментной политики предприятия было выяснено, что ассортимент очень сильно подвержен влиянию сезонности, хотя является достаточно широким и устойчивым.

Информация о работе Разработка товарной стратегии предприятия ОАО «Димское» Тамбовского района