Республика Беларусь как субъект ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:47, реферат

Краткое описание

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Всем гарантируются равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

субъекты внешнеэконом деятельности.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь как субъект ВЭД

 

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Всем гарантируются равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Положения Конституции Республики Беларусь конкретизированы в Законе о внешнеторговой деятельности.

Правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно–территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.

В теории правового регулирования субъектов внешнеэкономической деятельности существует множество определений и классификаций субъектов внешнеэкономической деятельности.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут выступать как национальные, так и зарубежные субъекты хозяйствования.

Национальные субъекты могут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность через налаживание прямых связей с зарубежными партнерами или через посредничество.

Прямой экспорт и импорт составляют значительную долю внешнеторговых операций, так как имеют ряд преимуществ: позволяют налаживать более тесный контакт с зарубежными партнерами, хорошо изучить условия мирового рынка, быстрее приспособить свои производственные программы к спросу и требованиям мирового рынка и т. д.

Субъекты подразделяются: по виду хозяйственной деятельности; по характеру совершаемых операций; по форме собственности; по правовому положению.

Основным критерием отнесения того или иного субъекта к какой–либо отрасли является наибольшая доля производимой продукции или услуг в общем объеме операций. Этот же принцип используется при отнесении субъекта к группе транспортных, торгово–посреднических, туристских, финансовых, страховых и других фирм.

Выявление принадлежности фирмы к какой–либо отрасли или сфере деятельности имеет важное значение с позиции особенностей правового регулирования их деятельности, принципов налогообложения прибыли, инвестиционных льгот и т. п.

Субъекты могут быть образованы как индивидуальные предприятия либо как объединения предпринимателей. В первом случае предприниматель несет полную имущественную ответственность по делам своей фирмы. Обычно это мелкие фирмы, действующие большей частью в сфере услуг и розничной торговли. Такие фирмы не подлежат публичной отчетности, поэтому получение достоверной информации о них весьма затруднено. Немаловажным аспектом является и то, что ни в одной правовой системе индивидуальные предприятия не признаются юридическими лицами.

Объединение предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности происходит в форме различных товариществ и обществ. В первом случае предприниматели заключают между собой договор и наряду с объединением своих капиталов непосредственно принимают участие в управлении деятельностью своей фирмы и несут неограниченную имущественную ответственность по ее обязательствам. Они не подлежат публичной отчетности и не во всех странах признаются юридическими лицами. К объединениям этого типа относятся полные товарищества континентального права, товарищества американского права и товарищества с неограниченной ответственностью британского права.

Во втором случае (объединения предпринимателей) объединяются только капиталы предпринимателей. Личного их участия в ведении дел фирмы не требуется. Часто ими руководят профессиональные управляющие, назначаемые вкладчиками. В случае несостоятельности фирмы последние рискуют только своим вкладом. Такое ограничение имущественной ответственности владельцев капитала позволяет им заранее рассчитывать размеры предпринимательского риска и создает благоприятные возможности для привлечения к участию в такого рода объединениях, особенно в форме акционерного общества, большого числа лиц для аккумулирования огромных капиталов в руках одной фирмы. К таким объединениям относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества континентального права, британские частные и публичные компании с ограниченной ответственностью, корпорации США.

Следует иметь в виду, что в каждой стране приняты свои обозначения правовых форм, например «Ltd», «Pic», «J№c», «Согр», «AG», «GmbH» и т. д. Поэтому по названию фирмы, в которое включается аббревиатура правовой формы, можно установить саму правовую форму и страновую принадлежность фирмы.

Национальные субъекты ВЭД можно классифицировать в зависимости от характера осуществляемой ими деятельности на: субъекты частноправового характера (частные лица – юридические и физические лица) и субъекты ВЭД публично–правового характера, когда ВЭД характеризуется участием государства и административно–территориальных образований. Следует отметить, что государство может выступать и субъектом внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на частноправовом уровне, т.е. выступать участником гражданско–правовых отношений за пределами своей территории. При этом государство не меняет содержания и сущности частноправовых отношений. Меняется лишь правовое положение государства, что связано с таким его имманентным качеством, как суверенитет.

В Республике Беларусь правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно–территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.

В разных странах существуют различные приоритеты во внешнеэкономической сфере, в целом, и во внешнеторговой, в частности, и это находит отражение в системе государственного регулирования и в структуре аппарата государственного регулирования этой сферой [14, с. 221].

Что касается Республики Беларусь, то с момента получения ею независимости постоянно проходило формирование и реорганизация системы государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности. В настоящее время структура аппарата регулирования находится в стадии реформирования.

В целом в существующей системе можно выделить несколько уровней. Высшими органами управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Национальное собрание (Парламент) и Совет Министров.

Президент Республики Беларусь подписывает Законы, издает Указы и Распоряжения, имеющие силу на всей территории республики, и гарантирует реализацию основных направлений внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. По решению Парламента республики могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности страны.

Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике. Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. Совет Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.

Непосредственно координирующую и регулирующую функцию государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности выполняют Министерства, Государственные комитеты, Исполнительные комитеты, Национальный банк Республики Беларусь. Основными министерствами, регулирующими внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в республике, являются Министерство иностранных дел (МИД) и с недавнего времени Министерство торговли.

Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики и Министерство финансов. Они осуществляют регулирование экспортно–импортных операций, участвуют в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций.

Значительное место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности принадлежит Национальному банку республики и Государственному таможенному комитету.

Национальный банк определяет сферы и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, разрабатывает мероприятия по регулированию курса белорусского рубля к иностранным валютам, осуществляет контроль за проведением валютных операций. Национальный банк также определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств. Государственный таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь.

В структуру аппарата регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности входят также Республиканские внешнеторговые объединения и организации, внешнеторговые фирмы предприятий, а также общественные организации такие, как Белорусская торгово–промышленная палата  
(Бел ТПП) и различные Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.

К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом относятся:

    • разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно–кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
    • установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
    • заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
    • установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
    • защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом;
    • установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;
    • определение зон свободного предпринимательства;
    • установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
    • участие в создании и деятельности международных экономических и научно–технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово–экономическому, научно–техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов.

Отношения Республики Беларусь с другими государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.

Закон также предоставил право осуществления внешнеэкономической деятельности всем предприятиям, организациям, их объединениям, другим юридическим и физическим лицам после их регистрации.

Республика Беларусь может учреждать свои представительства за рубежом на основе международных договоров. Одновременно с этим предусматривается возможность открытия в республике представительств иностранных государств, предприятий, других юридических лиц по торгово–экономическим вопросам, а также совместных предприятий, международных объединений и организаций. Субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеют право участвовать в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях на территории иностранных государств и осуществлять производственную, научно–производственную и иную хозяйственную деятельность на их территории в соответствии с законодательством Республики Беларусь и этих государств, а также международными договорами Беларуси.

Во ВЭД государство выступает в основном регулятором этой деятельности, в отличие от его роли при осуществлении межправительственных экономических связей, где оно является непосредственным субъектом этих связей; центром внешнеэкономической деятельности становятся субъекты хозяйствования, а сама ВЭД осуществляется в основном на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно–импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно–технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом  на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий Республики Беларусь. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для белорусских предприятий это такие задачи, как:

Информация о работе Республика Беларусь как субъект ВЭД