Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа
В данной работе рассмотрен основной комплекс проблем субъектов розничной и оптовой торговли, и целью работы является анализ мирового опыта функционирования и оптовой торговли. Также рассмотрены виды розничных торговых предприятий, виды предприятий оптовой торговли и предложены маркетинговые решения розничного торговца и оптовика.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ 4
1.1. Природа и значение розничной торговли 4
1.2. Виды розничных торговых предприятий 4
1.3. Маркетинговые решения розничного торговца 20
ГЛАВА 2. ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ 24
2.1. Природа и значение оптовой торговли 24
2.2. Виды предприятий оптовой торговли 26
2.3. Маркетинговые решения оптовика 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 37
Розничному торговцу предстоит также решить вопрос о комплексе услуг, которые он предложит клиентам. Семейные бакалейно-гастрономические магазинчики прошлого предлагали доставку товаров на дом, продажу в кредит и неторопливую беседу. В сегодняшних универсамах эти услуги полностью исчезли. В таблице 3 перечислены некоторые основные услуги, которые могут предложить розничные предприятия с полным циклом обслуживания. Комплекс услуг является одним из решающих орудий неценовой конкуренции для выделения магазина из числа остальных.
Третьим элементом товарного арсенала
розничного торговца является атмосфера
магазина. У каждого торгового
помещения своя планировка, которая
может и затруднять и облегчать передвижение
покупателей. Каждый магазин производит
определенное впечатление. Один воспринимается
грязным, другой - очаровательным, третий
- роскошным, четвертый - мрачным. Магазин
должен воплощать в себе атмосферу, которая
соответствует вкусам потребителей целевого
рынка и оказывает положительное влияние
на совершение покупок.
В похоронном бюро уместны тишина, приглушенный
свет, умиротворенность, а в дискотеке
- яркие краски, громкие звуки, биение жизни.
Атмосферу создают творческие работники,
знающие, как совместить зрительные, слуховые,
обонятельные и осязательные раздражители
для достижения желаемого эффекта.
Таблица 3.
Типичные услуги, оказываемые розничными магазинами.
Предпродажные услуги |
Послепродажные услуги |
Дополнительные услуги |
1.Прием заказов по телефону |
1.Доставка покупок |
1.Инкассирование чеков |
2.Прием заказов (или отправка покупок по почте) |
2.Обычная упаковка (или затаривание) покупок |
2.Справочная служба |
3.Проведение рекламы |
3.Подарочная упаковка |
3.Бесплатная автостоянка |
4.Оборудование витрин |
4.Подгонка товара |
4.Рестораны, кафе |
5.Внутримагазинные экспозиции |
5.Возврат товаров |
5.Услуги по ремонту |
6.Примерочные |
6.Переделка товара |
6.Оформление интерьеров |
7.Часы работы |
7.Портновские услуги |
7.Предоставление кредитов |
8.Показы мод |
8.Установка товара |
8.Комнаты отдыха |
9.Принятие старых товаров |
9.Нанесение надписей на товары |
9.Присмотр за детьми |
10.Доставка наложенным |
РЕШЕНИЕ О ЦЕНАХ. Цены, запрашиваемые розничными торговцами, - ключевой фактор конкуренции и одновременно отражение качества предлагаемых товаров. Способность розничного торговца совершать тщательно продуманные закупки - важнейшая составляющая его успешной деятельности. Помимо этого, к назначению цен следует подходить очень внимательно и по ряду других причин. На некоторые товары можно произвести низкие наценки с целью превращения этих товаров в «заманивателей» или «убыточных лидеров» в надежде на то, что, оказавшись в магазине, потребители заодно купят и другие товары с более высокими наценками. Кроме того, руководству розничных предприятий необходимо владеть искусством уценки товаров замедленного сбыта. К примеру, торговцы обувью рассчитывают продавать 50% товара с наценкой 60%, 25% товара - с наценкой 40, а оставшиеся 25% - вообще без наценки. Эти снижения цен уже предусмотрены в их первоначальном уровне.
РЕШЕНИЕ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ. Для охвата потребителей розничные торговцы пользуются обычными орудиями стимулирования - рекламой, методом личной продажи, мерами по стимулированию сбыта и пропагандой. Розничные торговцы дают рекламу в газетах, журналах, по радио и телевидению. Время от времени массовую рекламу дополняют письмами, которые вручают лично, и отправлениями прямой почтовой рекламы. Личная продажа требует тщательного обучения продавцов приемам установления контакта с покупателями, удовлетворения покупательских нужд, порядку разрешения сомнений и жалоб клиентов. Стимулирование сбыта может выражаться в проведении внутри-магазинных показов, использовании зачетных талонов, разыгрывании призов, устройстве визитов знаменитостей. Розничные торговцы, у которых есть что сказать интересного, всегда могут воспользоваться и приемами пропаганды.
РЕШЕНИЕ О МЕСТЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. Выбор места расположения магазина - один из решающих конкурентных факторов с точки зрения возможностей привлечения покупателей. Клиенты, например, как правило, выбирают тот банк, который находится к ним ближе всех. Сети универмагов, нефтяные компании и владельцы привилегий в сфере общепита быстрого обслуживания особенно тщательно выбирают места размещения своих предприятий, пользуясь для этого самыми совершенными методами выбора и оценки участков.
Что такое оптовая торговля? Мы с вами считаем оптовиками торгово-распределительные фирмы, но ведь с этой точки зрения оптовой торговлей занимается и мелкая розничная пекарня, продающая свои булочки, пирожные и торты местному отелю.
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
В этой главе мы будем пользоваться терминами «оптовый торговец» и «оптовая торговля» применительно к фирмам, для которых эта торговля является их основной деятельностью.
Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик. Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного торговца. В-третьих, в отношении правовых уложений и налогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.
А зачем вообще нужны оптовые
торговцы? Ведь производители могли
бы обходить их и продавать товары
непосредственно розничным
Таким образом, и у розничных торговцев, и у производителей есть все основания прибегать к услугам оптовиков. Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций:
В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в экономике:
1) рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции;
2) увеличение объемов
3) увеличение числа уровней
4) обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
Всех оптовиков можно разбить на четыре группы, указанных в таблице 4.
Таблица 4.
Классификация оптовых торговцев.
Оптовики-купцы |
Брокеры и агенты |
Оптовые отделения и конторы производителей |
Разные специализированные оптовики |
1.Оптовики с полным циклом обслуживания: 1.1.Торговцы оптом 1.2.Дистрибьюторы товаров 2.Оптовики с ограниченным циклом обслуживания: 2.1.Оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара 2.2. Оптовики-коммивояжеры 2.3. Оптовики-организаторы 2.4. Оптовики-консингнанты 2.5.Сельскохозяйственные 2.6. Оптовики-посылторговцы |
1.Брокеры 2.Агенты |
1.Сбытовые отделения и конторы 2.Закупочные конторы |
1.Оптовики-скупщики 2.Оптовые нефтебазы 3.Оптовики-аукционисты |
Оптовики-купцы приобретают право собственности на товар (50% общего оптового оборота). Брокеры и агенты не берут на себя права собственности на товар (10%). Оптовые отделения и конторы производителей являются подразделениями производителей, занимающимися оптовой торговлей (36%). И разные специализированные оптовики (4%).
ОПТОВИКИ-КУПЦЫ. Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие дома. Это самая большая группа оптовых торговцев, на долю которой приходится примерно 50% всей оптовой торговли (как по объему товарооборота, так и по численности предприятий). Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.
Оптовики с полным циклом обслуживания. Оптовик с полным циклом обслуживания предоставляет такие услуги, как хранение товарных запасов, предоставление продавцов, кредитование, обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения.
Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора товаров. Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ассортиментными группами товаров, чтобы удовлетворять как нужды розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, так и розничных предприятий с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовики неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя ассортиментными группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента. В качестве основных примеров можно сослаться на оптовых торговцев техническими товарами, лекарствами, одеждой. Узкоспециализированные оптовики занимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину. В качестве примеров можно сослаться на оптовых торговцев продуктами лечебного питания, морепродуктами и автомотодеталями. Все они предоставляют своим клиентам более полную возможность выбора и обладают более глубокими знаниями о товаре.
Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают преимущественно производителям, а не розничным торговцам. Они предоставляют своим покупателям ряд услуг, таких, как хранение товарных запасов, кредитование и доставка товаров. Они могут заниматься либо широкой товарной номенклатурой (в этом случае их часто называют снабженческими домами), либо смешанным, либо специализированным ассортиментом. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения могут заниматься исключительно материалами для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации, деталями основного оборудования (такими, как подшипники, двигатели и т.п.) или самим оборудованием (ручной и электроинструмент, вилочные погрузчики и т. п.).
Оптовики с ограниченным циклом обслуживания. Оптовик с ограниченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятии с ограниченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычно возлагая на них самих заботу о вывозе купленного. Например, мелкий розничный торговец, держащий рыбный магазин, как правило, рано утром отправляется к такому оптовику, покупает у него несколько ящиков рыбы, тут же расплачивается, сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его.
Оптовик-коммивояжер не только продает, но и, прежде всего сам доставляет товар покупателям. Такой торговец занимается ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного хранения (молоко, хлеб, легкие закуски), которые он продает за наличный расчет, совершая объезды универсамов, мелких бакалейно-гастрономических магазинов, больниц, ресторанов, заводских кафетериев и гостиниц.