Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 11:39, реферат
Маркетинг является частью экономической науки и представляет собой многокомпонентную дисциплину. По оценкам ученых маркетинг включает в себя вопросы различных составляющих: экономических, психологических, социологических, математических и др. Применение маркетинговых принципов актуально в различных сферах деятельности: потребительские и промышленные товары, сфера некоммерческих организаций, услуг (финансовых, культура, сервис).
Введение 2
1. Роль и функции маркетинга 3
2. Особенности аналитической функции маркетинга 6
3. Система показателей при комплексном анализе внутренней и внешней среды предприятия 9
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Основное содержание аналитической функции маркетинга — проведение широкомасштабных маркетинговых исследований (marketing research). Эти исследования охватывают три важнейших направления:
1) комплексное исследование рынка (market research), включающее анализ совокупных характеристик собственно рынка (в том числе конъюнктурные исследования и прогнозы), изучение потребителей и проведение сегментации, анализ потребительских свойств товара и покупательских представлений о нем, анализ фирменной структуры рынка и оценку стратегических позиций конкурентов;
2) анализ производственно-
3) разработка маркетинговой
Итогом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы на каждом рынке и стратегий по их достижению. В частности, в качестве глобального направления своего развития фирма может выбрать стратегию диверсификации, используя при работе на разных рынках стратегию «снятия сливок» или стратегию массового охвата, стратегию широкой дифференциации или сфокусированную стратегию дифференциации, стратегию поступления или стратегию обороны и т.д.
Выбор той или иной стратегии определяется возможностями фирмы и ситуацией, сложившейся на рынке, а также целями, которые ставит перед собой компания.
Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации. Обычно постоянное наблюдение за рынком сочетается со спорадическими целенаправленными исследованиями (например, тесты по оценке влияния рекламы, пробные продажи и т.д.). На многих фирмах большая часть этой информационной работы проводится специальным отделом либо поручается самостоятельным исследовательским институтам.
Оценку собственных возможностей фирма проводит собственными силами без привлечения сторонних организаций.
Учеными подтверждается, что для устранения и минимизации сложностей необходимо создание комплексной системы или модели анализа, основанной на системе показателей. Существующие сегодня показатели недостаточно отражают изменения конечных результатов и к тому же не фиксируют причины происходящих изменений. Подходы к формированию оценок и способов их ранжирования расходятся. Есть мнения о первичности оценки внешней среды при рассмотрении ситуации [4, 8]. Есть также и оценки, опирающиеся на то, что сегодня, в период «эпохи экономики знаний», важно четко знать и точно оценивать собственные ресурсы и только после этого переходить к оценке окружающей среды.
Аналогичные аспекты рассматривает с точки зрения бенчмаркинга и русский ученый А.П.Дурович. Накопление информации не дает конкурентных преимуществ, так как простое владение ею без использования не позволяет применять полученные данные в работе. В этом случае и делается упор на качество базы знаний и ее использование.
По оценкам И.Ансоффа, Дж.Д.К.Литл целесообразно использовать теорию слабых сигналов для подготовки сведений о предкризисном или сложном состоянии, как систему поддержки принятия решений, причем в число индикаторов обязательно включаются маркетинговые индикаторы.
Индикаторы также необходимо рассматривать во взаимосвязи между собой, системно, а также с учетом динамики изменений. Маркетинг больше чем все другие функции бизнеса связан с различными переменными и самой сложной задачей является их учет и оценка [6].
Создание информационной среды, используемой для поддержки принятия управленческих решений, конечно, в первую очередь базируется на маркетинговых исследованиях, важность которых подчеркивается учеными (Ж.-Ж.Ламбен, А.П.Дурович, И.К.Беляевский) и входит в состав комплекса управления предприятием.
Процедура маркетинговых исследований, рассматриваемая специалистами, делится на составляющие, которые включают в себя: проведение кабинетных и полевых исследований. Важность вторичной маркетинговой информации подчеркивается специалистами и ставится на первый уровень при сборе данных [1, 2, 3]. Использование вторичных источников данных при представлении в работах ученых скорее носит описательный характер. Недостатком ряда предлагаемых способов является отсутствие стоимостных факторов и оценки получаемой информации при использовании вторичных сведений.
Особое значение для изучения и анализа маркетинговой среды приобретают методы, которые базируются на экспертных оценках. Они получили распространение из-за временных и финансовых ограничений в маркетинге при проведении различных работ по сбору, анализу и оценке ситуации, планированию деятельности предприятия. Недостатком считается факт отсутствия полной схемы подбора экспертов для проведения процедур маркетингового анализа и использования получаемых данных по всем применяемым методикам, схемам и моделям.
Существует значительное количество известных моделей отдельно применяемых специалистами и подробно описанных разными авторами в литературе. Это обусловлено высоким уровнем развития бизнес-образования в мире, совершенствованием информационных технологий, программного обеспечения и техники. Однако, многие предлагаемые инструменты и методы анализа так и остаются недоступными по причине высокой сложности ряда из них, отсутствия комплексности в подходе и адаптации к национальным аспектам, а также из-за недостатка подготовленных специалистов.
Рассматриваемые определения процесса «маркетинговый анализ» позволяют предположить, что оно может включать в себя следующие характеристики: комплекс мероприятий по изучению, анализу и оценке ситуации по всем составляющим внутренней и внешней среды, позволяющий получать точные и полные характеристики в различных временных интервалах для формирования четких, полных и взвешенных выводов. Необходимо отметить, что некоторым направлениям уделяется много внимания в литературе и работах разных авторов, в то время как процессам системного изучения, комплексной, полной, детальной, цельной оценки – недостаточно.
Ряд специалистов (И.К.Беляевский, В.Д.Шкардун, Р.Грант, В.А.Шаповалов, Г.Минцберг) рассматривают маркетинговый анализ как основу информационного обеспечения процесса разработки стратегии предприятия. Существующие направления предлагают два подхода к процессу маркетингового анализа – преимущественно качественные оценки и попытки использования максимально возможного числа количественных оценок. Следует заметить, что современная специфика маркетинга позволяет успешно сочетать оба направления: и количественное и качественное. Сегодня многие придерживаются мнения о целесообразности совмещения подобных подходов, но с попыткой проведения количественных оценок, опираясь также и на мнение известного ученого в области разработки стратегии Кеничи Омае, который рассматривает XXI век как период господства математических коэффициентов и показателей [7].
Недостатками существующих схем рассмотрения процесса маркетингового анализа можно считать отсутствие комплексности, описанных информационных потоков и раскрытых количественных оценок по получаемой информации.
Например, многие западные и российские ученые обращают внимание на серьезный и глубокий анализ отрасли и конкурентов (М.Портер, Гайдаенко Т.А., Шкардун В.Д.) и в этом направлении ученые используют в своих методиках разработку М.Портера «Модель 5 сил», но она требует дополнений, касающихся введения в модель двух сил – комплементарных продуктов и «иного способа производства товара или услуги или инновационного подхода» [4]. Следует также отметить, что большинство авторов, включающих в своих исследованиях (оценках) использование модели, предложенной М.Портером, ориентируются на качественную попытку оценки ситуации, складывающейся в ближайшем окружении, и не предпринимают попыток произвести количественные оценки сил, оказывающих влияние на отрасль и компанию.
В литературе также обращается внимание на то, что сегодня требуется адаптация имеющихся моделей и методик, методов получения и обработки информации практически для каждого конкретного случая.