Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:33, лекция
Маркетинг: определение, основные понятия.
Управление маркетингом.
Эволюция и содержание форм маркетинга.
Маркетинг как система деятельности на рынке.
Содержание и цели маркетинговой деятельности.
Тема №1. Роль маркетинга в системе управления фирмой.
1. Маркетинг: определение, основные понятия.
Все компании хотят добиться успеха. Все сегодняшние преуспевающие компании максимально ориентированы на потребителя, и всю работу строят на основе маркетинга. Все эти предприятия посвятили себя одной цели: пониманию и удовлетворению нужд потребителя на четко обозначенных целевых рынках. Создание потребительской ценности и удовлетворение клиента – вот суть сегодняшней теории и практики маркетинга, т.е. маркетинг – это извлечение прибыли из удовлетворения потребителя. Цель маркетинга – привлекать новых клиентов, обещая высшую потребительскую ценность и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их имеющиеся запросы. Питер Друкер, ведущий теоретик менеджмента, утверждает; «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными». Цель маркетинга – узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям, и продавали себя сами. Т.о., мы определяем МАРКЕТИНГ (marketing) – социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности, посредством создания товара и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
Нужда (human need) – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Нужды людей многообразны – это основные:
Нужды не создаются искусственно, они присущи природе человека.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность (human want) – нужда, принявшая специфическую форму в соответствие с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому человек будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Спрос (demand). Потребности человека, подкрепленные его покупательской способностью.
Человеческие нужды, потребности, и спрос предполагают товары для их удовлетворения.
Товар (product). Все, что может быть предложено на рынке для удовлетворения потребности покупателя. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации, идеи.
Все товары, способны удовлетворить определенную нужду, называются товарным ассортиментом выбора. Потребитель выбирает, полагаясь на свое восприятие (понимание) той ценности, которой на его взгляд обладают те или иные товары и услуги.
Потребительская ценность (custom value) – результат сопоставления выгод, которые потребитель получает в результате приобретения и использования товара, и затрат на его приобретение.
Потребители редко способны точно и объективно представить себе соотношение потребительской ценности товара и затрат на его приобретение. Они полагаются на свое ощущение ценности.
Удовлетворенность потребителя (customer satisfaction) –степень совпадения характеристик (свойств) товара, субъективно воспринимаемых клиентом, с ожиданиями, связанными с этим товаром; если достоинства товара ниже связанных с ним ожиданий, потребитель остается неудовлетворенным; если достоинства совпадают с ожиданиями, потребитель удовлетворен; если превосходят ожидаемые, потребитель в восторге.
Удовлетворенность потребителя напрямую зависит от качества товара. В последние годы многие компании стали работать по программам TQM (total quality management), комплексное управление качеством, цель которых - непрерывное улучшение качества товаров, обслуживания и маркетинговой деятельности. Качество напрямую связано с характеристиками товара и, следовательно, влияет на степень удовлетворения потребителя. В самом узком значении этого слова, качество можно определить как "отсутствие дефектов". Но большинство ориентированных на потребителя компаний выходят за рамки такого определения. Они рассматривают качество с точки зрения удовлетворения потребителя. Компания "Моторола", которая первая в США стала внедрять комплексный контроль качества - считает, что качество должно быть связано с потребителем. Все, что не нравиться потребителю, это не качественный товар.
Маркетинг начинается тогда, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен (exchange) - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Обмен - один из способов получения желаемого объекта (самообеспечение, отъем, попрошайничество, обмен).
Обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины.
Для совершения обмена необходимо соблюдение условий:
Основной единицей измерения в маркетинге является сделка.
Сделка (transaction) трансакция - торговая операция, обмен ценностями, совершаемая двумя сторонами.
Неотъемлемые части сделки: как минимум два товара, обладающих потребительской ценностью, время соглашения, место соглашения.
Сделка бывает денежная и бартерная.
От понятия обмена логично перейти к понятию рынка.
Рынок (market) - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги.
Специалисты по маркетингу рассматривают продавцов как представителей производства, а покупателей - как представителей рынка, т.е. продавцов и покупателей соединяют 4 потока: продавцы поставляют на рынок товары, услуги и сообщения, получая от покупателей деньги и информацию.
Производство
(совокупность Ü деньги
продавцов) Ü информация
Когда одна из сторон ищет возможные варианты обмена активнее, чем другая, мы называем первую предпринимателем, а вторую - предполагаемым покупателем.
Активный субъект рынка - это субъект, занятый поиском предполагаемых покупателей, которые могут принять участие в обмене ценностями.
Предполагаемый покупатель - человек или фирма, которого предприниматель определяет как потенциального участника обмена ценностями.
2. Управление маркетингом.
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ (marketing management) - анализ, планирование, реализация и контроль за исполнением программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевым покупателем для достижения целей организации.
Принято считать, что основная работа менеджера - маркетолога заключается в стимулировании спроса на продукцию компании. Однако это слишком ограниченный взгляд. Управление маркетингом направлено на расширение задачи воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы организация достигла поставленной цели, т.е. маркетинговое управление есть управление спросом.
Управление спросом осуществляется посредством проведения маркетинговых исследований, планирования, реализации планов и контроля.
Существуют 5 основных концепций, руководствуясь которыми компании осуществляют маркетинговую деятельность:
Отправной пункт объект средства конечная цель
Производство Þ существующий Þ продажа и про Þ прибыль за счет
товар движение продвижения
товара товара по низ -
ким ценам
Генри Форд (модель "Т")
Отправной пункт объект средства конечная цель
Товар Þ существующий Þ продвижение Þ прибыль за счет
товар товара улучшения качест-
венных характери-
стик товара.
(концепция "золотой мышеловки")
Производство Þ существующий Þ продажа и прод- Þ
прибыль
увеличения
Рынок Þ нужды Þ комплексные усилия Þ прибыль за счет
потребителя маркетинга удовлетворения
клиентов
Широко применяет МcDonald's, Toyota
Цель маркетинга в этом случае - в создании потребительской ценности с прибылью для компании.
Отправной пункт объект средства конечная цель
Рынок Þ нужды Þ продвижение Þ прибыль за счет удов-
потребителей, товара летворения клиентов
интересы
с учетом интересов общества
Применяют: Coca - Cola; Johnson & Johnson.
3. Эволюция и содержание форм маркетинга.
Эволюция функций маркетинга в системе управления предприятием:
I – Маркетинг – равноправная функция:
1 – маркетинг;
2 – продукция;
3 – финансы;
4 – кадры.
II – Маркетинг – важнейшая функция управления:
1 – маркетинг;
2 – продукция;
3 – финансы;
4 – кадры.
III – Маркетинг – главная функция:
1 – маркетинг;
2 – продукция;
3 – финансы;
4 – кадры.
IV – Покупатель – главная функция; маркетинг – равноправная функция:
1 – покупатель;
2 – маркетинг;
3 – продукция;
4 – финансы;
5 – кадры.
V – Покупатель – главная функция; маркетинг – интегрирующая функция:
1 – покупатель;
2 – маркетинг;
3 – продукция;
4 – финансы;
5 – кадры.
Любой продавец сталкивается с проблемой реализации, т.е. доведения продукции до потребителя. Обеспечение коммерческого успеха непосредственно зависит от глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков. Изучение рынка осуществляется с двух позиций его емкости, степени насыщенности, состоянием конкуренции, вероятности появления товаров - аналогов или заменителей. Предпочтение той или иной точки зрения приводит:
Информация о работе Роль маркетинга в системе управления фирмой