Роль человеческого капитала в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 02:00, реферат

Краткое описание

Актуальность. На сегодняшний день проблемы формирования и развития человеческого капитала выходят на первый план. На данный момент в России человеческий капитал развит недостаточно хорошо, поэтому следует искать методы его улучшения.
Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг человеческого капитала.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Заработная плата представляет собой те средства, которые предназначаются  для поддержания «человеческого капитала». Соответственно, для поддержания «человеческого капитала» большей величины необходимы большие затраты. Этим объясняется постоянный рост заработной платы по мере увеличения трудового стажа, отмечавшийся еще В.И. Марцинкевичем9.

Перед человеком с большим «человеческим  капиталом» открывается большее  число потребностей, меняется и их характер, причем изменение это протекает в соответствии с известной пирамидой Маслоу. Большие потребности создают предпосылки для более высокой оплаты труда.

Использование доходов от применения рабочей силы и их распределение  также контролируется с помощью «человеческого капитала», поэтому становится возможным сбережение части доходов и использование их для инвестирования в собственный «человеческий капитал».

Направление заработной платы на инвестиции в собственный «человеческий капитал» представляет собой в некотором роде «нецелевое использование» жалования, что можно сравнить с ускоренной амортизацией оборудования.

Инвестирование в «человеческий  капитал» отличается высокой степенью риска. Связано это с несколькими причинами, некоторые из которых уже упоминались ранее. Это неликвидность «человеческого капитала», последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестированных средств). Представляется, что главный риск кроется, тем не менее, в ином. Капиталист (предприниматель) задействует в производстве не весь «человеческий капитал», а лишь ту часть, которую работник выделил для комплектования своей рабочей силы. Но капиталист вынужден инвестировать в весь «человеческий капитал» своих работников, а не в ту лишь часть, которая комплектует рабочую силу. Капиталист не знает наверняка и не может полностью регулировать ни то, как будут усвоены его инвестиции, ни то, отразятся ли результаты этого усвоения на комплектовании рабочей силы. Именно поэтому такое инвестирование рискованно. Впрочем, эффективность инвестиций в «человеческий капитал» на порядок выше инвестиций в физический капитал. Закономерно, что выше и степень риска.

 

Заключение

 

Человеческий капитал понятие достаточно емкое, широкое, имеющее философские и социальные корни, любые свойства человека, его знания, способности и мотивы могут использоваться производительно и приносить доходы человеку, предприятию (фирме), обществу в целом.

Существуют 2 критерия оценки человеческого  капитала:

1 – знания и способности,  которые превращаются в капитал или капитализируются, т.е. носят производительный характер;

2 – полученные доходы от использования  человеческого капитала.

Можно выделить следующие основные элементы человеческого капитала:

а) знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность;

б) способности – умение успешно  выполнять какую–либо деятельность. Различают следующие уровни развития способностей: отсутствие способности (нулевой уровень), частичные способности, средние способности, талант, гений;

в) навыки действия, мастерство выполнения конкретных трудовых операций длительное время;

г) культура – принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;

д) мотивация – направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами.

Именно данные качества личности выступают  основой для базовой классификации видов человеческого капитала, включая капитал здоровья, культурно – нравственный капитал, трудовой капитал, организационно – предпринимательский капитал, интеллектуальный капитал.

Экономика XXI века базируется на знаниях, ставших достоянием и используемых в практической деятельности экономически активного населения. Во многом это обусловлено особенностями происходящей информационно-технологической революции, формирующей новую экономику. В результате интеллект, информация, знания становятся важнейшим активом экономики. С их помощью удаётся преодолевать демографические, трудовые, сырьевые, пространственные и временные ограничения, обеспечивать эффективные структурные сдвиги.

Человеческий капитал, как сумма  врождённых способностей, общего и специального образования, приобретённого профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход, всё в большей мере определяет экономическое развитие. Основными сферами деятельности, формирующими человеческий капитал, является научно-образовательный комплекс, система здравоохранения и сферы, непосредственно формирующие условия жизни и быта.

Освоение высоких технологий влечёт за собой изменения в организации труда, управления, требования к квалификации работников, системе образования. Появилась новая сфера занятости, связанная с производством и эксплуатацией электронной техники, сбором, обработкой, анализом информации, её использованием во всех сферах жизни. Возникла необходимость оснащения всего общества информационными и телекоммуникационными технологиями.

Появляется новое качество экономического роста, меняются структура и характер накопления, увеличивается удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве. Знания оттесняют на второй план традиционные экономические ресурсы – физический капитал, труд, природные ресурсы. Увеличение роли человеческого капитала привело к появлению более общей концепции национального богатства, включающей капитал, воспроизводимый человеком, оценку природных ресурсов и человеческий капитал.

 Затраты на человеческий капитал становятся самыми эффективными инвестициями и носят долговременный характер.

 

 

Список использованных источников

 

    1. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.
    2. Бреслав Л.Б., Лисовик Б.С., Ломова И.Е. Человеческий капитал. Организация и эффективность накопления в условиях формирования рынка труда. - СПб.: ПФП, 2007.
    3. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.
    4. Добрынин А. И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д.. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 2007.
    5. Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Дело, 2008.
    6. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / Под ред. Гапоненко А.Л., Орловой Т.М. – М.: Соц.отношения, 2008.
    7. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учебник. – М.: Академия, 2009.
    8. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2009.
    9. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг: Учебник. – М.: КноРус, 2008.
    10. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009.
    11. Хьюзлид М.А., Беккер Б.Е., Битти Р.У. Оценка персонала. Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. – М.: Вильямс, 2007.

Информация о работе Роль человеческого капитала в маркетинге