Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 04:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание

Введение..............................................................................стр. 3

Глава I. Рынок труда: понятие, типология и структура.
1.1 Эволюция понятия рынка труда...................................стр. 4
1.2 Рынок труда и заработная плата...................................стр. 6
1.3 Особенности товара «труд»........................................стр. 10
1.4 Типология и структура рынка труда...........................стр. 12

Глава II. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда...................стр. 17
2.2 Государственное регулирование рынка труда...............стр. 21 2.3 Правовое регулирование рынка труда............................стр. 24
2.4 Деятельность профсоюзов...............................................стр. 27
Глава 3.Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике.
Проблема подбора рабочих кадров……...……………………стр.33
Заключение..................................................................................стр. 37
Список использованной литературы....................................стр. 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.DOC

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по мере развития рыночных отношений  и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

Проблема Подбора Рабочих Кадров.

 

Каждая развивающаяся  компания рано или поздно сталкивается с проблемой подбора кадров. Перед нею встает масса кадровых вопросов, включая условия отбора, найма, работы и вознаграждения.  Для решения этих вопросов совершенно не обязательно организовывать новый отдел, искать квалифицированных психологов, выслушивать их мнение, порой сильно расходящееся с мнением руководства - достаточно сделать несколько звонков, выбрать агентство по подбору персонала, которое, выяснив требования, начнет систематизированный поиск кандидатов на имеющиеся  вакансии. И причина здесь не в том, что кадров не хватает, а в том, что работа с ними - занятие не для дилетантов.

Первыми это  начинают понимать зрелые коммерческие структуры: крупные торговые фирмы - те, что вышли из пеленок - и банки, которые вообще должны рождаться взрослыми. Эти категории фирм являются неоспоримыми лидерами среди пользователей услуг кадровых агентств.

Что же касается большинства российских фирм, то, по наблюдениям специалистов кадровых служб, прежде чем обратиться в агентство, они проходят три стадии подбора персонала. Сначала привлекаются к работе друзья, затем друзья друзей и их родственники. Не так давно по заказу фирмы “Гала–суперкадры”   было опрошено 80 отечественных компаний в сфере торговли, строительства и ремонта, туризма, финансов, компьютерной техники, несколько раньше аналогичный опрос был проведен среди иностранных фирм. Отвечая на вопрос о предпочтительных способах набора персонала, 65 % опрошенных заявили, что пользуются рекомендациями знакомых (в инофирмах - 35 %). Потом фирма либо хиреет, либо переходит в стадию разгона друзей. Редко кому удается избежать этой стадии. По словам президента одного кадрового агентства, его фирме часто приходится исполнять роль ассенизатора и вытягивать клиентов из трудностей, которые они сами себе создали, набрав при организации дела не тех людей.

 

 

 

 

 

 

Структура обращений в кадровые агентства

 

Чтобы оценить  полезность сотрудничества с агентствами  по подбору кадров, можно взглянуть  на проблему и с такой стороны. Не для кого не секрет, что в настоящее время рынок ориентируется на классных профессионалов. Из таблицы видно, что основная масса заявок от отечественных предпринимателей поступает на кадры, которые должны стать ключевыми фигурами в фирмах - финансовые и коммерческие директора, главный бухгалтер. А их вообще - то немного - старые уже разобраны, новые еще не подросли. По данным агентства Human Factors, на каждую такую заявку находится в среднем три кандидатуры, в то время как на место менеджера среднего звена - не менее 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура заявок на подбор специалистов

(по данным агентства “Кристмас”)

 

инофирмам

российским  фирмам

Главные бухгалтеры

15%

40%

Менеджеры среднего звена, руководители подразделений

40%

20%

Рядовые исполнители, специалисты

20%

10%

Вспомогательный персонал

25%

30%


 Что же касается рядовых исполнителей, то есть “рабочих лошадок”, то здесь заявок меньше, однако их реализация - поиск хорошего бухгалтера с личной лицензией на аудит, специалиста по работе  с ценными бумагами, аналитика бизнеса, специалиста по работе с кадрами, комплексной автоматизации офиса, адвоката по частному праву - то такая задача заставит попотеть и профессионалов кадрового агентства.

Как правило, агентства  отслеживают карьеру таких кадров и определяют, можно ли в данный момент сделать предложение о переходе и на какие струны нажать в душе кандидата, чтобы добиться согласия (на Западе таким шпионажем занимаются специальные конторы, которые получили прозвище “охотников за головами”, в российской действительности к этому способу в той или иной мере вынуждены прибегать практически все агентства, чтобы удержаться на плаву).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время спрос на труд главным образом  определяется: государственной политикой по отношению к низко рентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

На предложение  труда может действовать такие  факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения ( при прочих равных условиях предложение труда сокращается ); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Падение уровня жизни в России приводит к ограничению  потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения  товаров и услуг на рынке,  полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .

2. Уровень оплаты  труда определяется стоимостью  рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

3.  Антимонопольные  меры эффективно обеспечивают  наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны. В России в настоящее время не действует ни один из названных факторов.

       Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был  также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики  рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30,  1997г.
  2. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда.» «Экономист.», №8, 2001г., стр. 62-70.;
  3. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г
  4. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 2000, стр.47-52;
  5. Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.» «Вопросы экономики.», №2, 2002г., стр.76-91.;
  6. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 2002г.
  7. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г., стр.233-248;
  8. Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический журнал», №11-12, 1996г., стр.50-59.;
  9. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г., стр.102-113.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               

 

 

                                      

 

                                  

 

 


Информация о работе Рынок труда