Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 20:53, контрольная работа
Основной задачей деятельности предприятия в рамках сбытовой политики является управление конкурентоспособностью товара. Вся маркетинговая деятельность направлена на предложение покупателю конкурентоспособного товара, следовательно, все инструменты сбытовой политики подчинены решению этой задачи.
Основными задачами данной контрольной работы являются:
• Определить сущность и понятие сбытовой политики фирмы;
• Узнать, как соотносятся друг с другом понятия «сбытовая политика» «сбытовая стратегия» и «сбытовая тактика»;
• Ознакомиться с таким понятием как каналы распределения;
Крупные торговцы, наоборот,
вынуждены содержать большие площади
и многочисленный персонал даже если,
не удается обеспечить себе желаемую прибыль
в условиях низкой маржи. Оптовые организации
сталкиваются с «игнорированием» их розничной
торговлей и конечными потребителями,
предпочитающими прямые отношения с производителями,
и т. д.
В этих условиях производитель может
остановиться на одном из возможных вариантов
мотивирования сбытового канала:
• «втягивать» товар в сбытовой канал;
• «вталкивать» товар в сбытовой канал;
• одновременно придерживаться обоих
вариантов.
«Втягивание» товара означает, что усилия
производителя концентрируются на конечном
потребителе (или пользователе): именно
на уровне потребителя предприятием создается
благоприятное отношение к товару, его
марке. Известный вам призыв «спрашивать
товар в магазинах или аптеках города»
заставляет посредников заинтересоваться
требуемым товаром, своеобразно «втягивая»
как насосом товар в сбытовой канал.
«Вталкивание» товара означает, что усилия
производителя концентрируются на самих
торговых посредниках в попытке установить
с ними благожелательные отношения. Здесь
уместны любые доступные коммуникационные
средства, вызывающие у посредников добровольную
заинтересованность в принятии товара
в свой ассортимент — и территориальная
эксклюзивность, и оптовые скидки, и обучение
персонала посредника, и материальное
стимулирование, и пр.
«Смешанное» решение тоже имеет право
на существование, однако требует распыления
ресурсов — финансовых, временных, трудовых
и не всегда поэтому желательно.
Оценка деятельности
посредников и пересмотр канала распределения
Любое решение по выбору посредников
не является раз и навсегда принятым. Очень
подвижная конъюнктура диктует производителю
необходимость постоянного отслеживания
действий участников сбыта в следующих
разрезах:
• Насколько достигаются поставленные
цели сбыта?
• Насколько сохраняется принятая конфигурация
сбытового канала?
• Насколько остаются допустимыми затраты
предприятия в области сбыта?
В случае отклонений требуется своевременная
реакция по пересмотру сбытовых путей
и их корректировке. При этом прекращение
отношений с посредником — последнее
из возможных изменений.
Возможности контроля со стороны производителя
ограничены несколькими факторами:
• во-первых, достигнутой степенью контроля
над сбытовым каналом;
• во-вторых, количеством участников канала;
• в-третьих, «силой» участников канала.
Вполне логичны в связи со сказанным следующие
закономерности:
- чем выше достигнутая степень контроля,
тем больший объем информации может получить
производитель;
- чем большее количество посредников
задействовано, тем оценка производится
поверхностнее;
- чем большие права в вопросах сбыта переданы
участникам канала со стороны производителя,
то есть, чем сильнее эти посредники, тем
сложнее их контролировать.
2. Каналы распределения как механизм сбытовой политики
Инструментом воздействия на потребителя
со стороны фирмы в рамках сбытовой политики
является сбытовой механизм. Этот механизм
включает, с одной стороны, каналы распределения,
их структуру, сам процесс выбора сбытовых
каналов, а с другой — действия по разработке
и реализации маркетинговых мероприятий
по физической дистрибуции товара.
Канал распределения — совокупность
организаций или отдельных лиц, которые
принимают на себя или помогают передать
кому-либо другому право собственности
на конкретный товар или услугу на пути
их от производителя к потребителю.
Причины обращения к посредникам.
Так почему же производители поручают
дальнейшую судьбу товара еще каким-то
посредникам? Ведь это означает, в известной
мере, потерю контроля над тем, где и когда
(и в какой обстановке) товар попадет в
руки конечному потребителю.
Причина кроется в возможности посредников
выполнять функции сбыта более эффективно
и с меньшими затратами, чем это делал
бы сам производитель (существуют и исключения,
тогда производитель устанавливает прямые
контакты с конечными потребителями):
• во-первых, сокращается количество прямых
контактов производителя с потребителем,
на организацию которых потребовались
бы значительные временные, трудовые и
финансовые ресурсы. При этом сокращается
число действий, обеспечивающих согласование
предложения и спроса (рис. 3);
• во-вторых, нивелируется несоответствие
в масштабах производства партий товара
и потребления единиц товара. Производителю
всегда удобнее работать с крупными партиями
товара (изготавливать, поставлять, оформлять),
отдельному же потребителю — с мелкими
порциями товара (приобретать, потреблять).
Представьте, с какими неразрешимыми сложностями
столкнулись бы предприятия по производству
жевательной резинки или сигарет в отсутствие
института посредников. Наличие таковых
помогает обеим сторонам оперировать
с удобными для них масштабами;
• в-третьих, разнообразится ассортимент,
из которого потребитель может выбирать
необходимые ему позиции. Действительно,
любое предприятие ограничено в своей
производственной деятельности технологическими
и техническими возможностями, требованиями
технологической однородности производства,
используемыми сырьевыми материалами,
квалификацией персонала и пр., в то время
как широта и глубина ассортимента диктуются
требованиями иного характера — интересами
потребления и взаимодополняемостью товаров;
посредник же может разнообразить предлагаемую
совокупность товаров в зависимости от
предпочтений покупателей, обратившись
к нескольким производителям и сконцентрировав
в одной «точке» множество товарных позиций.
Более того, потребители сэкономят усилия,
приобретая в одном месте одновременно
нужные товары.
• в-четвертых, улучшается обслуживание
потребителей. Это связано с большей «приближенностью»
посредника к сфере потребления, приспособленностью
к требованиям «на местах», оперативностью
реакции на колебания потребительской
среды.
Система сбыта товаров — ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Но все же сбыт продукции необходимо рассматривать как составляющий элемент маркетинга-микс. Другие составляющие маркетинга-микс — это товар, цена и система продвижения. Прежде чем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара.
Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них — это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
Вторая из причин — это борьба за деньги потребителя. Жизнь в условиях изобилия привела сотни миллионов потребителей во всем мире к убеждению, что удобство приобретения товара — неотъемлемая принадлежность нормального образа жизни. А это означает, что потребитель требует хорошего ознакомления с товарным набором; минимума времени на приобретение товара; максимума удобств до, во время и после покупки.
Все эти требования можно выполнить, всемерно развивая сбытовую сеть, приближая ее конечные точки к потребителю, создавая максимум удобств для него в этих точках. И если фирма сумела это сделать, она (при прочих равных условиях) привлекла к себе покупателя и добилась преимущества в рыночной борьбе.
Следующая причина — это рационализация производственных процессов. Об этой роли сбытовой сети писали еще экономисты прошлого столетия. Конкретно речь идет о том, что есть ряд финишных операций производства, которые связаны в большей мере не с изготовлением, а с подготовкой товара к продаже (сортировка, фасовка, упаковка). Все эти операции целесообразно осуществлять уже на этапе «завод – потребитель», то есть перед транспортировкой, на складах, в магазинах, в предпродажном процессе; и от своевременности, качества и рациональности их выполнения существенно зависит сбыт как таковой. Соответственно, система маркетинга в известной степени втягивает в себя некоторую (иногда довольно значительную) «технологическую составляющую». Сказанное выше оправдывает это: чем ближе и теснее соприкасается товар с покупателем, тем больший смысл возложить на службу маркетинга его доработку и подготовку к продаже.
Сбытовую политику фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики, капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми они наделены.
Основными элементами сбытовой политики являются следующие:
транспортировка продукции — её физическое перемещение от производителя к потребителю;
доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;
хранение продукции — организация создания и поддержание необходимых её запасов;
контакты с потребителями — действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке.
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник / Е.П. Голубков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Финпресс», 2008.
2. Василевский Д.Ю. Новые возможности на гиперконкурентном рынке / Д.Ю. Василевский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 3.
3. Шкардун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун, В.Д. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - № 4.
4. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз - М.: Финпресс, 2007.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2007.
6. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.
7. Райкова Е.Ю. Теория товароведения: Учебн. пособие. Пособие / Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин. - М.: Издат. центр «Академия»; Мастерство, 2007.