Своеобразие радиожанров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Радиожанр как итог творческой работы журналиста
Информационные жанры радиожурналистики
Аналитические жанры радиожурналистики
Документально-художественные

Вложенные файлы: 1 файл

Сем. 1. Своеобразие радиожанров.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА.  СВОЕОБРАЗИЕ РАДИОЖАНРОВ

Вопросы:

    1. Радиожанр как итог творческой работы журналиста
    2. Информационные жанры радиожурналистики
    3. Аналитические жанры радиожурналистики
    4. Документально-художественные

1. Радиожанр как итог творческой работы журналиста

В каждом виде искусств существуют свои подходы к определению этого понятия, но они базируются на общей основе — практике функционирования этих видов искусств на протяжении определенного времени. Жанр — понятие общее. В узком смысле в переводе с французского слово «жанр» обозначает «вид», «род». В широком смысле слова жанр — это форма воплощения замысла, исследования действительности средствами публицистики, итог творческой работы журналиста. Жанр вбирает в себя и отражает собой особенности радиокоммуникации, его возможности и выразительные средства. Знание жанровых основ — необходимое условие для овладения специфики радиокоммуникации.

Отсюда изучение жанров радиожурналистики — это своеобразное постижение истории нашего отечественного вещания. Более того, это звуковой срез прошлой эпохи, запечатленный в акустических формах и проявляющий в себе всю сложность и драматизм общественного бытия. Изучение жанров, их возможностей, характерных признаков особенно важно для журналистов, так как именно жанры определяют во многом своеобразие Их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. Жанр — своеобразный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свое выступление в эфире по законам публицистического творчества. Словом, жанр — это «мостик», с помощью которого журналист вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.

Специфика различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров. Жанр есть родовая память творческих сфер деятельности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями.

Публицистика ближе всего стоит к литературному творчеству, так как имеет дело со словом. Основа журналистских жанров — речевая, и поэтому их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.

В литературе «жанр — это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообще».

Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определенной группы) и статистические. Это довольно общее определение. Но надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия жанр». Так, одно из них считает публицистику тоже жанром.

Музыкальный жанр описывается как «многозначное понято, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также особенностями содержания и формы». Здесь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых следует обращать внимание на «назначение» произведения.

Главное в понимании жанра, его признаков — функция, КО она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет о функционально-предметном подходе к жанру.

А теперь «анатомируем» творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходимых материалов, набору «инструментов», способов работы, выполнению определенных операций.

Задача — это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определенных потребностей, обусловленных путем их достижения.

Цель — рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.

Функция в переводе с латинского «исполнение» — это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это — задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что надо выполнить, выполнением и результатом.

Предмет — конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека.

Метод — набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

Содержание и форма — творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизионный текст и т.д.).

Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.

В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. Поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать полифункциональные задачи воздействия на слушателей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанры речевого общения на радио приобрели и новое качество — художественные средства организации текста.

Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.

В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определена задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющие актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.

Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики — оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста, приемами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.

Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.

Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объемнее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

Итак, эта упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные характеристики и признаки.

Жанр — категория историческая. Он видоизменяется, эволюционирует, осваивая новое творческое пространство с изменением условий творчества, определяемых возможностями коммуникационного канала и общественно-политическими задачами.

Жанр — категория и политическая. Жанры публицистики опираются в первую очередь на опыт, традиции, поэтику литературы как родственного вида творчества.

Жанр как продукт творческой деятельности — категория творческая. Его обновление, самосовершенствование зависят от творческих установок журналиста, его нацеленности на поиск новых возможностей, на творческое самораскрытие через исследуемый и воплощенный в текст материал.

Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров. Они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения. Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими рами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, обусловливающее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность — систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи. Тема «Система жанров радиожурналистики» предлагается в учебнике в главе 3 (для дополнительного изучения).

 

2. Информационные жанры радиожурналистики

  • новости;
  • радиосообщение;
  • радиообзор печати;
  • радиоотчет;
  • информационная корреспонденция;
  • информационное радиоинтервью;
  • информационный радиорепортаж.

Новости на радио

Назначение информационных жанров — оперативно сообгцатъ о важных событиях. Основу события составляет факт. «Факт» в переводе с латинского — «сделанное»: 1) действительно невымышленное происшедшее событие, явление, твердо устоявшееся знание, данное в опыте, служащее для какого-то заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения; 2) действительность, реальность, то, что объективно существует».

Факт, т.е. знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике — актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.

Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями, взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование.

Главное направление работы информационных служб радиостанций -— «добывание» новых сведений, их обработка и составление программ новостей. Поэтому прежде чем рассматривать специфику самих жанров, остановимся на более объемной характеристике природы новостей.

Среди огромного потока сведений о жизни нашей планеты первое место по своему значению, бесспорно, занимают новости. Именно они прежде всего рисуют постоянно меняющуюся общественно-политическую, экономическую, социальную, культурную картину мира, представляют собой самую важную информацию для функционирования общества. Узнавая новости, происходящие в разных уголках земного шара и в первую очередь в своей стране, люди с тревогой и надеждой следят за ходом главных событий в мире и своей стране, которые могут оказать и оказывают реальное воздействие на их жизнь. И в оперативном информировании людей по всему миру, как уже отмечалось, доминирует радио, не признавая границ и расстояний, оно несет новости в каждый дом. В системе средств массовой информации радио завоевало себе позиции наиболее удобного, доступного, регулярного, дешевого канала трансляции новостей.

Новости на радио передаются крупными радиостанциями большую часть суток, потому что новости на радио — это поток информации. В целом он создает панораму происходящих событий, если же рассматривать его временные рамки шире — это живое движение, беспрерывный конвейер новостей. Значение новостей для аудитории, их объем и различные формы подачи в эфир определяют организацию информационного вещания.

Одна из важнейших особенностей вещания — его программность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообразие, динамику, взаимосвязи ее частей — всего объема вещания, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные передачи. А главное — радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.

Информация о работе Своеобразие радиожанров