Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:38, курсовая работа
Цель работы - выработка методических и практических рекомендаций по снижению себестоимости производства продукции ПК «Мотоль» и анализ себестоимости продукции ПК «Мотоль».
Поставленная в работе цель предопределила комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
- изучение экономической сущности себестоимости продукции в рыночной экономике, ее виды и функции;
- анализ себестоимости продукции ПК «Мотоль»;
- разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости производства продукции ПК «Мотоль»;
Предметом исследования является анализ себестоимости производимой продукции на ПК «Мотоль».
Введение
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.
Спрос во многом определяется ценой товара или услуги. В связи с этим актуализируется проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. То есть все большую актуальность приобретает проблема снижение себестоимости.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.
Несмотря на либеризацию, на многих участках экономики в связи с переходом на рыночные отношения (установление свободных продажных цен, отмена плановых заданий и т. д.), принятие нового стандарта по бухгалтерскому учету о расходах коммерческой организации, государство продолжало регламентировать состав тех затрат, которые можно включать в себестоимость продукции, и тех, что включению в себестоимость продукции (работ, услуг) не подлежат. Если последние все же произведены, то должны быть отнесены в уменьшение собственных источников организации (например, прибыли, оставшейся в ее распоряжении) или не должны приниматься при налогообложении прибыли.
Поэтому, с одной стороны, достоверно исчисленный показатель себестоимости обеспечивает правильность формирования финансового результата деятельности организации - прибыли (убытка) от реализации продукции. Прибыль в условиях рыночной экономики - основная цель деятельности коммерческих организаций. По мере развития в экономике страны конкуренции, демонополизации, свободной системы ценообразования будет возрастать роль себестоимости как важнейшего фактора, влияющего на рост массы прибыли.
С другой стороны, фактическая прибыль организации, исчисляемая как разница между фактической выручкой от реализации и фактической себестоимостью, служит базой для формирования объекта обложения налогом на прибыль.
С переходом к рынку ситуация изменяется. В условиях хозяйственной самостоятельности и обособленности предприятий, сложности их ориентации в рыночных условиях существенно возрастает роль учета и анализа как единого инструмента для принятия различных управленческих решений.
Между себестоимостью продукции и ценами на нее существует тесная взаимосвязь. На базе себестоимости строятся цены. В свою очередь, цены на средства производства оказывают большое влияние на себестоимость продукции, которая изготовляется с использованием этих средств производства. Эта взаимосвязь учитывается при планировании, анализе себестоимости продукции и установлении цен на нее.
В себестоимости продукции отражаются текущие затраты предприятия по основным направлениям его деятельности: выполнению подготовительных работ, осуществлению работ, непосредственно связанных с производством и управлением этим процессом, совершенствованию техники, технологии и организации производства, а также по стандартизации и повышению качества продукции, улучшению условий труда, охране природы.
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:
«Затраты — объем производства— прибыль».
Составляющие этой схемы должны находиться под постоянный вниманием и контролем.
Изучение себестоимости продукции имеет важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации.
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.
Цель работы - выработка методических и практических рекомендаций по снижению себестоимости производства продукции ПК «Мотоль» и анализ себестоимости продукции ПК «Мотоль».
Поставленная в работе цель предопределила комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
- изучение экономической
сущности себестоимости
- анализ себестоимости продукции ПК «Мотоль»;
- разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости производства продукции ПК «Мотоль»;
Предметом исследования является анализ себестоимости производимой продукции на ПК «Мотоль».
Объект исследования – ПК «Мотоль».
В ходе написания дипломной работы были использованы следующие научные методы: аналитический метод, графический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, синтетический метод, сравнительный метод, табличный метод.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы были использованы теоретические источники отечественных авторов, докторов экономических наук, профессоров, таких как: Громыко Г.Л., Адамов В.Е., Ежов А.И., Харченко А.С. и других, а так же практические материалы деятельности ПК «Мотоль».
Глава 1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
В рыночной экономике роль и значение себестоимости для предприятия резко возрастает. С экономических и социальных позиций значение снижения издержек и себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
1)снижение себестоимости оказываемой продукции позволяет улучшить финансовое состояние предприятия и снизить степень банкротства;
2)снижение издержек позволяет предприятию увеличить диапазон регулирования цен и управлять по данному параметру конкурентоспособностью продукции;
3)снижение себестоимости продукции в акционерных обществах является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки [5, с. 239].
Экономическое назначение себестоимости – возместить предприятию понесенные затраты и обеспечить тем самым простое воспроизводство всех элементов производства: производственных фондов и рабочей силы. Отсюда важнейшими элементами себестоимости являются стоимость потребленных материальных ресурсов, амортизационные отчисления и заработная плата.
Себестоимость продукции является не только экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия [6, с. 167].
По величине и динамике данного показателя можно судить об уровне управления, планирования, организации труда, техническом уровне производства.
Платежеспособность любого предприятия зависит от уровня цен на товары и продукции, которые данный хозяйствующий субъект регулярно приобретает у поставщиков для выпуска своей продукции, а также от величины затрат, необходимых на осуществление товарно-денежных операций. Как известно, основными показателями развития предприятий (а, следовательно, и экономики в целом) является платежеспособность и конкурентоспособность.
Продукции, цены которых высоки, так как учитывают затраты на необходимые ресурсы, трудно реализовать на рынке, поскольку такие цены не соответствуют платежной способности спроса, что вызывает сбои кругооборота финансового потока хозяйствующего субъекта, которые ведут к ухудшению платежеспособности и банкротству [15, c.33].
Чтобы принимать оптимальные управленческие и финансовые решения, необходимо знать свои расходы. Анализ издержек помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, проверить хозяйственные показатели и ведение счетно-учетных операций; подсказать, как устанавливать цены, как применять данные о затратах для выработки тактических и стратегических решений, как регулировать и контролировать расход, как спланировать реальный уровень прибыли. Чтобы выявить «узкие места», полезно провести сопоставление фактических и запланированных расходов.
В целом сведения о затратах требуются для определения, контроля и принятия решений по управлению оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ издержек выявляет различные виды расходов, определяет пути их регулирования. Он позволяет выяснить, какие затраты какими условиями обусловлены; определить динамику затрат (каким именно образом она воздействует на себестоимость вообще и на себестоимость продукции в частности в зависимости от объема производства) [12, c. 147].
Задачи анализа себестоимости заключаются в следующем:
1. определение величины
затрат по конкретным
2. управление стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства;
3. анализ затрат, исследование
данных о затратах, представлении
их в виде информации
а) призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений;
б) анализ направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции;
При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.
В себестоимость включают все затраты предприятия на производство и сбыт данной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.
Себестоимость продукции или услуги - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции или услуги Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция или предлагаемые услуги
Структура себестоимости имеет ряд составляющих. Основным среди них является оплата труда.
В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).