Система судебной власти в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Современное правовое государство немыслимо без разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации подлежат четкому разграничению, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей должно быть основано прежде всего на их сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие составляющие правового демократического государства. Для реализации судебной власти государства и существует судебная система, которая представляет собой совокупность судебных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Гос. управление.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Мировые судьи в Российской Федерации (далее – мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от 17.12.1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2008 г.), мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о  преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного  приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества при цене иска, не  превышающей ста тысяч рублей;

5) иные возникающие из  семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным  спорам, за исключением дел о  наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по  созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) – утратил силу (Федеральный  закон от 22.07.2008 №147-ФЗ);

8) дела об определении  порядка пользования имуществом;

9) дела об административных  правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 №2-ФЗ)

Кроме того, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу, он единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции.

Заключение

Судебная система – это сложно организованная система судебных органов, это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

Существуют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды) и суды субъектов Российской Федерации (Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Существующая судебная система основана на Конституции РФ и Федеральных Конституционных Законах, с помощью этой системы Российская Федерация как правовое государство осуществляет свою судебную власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сравнительный анализ территориально-организационных основ зарубежных моделей местного самоуправления.

Муниципальные системы зарубежных стран.

Местное самоуправление начало развиваться в Европе еще в средние века. К XIX веку сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:

англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий (выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству);

французская (континентальная), допускающая контроль центральной властью через специально назначаемых представителей или в других формах;

германская (смешанная), при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

Исторически первой сложилась Англосаксонская муниципальная система, основными характеристиками ее являются:

1. отделение системы местного  самоуправления от системы государственной  власти;

2. основной единицей местного  самоуправления являются приходы (общины), на территории которых проживает от 500 до 30 тыс. человек;

3. система местного самоуправления  включает представительные органы  – советы, которые избираются  населением в ходе всеобщих  прямых выборов сроком на 4 года. Из числа советников избирается председатель;

4. исполнительно-распорядительные  органы формируются советом и  подотчетны ему;

5. основными направлениями деятельности  органов местного самоуправления  являются управление полицией, пожарными  и дорожными службами, музеями, социальными службами.

В США сформировались две основные разновидности муниципальных систем:

а) "мэр-совет" или "совет-мэр", в зависимости от того, каким образом избирается мэр: при всеобщем избрании мэра обеспечивается его доминирование во взаимоотношениях с советом, в случае выбора мэра советом из своего состава, последний приобретает приоритет в решении основных вопросов; мэр является главным должностным лицом города и обладает значительными полномочиями, формирует администрацию, составляет местный бюджет;

б) "совет-менеджер". При этой системе население избирает совет, который, в свою очередь, из своего состава избирает председателя – мэра и назначает главу исполнительно-распорядительного органа – менеджера. Менеджер работает по контракту, в котором регламентируются взаимоотношения, обязательства сторон. Ему предоставляются достаточные полномочия в формировании администрации, определении основных направлений, составлении и исполнении местного бюджета.

Наряду с этими встречается и особая комиссионная система. В небольших городах население избирает комиссию в составе 3-7 человек, которые выполняют одновременно полномочия как представительного, так и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны, которых насчитывается более 36 тысяч. 90% коммун имеют менее 2000 жителей. Население избирает муниципальный совет сроком на 6 лет. В компетенцию совета входит все за исключением полномочий мэра. Решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы.

Муниципальный совет избирает мэра. Он является председателем коммуны, готовит сессии совета и исполняет его решения, управляет имуществом коммуны, исполняет акты администрации и имеет право подписания договоров. Как глава администрации, он назначает служащих на вакантные места. Он по положению председательствует в административных комиссиях или административном совете коммунальных учреждений ( в больницах, приютах, бюро социальной помощи, кассах взаимопомощи, учебных заведениях). Он уполномочен обеспечивать правопорядок, безопасность, спокойствие и общественное благо и принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест.

Мэр является одновременно с этим и уполномоченным государства и в этом качестве занимается такими гражданскими делами, как: регистрация браков, рождения, смерти, подтверждает отцовство и материнство, регистрирует все гражданские акты, относящиеся к компетенции мэрии. Мэр, как и его заместители, является должностным лицом судебной полиции и в этом качестве констатирует нарушения уголовного законодательства, собирает доказательства, осуществляет оперативно-розыскные действия и передает соответствующие материалы в органы правосудия.

На мэра возложена обязанность по организации выборов, как председателя избирательной комиссии. Он контролирует соблюдение законодательства об образовании. Мэр ведет учет призывников для прохождения службы.

Наряду с коммунами, местное самоуправление во Франции действует также на уровне департаментов и регионов. Население департаментов избирают Генеральный совет в составе 13-70 человек, который из своего состава избирает председателя и членов бюро для осуществления текущей работы. В компетенции Генерального совета находятся – обсуждение и решение таких вопросов, как финансовая поддержка коммун для их оснащения и обеспечения, разработка программ по созданию инфраструктуры в рамках департамента (дороги, электричество, транспорта, спортивная, культурная деятельность и др.).

Региональный совет избирается прямым голосованием сроком на 6 лет. Его основной задачей является координация усилий по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научному развитию региона.

В Германии самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Государство делегирует часть своих функций органам самоуправления.

Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:

1. община выполняет на  своей территории под свою  ответственность все административные  функции за исключением тех  случаев, когда законом выполнение  этих функций поручено другим  структурам управления;

2. община регулирует  сферу своей деятельности посредством Устава, который не должен противоречить закону;

3. община имеет право  самостоятельно решать задачи  на местном уровне под свою  ответственность, но в соответствии  с законами.

Выделяют четыре основных типа организационного устройства общин:

а) магистратный;

б) бургомистерский;

в) северогерманский;

г) южно-германский.

При магистратной форме организации местного самоуправления исполнительная власть в общине осуществляется магистратом – коллегиальным органом. Магистрат состоит из бургомистра (председателя) и его заместителей. Бургомистр в магистрате занимает положение "первого среди равных". Члены магистрата избираются представительным органом общины.

Бургомистерская форма предполагает, что бургомистр является председателем представительного органа общины и городской Управы – органа управления.

Северогерманский вариант характерен тем, что в представительном органе общины председательствует бургомистр, избираемый представительным органом. Кроме того, избирается также городской голова (городской директор), к полномочиям которого относится решение текущих вопросов местного управления.

В южно-германском варианте характерно то, что наряду с органом представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается также обербургомистр, который избирается гражданами. Обербургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины.

Таким образом, в разных государствах мира понятие местное самоуправление трактуется неодинаково. Каждая страна привносит характерные для нее особенности в данный содержание данного термина согласно реальным уникальным характеристикам действующей системы местного самоуправления. Тем не менее, некие общие элементы всех систем позволяют их классифицировать на типы: англосаксонскую, континентальную, смешанную и советскую.

Глава 2. Сравнение муниципальных систем крупнейших зарубежных стран

2.1. Особенности административно-территориального  деления

Местное управление осуществляется на определенной территории. Формирование внутригосударственной территориальной организации – административно-территориальное деление – таким образом, является основой местного управления. В большинстве современных государств административно-территориальное деление может быть изменено законом: законодатель вправе как изменять границы существующих административно-территориальных единиц, так и создавать новые. Однако в демократических государствах изменение границ административно-территориальных единиц требует, как правило, учета мнения органов самоуправления, действующих на этой территории, или мнения населения (консультативный референдум). Кроме того, существование многих административно-территориальных единиц предусматривается в текстах Конституций; следовательно, они не могут быть ликвидированы в законодательном порядке.

Наиболее традиционной является двухуровневая схема административно-территориального деления: графства и муниципалитеты в США, амты и общины в Дании, лены и общины в Швеции, префектуры и муниципалитеты в Японии, провинции и общины в Нидерландах и т.д. Поскольку речь идет о внутригосударственной территориальной организации, в федеративных государствах двухуровневая схема существует внутри субъектов федерации, имеющих статус государств или государственных образований.

Исторически формирование двухуровневой организации местной власти связано с разным происхождением территориальных единиц низового (муниципального) и вышестоящего уровней. Территории низового уровня формировались естественно, по поселенческому принципу: каждый город, поселок, иной населенный пункт становился отдельной административно-территориальной единицей. Именно так возникли многие из существующих и сегодня коммун, общин, муниципиев и пр. Территории вышестоящего уровня (префектуры, округа, департаменты, провинции) целенаправленно создавались органами государственной власти для решения собственных задач, т.е. возникли искусственно. В результате они были более однородны по площади и по численности населения, чем муниципальные образования. Первоначально и основные задачи органов власти естественных и искусственных территорий существенно различались: на низовом уровне решались хозяйственные задачи, некоторые виды административного регулирования, тогда как вышестоящий уровень территориальной организации предназначался для выполнения полицейских функций и, в целом, для обеспечения государственного контроля над территорией. Несмотря на то, что сегодня эти различия во многом стерлись, отголоски прежней территориальной специализации присутствуют и в современном праве.

Информация о работе Система судебной власти в Российской Федерации