Современные проблемы качества управления и продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:51, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением»,

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие качества, качества управления 4
1.1. Содержание качества управления 4
1.2. Проблемы формирования системы качества управления на предприятии 9
Глава 2. Новая стратегия в управлении качеством продукции 13
2.1 Понятие и стратегия качества продукции 13
2.2 Система международных стандартов. Сертификация 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ук готово.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

    По каждому из этапов ЖЦ предприятия (на графиках эти этапы обычно имеют S-образный вид) можно построить свои нормативные структуры показателей, которые будут последовательно сменять друг друга в точках достижения экстремума (первая производная функция эффективности обращается в нуль, а вторая производная отлична от нуля) и точках перегиба S-образной кривой (вторая производная функция эффективности обращается в нуль, первая - меняет знак «+» на «-», или наоборот). Замена нормативных рядов показателей объясняется тем, что на различных этапах меняются характер и приоритеты деятельности и используются различные ресурсы потенциала (по составу, объему, качеству, структуре).  
Из сказанного выше следует, что нормативная структура - это специализированная структура показателей, которая должна формироваться исходя из стратегий поведения компании в условиях рынка, т.е. конкретных условий производственной, сбытовой и иной деятельности компании.  
3. Следующее условие упорядочения показателей по их важности состоит в том, что вслед за показателем целевой функции должны располагаться показатели, отражающие результативность использования потенциала компании, а затем - показатели трудовых, материальных и иных затрат. Тем самым в нормативной структуре закрепляется трех количественные показатели, взятые по отдельности и характеризующие какую-либо одну сторону деятельности предприятия, неэффективны при оценке качества управления. Необходима совокупность измерителей этого экономического явления.  
            Наибольшую сложность на этом этапе представляет внутригрупповое ранжирование показателей. Здесь из-за многообразия ситуаций и используемых на практике конкретных стратегий мы имеем дело с множеством комбинаций в расстановке приоритетов показателей. Поэтому логика ранжирования должна исходить из предпочтений для изучаемых ситуаций.

Качество управления оценивается  количественной характеристикой степени  сходства нормативной и фактической  структур показателей. Для порядковых структур количественной характеристикой  степени сходства служит теснота  ранговой корреляции. В математической статистике она определяется коэффициентом  ранговой корреляции Спирмена. (В работах И.М. Сыроежина приводятся доказательства и обоснования возможности использования этой характеристики для оценки разнообразных вариантов неупорядоченности рангов показателей в структурах.) Заметим, что частые изменения значений коэффициентов корреляции с положительных на отрицательные, и наоборот, причем с большой амплитудой, можно интерпретировать как неупорядоченное, несогласованное управление.  
Если фактический ряд показателей соответствует или приближается к нормативному, степень организованности потенциала, эффективность реакций системы управления будут соответствовать выбранной рыночной цели. В противном случае, т.е. когда эти две структуры расходятся, мы получаем сигнал о неправильно выбранных способах достижения цели и, следовательно, о снижении качества управления. Наихудшее состояние наступает, если фактическая структура показателей обратна нормативной.  
             Поскольку оценка качества управления является обобщенной и призванной выявлять и отражать тенденции ее изменения во времени, она подводит общий итог усилиям работников многих служб, служит базой для проведения детализованной оценки, осуществляемой с помощью факторного, системного, морфологического, функционально-стоимостного и других известных методов анализа, результаты которых используются для выработки конкретных технических, организационных и иных решений.  
          Экспертные опросы, проведенные среди главных специалистов и руководителей предприятий различных отраслей, подтвердили обоснованность и приемлемость изложенного подхода к оценке качества управления и позволили расширить представление о возможностях его использования. Помимо основного назначения, с его помощью можно: 
·        выявлять недостатки планирования;  
·        расширить возможности анализа производственно-хозяйственной деятельности, введя новые способы измерения;  
·        обнаружить на ранних стадиях наступление кризисных состояний предприятия;  
·        глубже понять характер процессов формирования и реструктуризации системы управления и потенциала предприятия;  
·        обеспечить системность в работе инженерных и функциональных служб и большую обоснованность разработки стратегических направлений развития и др.

Таким образом, качество управления —  это не только качество протекающих  в системе управления информационных, трудовых и других процессов, но и  проявление того, насколько результативна  деятельность предприятия на рынке, в какой степени установленные  цели деятельности соответствуют состоянию  внешней среды, выпускаемая продукция  — запросам потребителей, используемые стратегии — действиям конкурентов. Это значительно усложняет содержание понятия, а также проведение оценки качества управления и подтверждает невозможность использования для  этой цели какого-либо одного критерия.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Новая стратегия  в управлении качеством продукции.

2.1 Понятие и стратегия качества продукции

Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик, придающих продукции, работам, услугам способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.

Качество как экономическая  категория определяет степень полезности потребительной стоимости (продукции, работ, услуг) в конкретных условиях ее использования.

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы отдела технического контроля (ОТК) и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны  между собой, и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что  на каждом этапе развития предприятия  степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать  по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые  в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

Управлению качеством продукции  во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:

•  обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

• новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

• вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

• качество должно быть ориентировано  на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

• повышение качества продукции  требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации  проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

• всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая  все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Всеобщий контроль качества предполагает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая  цель деятельности признается  высшим руководством фирм. При  этом устанавливаются конкретные  задачи и выделяются средства  для их решения. Поскольку требования  к качеству определяет потребитель,  не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество — это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества  должны затрагивать все подразделения  без исключения. Опыт показывает, что 80—90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс  обучения (ориентирован на определенное  рабочее место) и повышение  мотивации персонала.

Системы разработки новых изделий  должны содержать три основных положения:

• качество рассматривается наравне  со всеми техническими новшествами  с самого начала разработки изделия;

• планирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;

•  ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка.

 

2.2 Система международных  стандартов. Сертификация.

 

В настоящее время широкое  распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим  стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:

МС 9000 «Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению качества»;

МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

МС 9004 «Общее руководство  качеством и элементы системы  качества. Руководящие указания»;

МС 8402 терминологический  стандарт.

Главная целевая установка  систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.

Во многих случаях наличие  у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует  о  надежности  предприятия,  то  предприятию  часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.

Учитывая прогрессивный  характер международных стандартов, их

регулирующую роль при  выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Кроме этих стандартов к  серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:

ИСО 10012 – «Система управления измерением»;

ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;

ИСО 10015:1999 – «Менеджмент  качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;

ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические  указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».

Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание  к  удовлетворению  разнообразных  потребностей  персонала компаний.

Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами,  процессами,  ресурсами.  Во  главу  угла  ставится  цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Система сертификации –  совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

создание  условий  для  деятельности  предприятия,  учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

защита отечественного рынка  и интересов потребителей от поступления зарубежной продукции низкого качества;

Информация о работе Современные проблемы качества управления и продукции