Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:36, реферат

Краткое описание

На этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества. Особого внимания заслуживают проблемы формирования гражданского общества, эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти, бизнеса и общества.
Нужно привлекать бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты, чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты.
Целью исследования является выявить эффективные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Социальная ответственность бизнеса: понятие, сущность,
мотивы и задачи …………………………………………………………....4
Социальная ответственность бизнеса в России……………………….9
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по маркетингу)2.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

2. Социальная ответственность бизнеса в России.

Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она  играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги. По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. В первую очередь обычно компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами. Все это формирует имидж компании. В наше время, когда конкуренция очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями.

Как и  многое другое, интерес к социальной стороне бизнеса сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное внимание уже очень давно. В нашей стране все началось с нашей столицы, где начались проводиться различные собрания и конференции. Цели этих мероприятий создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы. 

Все проблемы можно разделить на три группы: взаимодействие между государством и бизнесом, между бизнесом и обществом и самоорганизация бизнеса. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в последний год произошли существенные изменения. Опасения вызывает тот факт, что около 40 процентов опрошенных руководителей предприятий указали на то, что в течение последний трех лет нарушались законные права их предприятий. Причем, еще в 2002 году этот факт отмечали только 26% респондентов. Доля же нарушений, допущенных региональными органами власти, снизилась с 32,7% до 20,8%. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, действительно произошло реальное снижение нарушений прав предпринимателей региональными и местными органами власти. А с другой - на фоне роста нарушений, допускаемых федеральными структурами, влияние региональных и местных властей не выглядит для бизнеса так критично. Давление государства на бизнес в последние годы заметно усиливается. Индикатором в этой связи можно назвать рост числа проверок предприятий различными государственными инстанциями. Это увеличение отметили около трети опрошенных руководителей предприятий.

Еще более  наглядно проявляет себя общая тенденция  усиления давления власти на бизнес в  ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли предприятию  отстоять свои законные права в случае спора с государственными органами власти в арбитражном суде.

Практически каждый пятый опрошенный руководитель указал на наличие в течение последних  трех лет фактов скрытого или открытого  вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны  лиц, представляющих органы власти. И  это уже очень серьезная проблема. Ведь речь идет о коррупции государственных чиновников.  

 Предприятия берут на себя социальную ответственность частично потому, что само государство не в состоянии качественно оказывать социальные услуги населению, а это влияет на их собственную экономическую эффективность.

  Это можно проследить на ситуации с профессиональным образованием в России. По прогнозам, к 2050 году объем трудовых ресурсов страны сократится в 2 раза, с 87 млн. человек в 2002 году до 43 млн. Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе наиболее актуальной проблемой для предприятий реального сектора экономики является обеспечение производства квалифицированными рабочими и специалистами. На фоне все увеличивающегося процента выпускников высших учебных заведений эта проблема выглядит еще более острой. При этом и качество среднего профессионального образования оставляет желать много лучшего. Отмечается недостаточность подготовки выпускников для начала профессиональной деятельности. И чем ниже ранг образовательного учреждения, тем более низкий уровень подготовки его выпускников. Уже многие динамично развивающиеся сферы бизнеса имеют свои собственные образовательные центры до подготовки выпускников, свои стандарты обучения и систему сертификации выпускников. При этом государство эту сферу не регулирует. И вся система функционирует только за счет средств бизнеса.

Можно сказать, что в виде выпускника предприятие  получает отечественный автомобиль, который, прежде чем эксплуатировать, в течение нескольких месяцев  нужно доводить до ума. Учреждения же образования не ориентированы на выпуск подготовленных специалистов, необходимых предприятиям. На одном из совещаний, организованном департаментом образования города Москвы, один из директоров техникума, готовящего специалистов для строительной отрасли, заявил, что на московском рынке существует их нехватка, и предприятия возьмут выпускников с любым уровнем подготовки. Они их возьмут, и будут вынуждены доучивать за свой счет. Но зачем тогда нужна такая государственная система подготовки?

     Получается, что бизнес просто вынужден брать на себя функции государства и это называется социальной ответственностью. Это связано в первую очередь с отсутствием соответствующей государственной политики в сфере социальной ответственности бизнеса. Государство само не может определить модель взаимоотношений с бизнесом. Ведь их в мире существует порядка пяти. От европейской модели - ответственность бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечения их эффективного использования, до модели Японии и Южной Кореи, где бизнес отвечает практически за все. В России сегодня "портфель социальных услуг" предприятий формируется зачастую под влиянием случайных обстоятельств. А в ряде случаев, и под давлением власти. Он часто связан не столько с реальными потребностями населения, а с попыткой переложить на плечи бизнеса выполнение функций власти. Предприниматели оценивают перспективы российской экономики очень показательно. На фоне сегодняшнего относительного благополучия будущее в оценках предпринимателей выглядит, по меньшей мере, неясным. Прогноз экономической ситуации достаточно пессимистичен: оценка средне-стабильная в ближайшей и среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе  руководители видят угрозу потери стабильности. Наиболее оптимистичным выглядит прогноз политической ситуации. Доля прогнозов потери стабильности в этой сфере не велика. Хотя и нарастает по мере удаленности прогноза. И, наконец, совсем уж пессимистичным выглядит прогноз ситуации в социальной сфере. Здесь видят потерю стабильности уже в ближайшем будущем.

Заключение

Таким образом, что под социальной ответственностью бизнеса следует понимать: ведение бизнеса по тем нормам и законам, принятые в стране; создание рабочих мест; это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества; обеспечение защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.

Есть  куда более важная функция – это  ответственность бизнеса за состояние дел в обществе в результате успешности или не успешности того или иного вида предпринимательства.

Социальная  ответственность бизнеса носит  многоуровневый характер.

Социальная  ответственность, понимаемая как участие  бизнеса в гармоничном развитии общества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельности менеджеров и работодателей.

Многие  предприятия разрабатывают и  реализуют собственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированные общественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным организациям. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1) Гавлин М.Л.  Российские предприниматели: духовный  облик, меценатство// История предпринимательства  в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го – начало 20-го вв.М.: РОССПЭН, 2000;

2) Журнал «Меценат»  № 1,2003."Еще немного и мы  преодолеем скользкий путь от  гангстеров до филантропов";

3) Журнал «Меценат»  №9, 2008. «Социальный портрет современного предпринимателя».

4) Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и Статистика, 2006 г.

5) Проблемы планирования  и управления. Опыт системных  исследований/ Под. ред. Голубкова  Е. П. – М.: Экономика, 2010г.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса