Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:09, реферат
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами. Контроль над уровнем цен имеет очень большое значение для России, где немалая часть населения живёт за чертой бедности, имея доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому нужно иметь достоверную информацию об уровне цен в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.
Введение……………………………………………………….….…….…………3
I. Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги………………………………………….…………..............4
1. Теоретические основы статистики цен……………..……...….………….4
1.1. Понятие и сущность цен……………………………………………4
1.2. Уровни и структура цен, методы их расчёта …..…….….…..........5
1.3. Задачи статистики цен на продукцию и услуги………………......7
Список используемой литературы……………………………………………9
2
Введение……………………………………………………….
I. Статистические методы
анализа уровня, структуры и динамики
цен на продукцию и услуги……………
1. Теоретические основы статистики цен……………..……...….………….4
1.1. Понятие и сущность цен……………………………………………4
1.2. Уровни и структура цен, методы их расчёта …..…….….…..........5
1.3. Задачи статистики цен на продукцию и услуги………………......7
Список используемой литературы……………………………………………9
Введение
Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Вся информация, имеющая народнохозяйственную значимость, в конечном счете, обрабатывается и анализируется с помощью статистики. Сегодня статистика является важнейшим звеном во всей экономике, предъявляя дополнительные требования к управленческому персоналу, в том числе к экономистам. Экономисты должны иметь высокий уровень статистической подготовки, должны изучать различные статистические методы. Овладение статистической методологией - одно из условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования, принятия оптимальных решений на всех уровнях деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами. Контроль над уровнем цен имеет очень большое значение для России, где немалая часть населения живёт за чертой бедности, имея доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому нужно иметь достоверную информацию об уровне цен в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.
Цель данной работы: изучить по
теоретическим основам
В теоретической части данной работы рассматриваются понятие и сущность цен, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, статистические методы в изучении цен, методы расчета и анализа индексов цен.
В расчётной части работы определяются общие и индивидуальные индексы цен на несколько видов товаров, выявляется увеличение расходов населения в результате повышения цен. Выявляется разница между агрегатным индексом Пааше и индексом Ласпейреса.
В аналитической части проводится статистическое изучение и анализ стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в Кировской области за 2006-2007 годы.
В процессе написания работы были использованы пакеты прикладных программ MS Word и MS Excel.
I
. Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги
1. Теоретические основы
1.1. Понятие и сущность цен
Статистика цен входит составной частью в социально-экономическую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.
· Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара. Цена является важнейшим стоимостным измерителем.
· Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.
· Цена – это инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.
· Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций).
· Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп.
· И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Цены формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. Значение цен в экономике велико. Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления. Пересмотры системы цен проводились один раз в пять—десять лет, в период между ними соблюдался принцип обеспечения стабильности цен. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.
Сущность цены на продукцию и услуги, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
- индикатор, отражающий политику
и конъюнктуру рынка (соотношение
спроса и предложения,
- маркетинговый регулятор рынка,
Таким образом, цена - ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество. Статистика
цен исследует проблемы цен в конкретных условиях места, времени и периода экономического развития.
Статистика чаще всего использует текущие, средние и сопоставимые цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физического объема производства и реализации товаров и услуг, осуществлять анализ стоимостных показателей.
1.2. Уровни и структура цен, методы их расчета.
На уровень и структуру цены влияют факторы:
· условия платежа и поставки,
· количество товара,
· комплектация товара,
· законодательное регулирование.
Максимальную цену, которую может запросить производитель за свой товар, определяет спрос. Минимальную цену определяют издержки производства.
Цена товара должна покрыть постоянные и переменные издержки предприятия на определенный объем товарного выпуска, а также дать прибыль.
Если при реализации товаров возникает потребность в посредниках, к ценам на товары и продукты, реализуемые через посреднические организации, добавляется оптово-посредническая надбавка. В посредническом звене в торговых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товара), НДС, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной его деятельности.
Розничные предприятия торговли и
общественного питания
Таким образом, цена на товар во многом зависит от:
· уровня затрат, непосредственно связанных с изготовлением и продвижением товара на рынок,
· от доли прибыли, получаемой производителем, оптовыми и розничными продавцами,
· от количества посредников между производителем и конечным потребителем.
Основными элементами цены являются:
· издержки производства, прибыль, НДС (акцизы),
· оптово-посреднические надбавки,
· торговые надбавки.
В процессе анализа структуры цены статистика определяет удельный вес каждой составной части в цене товара по плановым расчетам и по отчету. Для этих целей используются отчетные и плановые калькуляции себестоимости продукции. Каждое предприятие имеет право определить, в разрезе каких статей калькуляции оно будет учитывать себестоимость и какие затраты будут включаться в каждую статью.
Возможны три варианта установления уровня цены:
· минимальный (определяется затратами),
· максимальный (определяется спросом на товар),
· оптимально возможный (должен полностью возместить издержки, а также обеспечить получение определенной нормы прибыли).
Существует несколько методик расчета уровня цен. Наиболее простой и распространенный затратный метод – «средние издержки плюс прибыль». Его суть заключается в том, что к издержкам производства добавляется какой-либо фиксированный процент прибыли. Цена устанавливается по формуле:
p = U + A + N(U + A),
где U – издержки производства;
А – административные расходы и расходы по реализации,
N- средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
Этот метод применяется при определении:
· исходной цены на принципиально новую продукцию,
· цен на опытные образцы и на продукцию по разовым заказам,
· цен на товары, по которым спрос превышает предложение.
Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Индивидуальный уровень цен - это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу, представляет собой абсолютную величину.
Средняя цена является обобщенной характеристикой для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве.
Средние цены исчисляются:
· за определенный период времени,
· по территории,
· по группам товаров различных категорий и сортов.
1.3. Задачи статистики цен на продукцию и услуги
Задачи статистики цен на современном этапе можно сгруппировать исходя из следующих целей:
§ изучение конъюнктуры рынка;
§ выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;
§ выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;
§ определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания;
§ элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС;
§ определение
паритета покупательной способности
валют для международных
Основные задачи статистики цен:
1. регистрация цен и статистическое наблюдение за их изменением;
2. анализ уровня и дифференциации цен по отдельным рынкам и регионам;
3. анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и изменение цен;
4. анализ соотношения цен на различные товары;
5. оценка, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
6. характеристика структуры цен;
7. прогнозирование цен.
В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает три задачи:
1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).
2. Характеристика
цены как инструмента управления
рынком. С этой позиции
статистика изучает возможности
и степень воздействия
цен на производство, обращение
(от цены зависят скорость
3. Анализ цен с
позиции маркетингового