Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 00:31, доклад
Сейчас под стратегическим планированием понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования - определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.
33. Стратегическое планирование и маркетинг, основные этапы планирования в компаниях ТЭК.
Сейчас под стратегическим планированием понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования - определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.
Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
Определение миссии и целей организации.
Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
Выбор стратегии.
Реализация стратегии.
Оценка и контроль выполнения.
Наиболее последовательной и комплексной процедурой проведения стратегического анализа, получившей признание, как у зарубежных, так и у отечественных исследователей, является SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT складывается из первых букв английских слов strengths - сильные стороны, weaknesses - слабости, opportunities - возможности, threats - угрозы. Такой анализ проводится по определенной схеме, хотя процедура его проведения и не является полностью формализованной.
Таблица. SWOT-анализ компании Роснефть
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Лидер по объемам добычи нефти в России и по запасам среди публичных компаний мира. 2. Высокая степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса. 3. Сравнительно малая степень выработанности месторождений. 4. Приоритет при распределении стратегических нефтяных месторождений государством. 5. Низкая стоимость долга. | 1. Высокая долговая нагрузка. 2. Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Газпрома и Транснефти. 3. Слабая экспансия в профильные активы за рубежом. 4. Низкая степень вертикальной интеграции газового и сбытового бизнеса. 5. Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений. 6. Подверженность политическому риску. |
Возможности | Угрозы |
1. Разработка крупных месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам. 2. Кредит от Китая на $15 млрд. по невысокой процентной ставке должен помочь безболезненно пережить кризис. 3. Разработка месторождений в Алжире, как первый шаг в крупных зарубежных проектах. 4. Реконструкция Туапсинского НПЗ и удвоение его мощностей. 5. Увеличение доли в крупном Верхнечонском месторождении. 6. Наращивание добычи в Восточной Сибири. 7. Финансовая помощь со стороны государства в случае необходимости. 8. В результате ввода банка качества нефти в России будет происходить возмещение Роснефти за потерю в качестве нефти в трубе Транснефти. | 1. Ограничение доступа к газотранспортной системе Газпрома в будущем. 2. Повышение влияния со стороны государства в будущем. 3. Замена текущего президента компании на человека, более зависимого от государства. 4. Закрытие доступа к нефтепроводу Одесса, как следствие, броды из-за политического давления со стороны Украины. 5. Борьба с Газпромом за сахалинские шельфовые проекты по добыче углеводородов. 6. Разводнение акционерного капитала при продаже или использовании в сделках 9,44% казначейских акций |