Сущности сбережений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:20, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инвестиционного потенциала сбережений и методов использования сбережений населения. Цель работы конкретизирована постановкой следующих задач:
определить сущность и роль экономической категории «сбережений»;
рассмотреть мотивы и факторы, влияющие на формирование сбережений населения;
проанализировать объемы, динамику и структуру денежных сбережений населения;
проанализировать направления.

Содержание

Введение 2
1. Исследование сущности сбережений 3
2. Анализ инвестиционного потенциала сбережений населения России 7
3. Совершенствование механизма инвестиционной стратегии сбережений населения 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат сбережения .doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

 

В экономической теории предполагается, что дополнительные средства, полученные к обычному, нормальному уровню дохода, должны быть отложены в сбережения, а не потрачены. Однако из года в год в предыдущих волнах исследования респонденты отдавали предпочтение потребительским тратам, а не сбережениям, что объяснялось недостаточно высоким уровнем обычного дохода, которого не хватало для покрытия необходимых текущих затрат, а также низким уровнем доверия населения к сберегательным и инвестиционным формам вложения средств. С ростом денежных доходов населения и стабилизацией экономической ситуации предпочтения потребительских трат начали ослабевать, частично уступая свое место сберегательным и инвестиционным предпочтениям.

К началу 2011 года в «кризисной»  динамике некоторых показателей  потребительского и финансового  поведения произошли изменения, связанные с постепенным выходом российской экономики из кризиса. Для многих отпала острая необходимость возврата долгов (показатель вернулся на предкризисные 10%), чуть ослабла и установка на страхование (40% при 42% в 2009 году).

В то же время, отмечаются явления противоположной направленности, связанные с новым снижением инвестиционной активности и ростом потребления. Доля граждан, готовых направить средства на инвестиции, увеличившаяся в 2010 году до 23%, в 2011 году снова снизилась до 19%. Возможно, это стало следствием стабилизации и некоторого снижения уровня доходов в начале 2011 года, о которых говорилось выше в предыдущих разделах отчета. С 2009 года продолжают расти предпочтения потребительских трат. Возможность потратить свободные средства на потребление привлекала бы сегодня 55% россиян, – здесь, вероятнее всего, сказываются отложенные во время кризиса потребительские планы.

Характерно, что  установка на сбережения ни в острый кризисный период, ни во время ослабления кризисных явлений не претерпела изменений – на протяжении последних четырех лет она отвечает финансовым планам 13-14% россиян.

Рис. 2.4. Предпочтения различных стратегий расходования крупных денежных средств 

В инвестиционном блоке предпочтений россиян в последние два года происходили колебания – снижение доли респондентов, готовых потратить средства на инвестиции, до 19% в 2009 году, рост до 23% в 2010 году, и снова снижение до 19% в 2011 году. В этот блок входят такие опции, как «вложу в собственное дело, предприятие», «потрачу на переквалификацию, приобретение новой специальности», «положу деньги в банк под процент, куплю акции или другие ценные бумаги российских компаний, куплю государственные ценные бумаги облигации и т.п.».

Наиболее заметной оказалась динамика инвестиций в срочные вклады, акции и ценные бумаги, характер которой соответствовал характеру изменений в инвестиционной блоке в целом.

После довольно заметного роста данного показателя в 2010 году по сравнению с 2009 годом (с 11% до 15%), в 2011 году его значение вновь снизилось до 11%. Положительная динамика в 2010 году, по-видимому, была связана с двумя факторами.

Во-первых, кризис 2009 года не привел к кардинальному  ухудшению материального положения  населения, и у людей сохранился запас свободных денег, которые и решено было инвестировать в 2010 году, когда в экономике наметилась тенденция к выходу из кризиса.

Во-вторых, тот  впечатляющий рост, который продемонстрировал  фондовый рынок в 2000-ые гг., дал людям  основание надеяться на возможность  повторения данного тренда в посткризисный период, когда многие акции стоят дешево.

    1. Совершенствование механизма инвестиционной стратегии сбережений населения

 

Основным инструментом реализации стратегии и практического применение механизмов управления сберегательным процессом должен стать сберегательная политика, а ее сущностью - обоснованный выбор приоритетных способов и направлений для привлечения сбережений населения в хозяйственный оборот.

В современных реалиях эффективной реализации сберегательной политики в России мешает ряд ограничений и требований:

  1. ограничения, связанные с приоритетами населения в размещении средств;
  2. финансовые ограничения населения;
  3. требования местных бюджетов;
  4. требования социально-экономического развития региона;
  5. требования, связанные с несовершенством инфраструктуры финансового рынка.

На сегодняшний день одним из основных ограничивающих факторов вложения средств в организованные формы сохранения является отсутствие доверия населения, как к проводимой государственной политики, так и к деятельности финансовых институтов, а преодолеть этот негативный барьер, возможно лишь в долгосрочном периоде.

Сберегательная  политика, направленная на привлечение  имеющихся сбережений населения в оборот, должна соответствовать следующим требованиям:

  1. целеустремленность, выраженная в выборе и обосновании направлений, регулирующих и стимулирующих привлечение имеющихся сбережений в экономический оборот соответственно к конечной цели социально-экономической политики;
  2. обеспечение экономической безопасности вложенных средств в финансово-кредитные учреждения путем создания эффективной системы гарантий;
  3. ориентация на особенности дифференциации населения по уровню жизни, учет их интересов и сложившихся преимуществ при разработке механизмов регулирования и регламентации процесса привлечения сбережений;
  4. четкое определение и законодательное закрепление ответственности между государством, финансовыми посредниками и населением в процессе выбора способов и условий привлечения сбережений и их использования в качестве инвестиционных ресурсов;
  5. активное участие всех субъектов сберегательных отношений в определении наиболее эффективного варианта привлечения сбережений;
  6. учет региональных характеристик при разработке и внедрении 
    конкретных направлений инвестиционной составляющей сбережений населения;
  7. приоритетность, которая выражается в определении направлений для достижения цели привлечения сбережений в организованный процесс увеличения и использования.

Важнейшим условием практического осуществления сберегательной политики является разработка эффективных механизмов ее реализации, которые будут способствовать максимально возможному привлечению наличных сбережений населения в экономический оборот.

Среди определяющих требований осуществления механизмов реализации региональной сберегательной политики следует выделить:

  1. «баланс интересов», что предполагает учет интересов основных участников сберегательных отношений;
  2. взаимообусловленность, что означает взаимозависимость состояния рынка сбережений и общей социально-экономической и политической ситуации в стране и регионе;
  3. защищенность от злоупотреблений на финансовом рынке, представляют собой потенциальную угрозу инвестированным средствам населения;
  4. качество инвестиционной среды, что означает гарантию возврата 
    вкладов населения, их увеличения и обеспечения эффективной деятельности всех сторон, участвующих в инвестиционно-сберегательном процессе.

Система механизмов региональной сберегательной политики, что способствует эффективному достижению поставленных задач, должно учитывать следующее:

  1. оценка надежности вложенных средств по направлениям инвестирования;
  2. гарантии сохранения вложенных средств;
  3. обеспечение доходности вкладов;
  4. снижение рискованности работы со средствами населения;
  5. налоговое стимулирование хозяйствующих субъектов в привлечении и эффективном использовании сбережений населения.

Основными методами реализации региональной сберегательной политики следует выделить правовые, административно-экономические, институциональные, информационные, социально-психологические.

Таким образом, целесообразно предложить определенные мероприятия по усилению роли государства в формировании эффективного механизма трансформации сбережений населения в России:

  • обеспечение последовательности в проведении пенсионной реформы;
  • создание благоприятных условий для развития институциональных инвесторов;
  • совершенствование налогового механизма;
  • разработка и принятие законов, способствующих функциональному и институциональному развитию банковской системы;
  • развитие фондового рынка;
  • ограничение деятельности компаний и банков по привлечению зарубежных кредитов;
  • формирование информационной среды, способствующей повышению финансовой культуры населения;
  • реализация на практике индексируемых процентных ставок по долгосрочным частным вкладам;
  • ускоренное снижение темпов инфляции;
  • обеспечение населения простым доступом к «голубым фишкам» (акциям крупнейших и надежных российских компаний);
  • выпуск государственных ценных бумаг для населения с доходностью выше уровня инфляции;
  • развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
  • расширение возможности доступа населения на ведущие фондовые биржи через электронную связь;
  • стимулирование создания специализированных инвестиционных банков;
  • повышение привлекательности и доступности для населения институциональных инвесторов (паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы и др.).

Опыт показывает, что многие из традиционных финансовых структур практически недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены услуг  и сложностей работы с ними.

 

Заключение

Таким образом, в ходе написания работы, и, учитывая, особенности механизма трансформации сбережений населения в инвестиционный капитал, можно выделить основные функции, которые при этом ими выполняются:

быстрое перераспределение  инвестиционных ресурсов;

трансформация финансовых ресурсов населения (сбережений) в инвестиционный капитал, путем их аккумуляции и размещения через покупку финансовых активов;

стимулирование  экономического роста, путем рационального  направления инвестиционного капитала;

снижение  финансовых рисков за счет рациональной инвестиционной диверсификации и хеджирования.

На основе проведенного анализа в работе особенностей инвестирования сбережений населения при использовании механизмов инвестиционных фондов необходимо отметить ряд первоочередных мер обеспечения эффективности этого процесса, в частности:

отделение профессиональной деятельности по управлению активами, их хранения, учета и аудита;

обеспечение установленных нормативов, в отношении  активов инвестиционного фонда, направлений их инвестирования, правил расчета с инвесторами;

регламентация процедуры раскрытия информации о результатах деятельности фонда, показателей компании по управлению активами и других профессиональных участников, которые обеспечивают деятельность инвестиционного фонда;

обеспечение четкой системы отчетности перед  государственными контролирующими  органами в сфере коллективного  инвестирования [8].

Список использованной литературы

 

  1. Князев В. Г., Слепов  В. А.. Финансы: учебник/ Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова; Ред. В. Г. Князев, В. А. Слепов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2011. – 654 с.: ил. ISBN 978-5-9776-0070-5.
  2. Ковалева В.В., Иванова В.В., Лялина В.А., Инвестиции. Учебник. - М.: Проспект, 2005.
  3. Коробов Г. Г.  Банковское дело: учебник/ Ред. Г. Г. Коробова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2011. – 589 с. ISBN 978-5-9776-0109-2.
  1. Корчагин Ю. А., Рынок ценных бумаг. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

  1. Криничанский К., Анализ сберегательного поведения населения и его лояльности к рынку ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2006. № 14. С. 29-32.
  2. Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации: учебник/ Ред. О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова. – М.: КноРус, 2011. – 301 с. ISBN 978-5-406-00855-3.
  3. Соколов Ю. А.,  Дубовая С. Е. Банковская система и ее инфраструктура в России: монография /Под ред. Ю. А. Соколова, С. Е. Дубовой. – М.: Анкил, 2010. – 262 с.: ил. ISBN 978-5-86476-319-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Организационно  – экономический механизм регулирования  российского  финансового рынка

 

1 Источник: Росстат, расчеты ЦИРКОН

 


Информация о работе Сущности сбережений