Тенденции мирового рынка технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной собственности основывается на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение………..………………………………….……………….……….3
Основные тенденции развития мирового рынка………..………………4
II.1. Эпохи развития………………………………………..………………….4
II.2. Технологические кризисы……….………………..………………..………5
Мировые технологические связи………….…………..…………..……...6
III.1. Технология. Экономическая целесообразность…..…..………………….6
III.2. Общий темп экономического роста в развивающихся странах…….….8
Технопарки в России……………………………………….……….…...10
Проблемы развития………………..……….…………………….………12

Вложенные файлы: 1 файл

Тенденции мирового рынка технологий.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


 

Специальность Менеджмент организации

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине

Мировая экономика


 

 

Тема:

Современные тенденции  мирового рынка

 

технологий

   
 

тема работы


 

Выполнил(а) студент(ка)

I I

курса, группы

М3-29-С/И

 
   
 

Сидельцев Р.В.

 

фамилия имя отчество


 

Руководитель работы

Палкина С.О.

 

ученая степень, звание, фамилия и инициалы


 

 

 

 

К защите __________________________

                                            (дата, подпись руководителя)

 

Работа защищена с оценкой____________

_________________ ___________________

     подпись руководителя                       И.О.Фамилия

«____» ______________ 200_ г.


 

 

 

 

Пермь 2010

 

 

Оглавление

  1. Введение………..………………………………….……………….……….3
  2. Основные тенденции развития мирового рынка………..………………4

II.1. Эпохи развития………………………………………..………………….4

II.2. Технологические кризисы……….………………..………………..………5

  1. Мировые технологические связи………….…………..…………..……...6

III.1. Технология. Экономическая целесообразность…..…..………………….6

III.2. Общий темп экономического роста в развивающихся странах…….….8

  1. Технопарки в России……………………………………….……….…...10
  2. Проблемы развития………………..……….…………………….………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики в целом. Современные международные технологические связи представляют собой комплекс самых разнообразных отношений, возникающих как на уровне организаций, предприятий, объединений предприятий, так и на уровне государств и межгосударственных организаций. Они приобретают различные формы обмена, сотрудничества, которые развиваются, совершенствуются, дополняют друг друга. Обмен научно-техническими достижениями может быть как безвозмездным, так и коммерческим.

   Субъекты международного рынка технологий:

- государство;

- высшие учебные заведения;

- исследовательские институты; -фирмы и фонды;

- физические лица.

Собственниками созданных  технологий выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации которые финансируют их деятельность. При этом значительные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров. Поэтому проявляются тенденции монополизации или олигополизации новых технологи на определенный период.

Однако это не означает, что создание новых технологий и  их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в создании новых технологий и объектов интеллектуальной

собственности и их производственном освоении весьма существенная роль принадлежит  малым и средним фирмам, которые  нередко называются венчурными. Их преимущество - в конкурентоспособности именно на узкоспециализированных рынках.

Технологии являются частью интеллектуальной собственности  и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной собственности основывается на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

Основные тенденции  развития мирового рынка.

 

В течение XX века мировой  рынок прошел ряд этапов развития.

 

А. Эпоха массового  производства (1900 - 1930).

 

Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса. Поэтому потребитель был готов приобретать такие товары по приемлемым ценам, не требуя большого разнообразия. В этих условиях основная политика маркетинга - предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя - усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью. Характерно высказывание президента фирмы «Дженерал моторс» Д.М.Уилсона: «Что хорошо для «Дженерал моторс» - хорошо и для Соединенных Штатов».

 

Б. Эпоха массового  сбыта - индустриальная эпоха (1930-1950).

 

После великой депрессии 1929 - 1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт, провозгласивший «новый курс» в экономике. Его лозунг - «В каждом гараже - по автомобилю, в каждой кастрюле - по курице». Смысл курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос на основные продукты потребления был быстро удовлетворен и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности - рынку покупателей.

 

Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать «извне» со стороны рынка (т.е. должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.

 

В. Постиндустриальная эпоха (1950 - 1970).

 

Наблюдается ускорение  развития событий, возникают новые  неизвестные ранее задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и  спрос, и предложение. Резко увеличиваются  вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности.

Основной задачей предпринимателя  становится поставка на рынок товаров  с принципиально новыми качествами, только так становится возможным победить в конкуренции. Таким образом, конкуренция и, соответственно, маркетинговая политика строятся теперь на обеспечении качественных преимуществ товара.

 

Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970 - 1990). Переход к глобализации

Технологические кризисы

Возникают технологические кризисы, сильно влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.

Основные тенденции  развития рынка в 80-90 гг. 20 века:

- насыщение внутренних  рынков;

- усиление конкуренции  с вытеснением слабых соперников;

- изменение экономического  сознания общества;

- дальнейший рост экспорта;

- сокращение инновационных циклов, высокие расходы на подготовку  производства требуют больших  производственных масштабов, для  которых внутренние рынки обычно  малы;

- усиление интернационализации  и глобализации бизнеса;

- мощный потенциал НИОКР –  основной критерий успеха на рынке;

- международное сотрудничество  все более состоит из обмена  ноу-хау;

- успех в торговле все в  большей мере определяется гарантией  послепродажного сервиса.

В целом такое влияние можно  характеризовать диаграммой на рис.1.

Рис. 1. Основные тенденции развития мирового рынка в ХХ веке и изменение условий деятельности фирмы

 

Мы видим, что основная тенденция  развития мирового рынка состоит  в непрерывном увеличении его  изменчивости и нестабильности. Недаром  в качестве некой обобщенной меры состояния рынка на диаграмме приведена шкала нестабильности в баллах, где большее количество баллов соответствует повышению уровня нестабильности. Эта шкала приведена здесь в связи с тем, что и сегодня ряд предприятий и отраслей могут работать в условиях относительной стабильности (газовая, нефтяная, лесная промышленность - индекс 1-2), а другие - в обстановке большой нестабильности (радиотехническая, автомобильная, соответствующий индекс 4-5).

 

Таким образом, можно образно сказать, что одни фирмы работают сегодня в условиях 1930 - 1940 гг., а другие - 1990 гг. В целом временные привязки диаграммы характерны для экономики США. Для стран Западной Европы и Японии соответствующее запаздывание равно примерно пяти годам.

 

Наиболее существенной характеристикой  мирового рынка, определяющей характер менеджмента фирм, является темп изменений во внешней среде в сравнении с реакцией фирмы. Если в начале века большинство фирм при наступлении изменений имело время на обдумывание, разработку и реализацию необходимых мероприятий в качестве реакции на изменения, то сейчас основная задача менеджмента состоит в том, чтобы предугадать эти изменения и подготовить заранее реакцию фирмы.

 

Мировые технологические  связи

  Технология - совокупность  знаний про использование или  усовершенствование машин, оборудования, которые обеспечивают обработку, изготовление, изменение состояния, качества и формы сырья, материалов или полуфабрикатов, а также про реализацию продукции.

Мировой технологический обмен – это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Формирование мирового рынка технологий произошло во второй половине 50-х – 60-е годы ХХ столетия, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. Это позволило выделить международный обмен технологиями в отдельную форму МЭО. По данным МВФ количество стран, обменивающихся технологиями с 1960 года увеличилось с 22 до 84 1, расширился объем ежегодных лицензионных операций, что свидетельствует о возрастающей экономический роли этого вида товаров для всех участников обмена технологиями. По некоторым оценкам, в расчете на единицу затрат


1 http://books.efaculty.kiev.ua/mek/2/g6/1.html

валютный эффект от реализации технологического ресурса на мировом  рынке гораздо выше, чем экспорт  обычных товаров. Технологический  обмен превышает традиционные мирохозяйственные  потоки товаров, услуг и капиталов.

  Основные предпосылки, обусловившими бурное развитие мирового обмена технологиями:

на уровне страны –  это неравномерность развития стран  мирового хозяйства в научно-технической  сфере, что может быть связано  с недостаточным объемом затрат на НИОКР в некоторых странах  и с различием целей их применения. На уровне предприятий приобретение технологии способствует решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы, недостатка производственных мощностей и других ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.

  Экономическая целесообразность экспорта технологии объясняется тем, что это:

  1. источник получения доходов;
  2. форма борьбы за товарный рынок;
  3. способ обойти проблемы экспорта соответствующего товара;
  4. способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т.п.
  5. возможность доступа к другой технологии через «перекрестное лицензирование»;
  6. возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя и т.д.

 

Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется  тем, что это:

  1. доступ к новшествам высокого технического уровня;
  2. средство экономии затрат на НИОКР;
  3. средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт;
  4. обеспечение использования национального капитала и рабочей силы;

Информация о работе Тенденции мирового рынка технологий