Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 14:25, курсовая работа
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
К числу сортоопределяющих пороков относятся заболонная гниль, пасынок, червоточина, кривизна 1,5 - 2,0%, что снижает качество получаемой продукции. К техническим дровам относят сырье, где гниль - до 50%, а к топливным дровам - где гнили более 50%.
По группам диаметров сырья в 2014 году поступило:
- 14-16 см - 30%
- 18-20 см - 38%
- 22-24 см - 22%
- 26-28 см - 8%
Анализ качества пиломатериалов
Пиломатериалы - основная продукция лесопильной промышленности. По назначению пиломатериалы подразделяются на две основные группы: на экспортные и для внутреннего потребления. Последние делятся на пиломатериалы общего и специального назначения. Качество пиломатериалов определяется наличием пороков древесины и качеством обработки. Для каждого сорта установлены различные нормы допуска сучков, трещин, прорости, смоляных коржашков червоточины, рака сердцевины, синевы, гнили, наклона волокон, обзола, покоробленность.
Основной пилопродукцией ГОЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз» являются пиломатериалы на экспорт. Их качество и спрос на них определяются показателями древесины, а также спецификацией (размерами по ширине, толщине, длине, количественными пропорциями отдельных размеров), качеством обработки, сортностью, состоянием товара (влажность, обесцвеченность) и товарным видом (маркировкой, видом пакета, качеством обрезки, упаковкой). Как было сказано выше, предприятие специализируется на выпуске экспортных пиломатериалов сортировки по ГОСТ 9302 - 83Э и пиломатериалов по ГОСТ 8486 - 86.
ГОСТ 9302 - 83Э «пиломатериалы хвойных пород Черноморской сортировки, поставляемые для экспорта».
Пиломатериалы, поставляемые для экспорта по длине изготовляют:
- нормале, соттолитура, морали и полуморали - 4,0; 4,25 - 6,5 м;
- кортаме - от 1,5 до 3,75 м;
-мандриери - от 3,0 до 6,5 м.
Градация по длине - 0,25 м. По заказу внешнеторгового объединения (ВТО) допускается изготавливать пиломатериалы длиной;
- морали - от 3,0 до 3,75 м;
- полуморали - от 1,5 до 2,75 м. и от 3,0 до 3,75 м;
- мадриери - от 1,5 до 2,75 м.
Номинальные размеры пиломатериалов установлены для древесины влажностью 20%. При влажности более или менее 20% фактические размеры толщины и ширины должны иметь припуск на усушку. Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов не должны превышать: по длине - +25; по толщине и ширине при размерах до 35 мм включительно - -12; по толщине и ширине при размерах от 38 до 100 мм включительно - +2; по толщине и ширине от 110 мм и более - +3.
Показатели |
Норматив |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
лесопильный цех:- содержание коры в щепе- непоставная подача- технологический брак- браковка- режущий инструмент |
6,6 2,2 3,5 1,5 5,0 |
9,3 2,6 3,9 3,3 5,9 |
8,72,64,23,35,5 |
7,22,44,21,85,5 |
Примечание- Источник: данные предприятия
По всем показателям наблюдается отклонение от норматива в большую сторону, это означает, что потери от брака на предприятии выше нормы.
Влияние брака на стоимость выпускаемой продукции можно выявить путем определения стоимости годной продукции, которую можно было бы выпустить при отсутствии затрат на брак. Расчет основан на определении соотношения между затратами на брак и себестоимостью годной продукции по сопоставимому кругу затрат. Чтобы определить сопоставимую с затратами на брак часть себестоимости годной продукции, из нее вычитают расходы по статьям, которые не включаются в себестоимость окончательного брака: общехозяйственные расходы, потери от брака, расходы на подготовку и освоение производства, прочие производственные расходы.
Рассмотрим влияние брака продукции на стоимость готовой продукции на примере бревна пиловочного ТНП10 за период 2012 – 2014гг. в таблице 9. Данный вариант расчета основан на общей сумме выпущенной продукции и общих затратах на брак.
Таблица 9 - Влияние брака на стоимость готовой продукции
№ п/п |
Наименование показателя |
Сумма, тыс.р. | ||
2012г. |
2013г. |
2014г. | ||
1 |
Производственная себестоимость выпущенной продукции |
236 490 |
244 560 |
272 490 |
2 |
Общехозяйственные расходы |
54 300 |
59 800 |
66 400 |
3 |
Потери от брака В том числе: - содержание коры в щепе - непоставная подача - технологический брак - браковка - режущий инструмент |
4 989
1856 519 778 659 1177 |
5 634
2017 603 973 765 1276 |
5 972
2038 679 1189 509 1557 |
4 |
Расходы на подготовку и освоение производства |
2 500 |
2 500 |
2 600 |
5 |
Прочие производственные расходы |
390 |
500 |
500 |
Окончание таблицы 9 | ||||
6 |
Цеховая себестоимость по сопоставимому кругу расходов с затратами на брак |
174 311 |
176 126 |
197 018 |
7 |
Затраты на брак |
6 186 |
7 098 |
7530 |
8 |
Процент затрат на брак по отношению к сопоставимой цеховой себестоимости |
3,5 |
4,0 |
3,8 |
9 |
Фактический выпуск продукции за отчетный период в ценах предприятия-изготовителя, принятых в плане |
283 788 |
293 472 |
328 300 |
10 |
Снижение стоимости выпущенной продукции из-за наличия брака |
9 932 |
11 738 |
12 475 |
Примечание – Источник: данные предприятия
Из таблицы 9 следует, что возникновение в производстве окончательного и исправимого брака привело к уменьшению стоимости выпущенной продукции на сумму 12 475 тыс. р., или на 3,8 % в 2014г., на сумму 11738 тыс.р. или на 4 % в 2013г., на сумму 9932 или на 3.5 % в 2012г.
Потери от брака планируются в тех производствах, где это обусловлено характером технологического процесса. Если брак в производстве планируется, то расчеты нужно вести на основе сверхплановой суммы затрат на брак.
При анализе интересно проследить динамику затрат на брак, выявить тенденции, которые наблюдаются в этой динамике. Динамика должна изучаться не по сумме затрат на брак, а по относительной величине брака (см. пункт 8 расчета).
Детальный анализ данных оперативного учета отдела технического контроля позволит выявить причины, места возникновения (цехи, участки) и виновников брака. На основе этого могут быть сделаны конкретные предложения по сокращению брака, а также по снижению потерь от брака.
Особое значение имеет решение проблемы качества обработки древесины, так как качество пиломатериалов находится в тесной взаимосвязи с техническим состоянием оборудования, а так же и режущего инструмента, который непосредственно участвует в формировании поверхности пиломатериалов.
Высокий процент брака из-за режущего инструмента преобладает в лесоцехе, где основной вид брака - вырывы на поверхности пиломатериалов. В лесоцехе - четыре лесопильных потока. Головным оборудованием одного из потоков является фрезерно-брусующий станок, где режущим инструментом является фреза, которая и является источником вырывов. ФБС предназначен для переработки на 2х-кантный брус и технологическую щепу окоренных бревен хвойных пород (допускается переработка неокоренных бревен хвойных и лиственных пород, но при этом производительность станка и качество бруса и щепы снижается).
Поверхность бруса образуется двумя фрезерными головками (дисками). При выпиловке бруса с существующей фрезой на ФБС основным видом технологического брака являются вырывы. Причина их в том, что одновременно с формированием сечений пиломатериалов образуется технологическая щепа. Поверхность бруса образуется рубящими ножами (их на фрезе 51), но фактически в формировании пласта бруса участвуют только три, ближайшие к брусу, ножи, которые, отрубая щепу, в тоже время открывают древесину. При внедрении ножа в древесину околосучковые зоны подвергаются большим усилием резания и в этом месте на поверхности обработки получается вырыв.
Доски, выпиленные из такого бруса, поступают лишь на внутренний рынок или на дальнейшую переработку в цех столярно-строительных изделий. А полученная технологическая щепа идет на отопление в ТЭЦ.
Результаты замера глубины выщербин на кромках пиломатериалов показали, что среднюю глубину вырывов можно уменьшить, увеличив глубину зачистки до 4 мм. Зачистив ножи на соответствующий фрезе, снимают лишь слой 0,5 мм, то есть вырывы глубиной 2 - 4 мм уже не зачистят.
Полностью вырывов можно избежать, лишь используя комбинированный инструмент, включающий пилу и фрезу.
Анализ упаковки продукции
Упаковка продукции имеет важное значение для обеспечения сохранности эксплуатационных свойств продукции.
Перед перевозкой продукцию упаковывают в транспортные пакеты. В качестве пакетов используют самые разные виды полиэтиленовых пленок и полиэстеровую либо стальную упаковочную ленту. Лента используется для стягивания пакетов. Полиэтиленовая пленка применяется в основном для сухих материалов.
Если пиломатериалы упаковать не правильно, то это может повлечь за собой следующие разрушения:
1) при теплой погоде торцы могут посинеть. Причем это произойдет довольно быстро – уже через несколько недель. В результате появятся трещины и щели;
2) трещины
и щели будут распространяться
все больше и больше, поэтому
упаковка пиломатериалов
3) изменится
химический состав древесины, в
результате чего ухудшатся
Перед перевозкой продукцию упаковывают в транспортные пакеты. В качестве пакетов используют самые разные виды полиэтиленовых пленок и полиэстеровую либо стальную упаковочную ленту. Лента используется для стягивания пакетов. Полиэтиленовая пленка применяется в основном для сухих материалов. Если пиломатериал нужно хорошо сохранить в холодное время года, то используют пленку со специальным антискользящим покрытием. Такая пленка выпускается разных размеров, как по ширине, так и по толщине.
В таблице 10 представлены потери из-за неправильной упаковки продукции на примере бревна пиловочного ТНП10. Бревно пиловочное до того, как оно появляется в производственном цеху, проходит технологическую стадию отлежки. Из-за недостаточного места для его хранения в цехах, бревна слаживаются ровными штабелями не выше 2 метров в высоту по 8 – 10 штук в ряд на территории предприятия. Вследствие неблагоприятных погодных условий, часть продукции, размещенной на улице, теряет свои полезные свойства, т.е. меняет свою сортность.
Информация о работе Теоретические аспекты управления качеством в системе маркетинга