Товарная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать существующие механизмы оценки и реализации товарной стратегии предприятия.

Задачами курсовой работы являются:

- исследование подходов к оценке товарной стратегии предприятия;

- проведение комплексной оценки конкурентоспособности АО «Роса»;

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

18634000 

16549981 

 

Минеральная вода 

литр 

16931000 

16824944 

 

Безалкогольные напитки 

литр 

1040000 

1181192 

 

Прочая реализация 

литр 

 

Реализовано на экспорт 

литр 

 

 

 

Долевое участие каждой продукции  АО «Роса» в общем объеме реализованной  продукции в период с 2006 года по 2007 год показано в таблице 5 и на рисунках 8 и 9.

 

Таблица 5 - Доля продукции АО «Роса» в общем объеме реализованной  продукции за 2006-2007 гг.

 

Объем реализованной продукции 

Доля продукции, % 

 

 

2006 год 

2007 год 

 

Пиво 

50,9 

47,9 

 

Минеральная вода 

46,3 

48,7 

 

Безалкогольные напитки 

2,8 

3,4 

 

Прочая реализация 

 

Реализовано на экспорт 

 

Реализовано всего, в том числе: 

100,0 

100,0 

 

 

 

Рисунок 8 - Доля продукции АО «Роса» в общем объеме реализованной  продукции за 2006 год

 

Рисунок 9 - Доля продукции АО «Роса» в общем объеме реализованной продукции за 2007 год

 

По данным таблицы 5 и рисунков 8 и 9 видно, что в 2007 году по сравнению  с 2006 годом произошло снижение доли реализации пива на 3 %. В то же время  увеличилась доля реализации минеральной воды АО «Роса» за этот же период на 2,4 % и возросла доля реализации безалкогольных напитков в общем объеме реализованной продукции АО «Роса» на 0,6 %.

 

По данным финансовой отчетности АО «Роса» за 2007 год и прошедшие месяцы 2008 года, можно заключить, что АО «Роса» не производила изменения в ассортименте выпускаемой продукции в 2007 году и за девять месяцев 2008 года, а работала над улучшением качества пива, минеральной, питьевой воды и напитков.

 

2.3 Выработка товарной стратегии  для АО «Роса»

 

 

Политика АО «Роса» в области удовлетворения нужд потребителя, а именно качества продукции, является частью стратегии предприятия, определяющей успех на рынке, формируется его высшим руководством с привлечением широкого круга специалистов, способных обеспечить качество продукции в будущем.

 

Товарная стратегия включает в  себя определение основной товарной стратегии (дифференциация, диверсификация, вертикальная инструкция, узкая специализация), а также маркетинговые характеристики товаров предприятия, для чего приводятся следующие данные: ассортиментная гамма выпускаемой продукции; степень новизны товара; фаза жизненного цикла товара на данном рынке; наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка; степень его соответствия требованиям конкретных покупателей и потребителей данного сегмента рынка; качество товара; требования региона и сбытовой сети к упаковке; технологическая сложность; уровень требований по послепродажному обслуживанию, по непосредственным долгосрочным контактам с конечным потребителем и по адаптации продукта к требованиям конкретного сегмента рынка; наличие инфраструктуры для осуществления поставок; патентная и юридическая защита и чистота товара; соответствие нового производства сложившейся организационной структуре предприятия соответствующими технологическими ресурсами, машинами и оборудованием, материалами и сырьем, квалифицированным персоналом; сроки освоения нового ассортимента; известность товарной марки предприятия на данном сегменте рынка и т.д.

 

Анализ товарной стратегии АО «Роса». Первым этапом анализа будет диагностика стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и оценка их привлекательности.

 

Верный выбор стратегической зоны хозяйствования является залогом, успешной деятельности предприятия. Стратегическая зона хозяйствования может быть определена как часть внешней среды, в границах которой обеспечивается превышение величины потенциального эффекта предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия в стратегической перспективе над величиной издержек, связанных с адаптацией стратегического потенциала предприятия к разнообразию предъявляемого этой зоной спроса на товары и услуги. Иначе говоря, границы (СЗХ) таковы, что внутри этой зоны создаются предпосылки для достижения высокого уровня конкурентных преимуществ,

 

Применительно к АО «Роса», СЗХ являются рынки сбыта г. Павлодар, Павлодарской области и Казахстана в целом.

 

Потребители на местном рынке (Павлодарская область) в большинстве своем  из всего многообразия аналогичной  продукции АО «Роса», приобретают  все же товары марки этой компании в зависимости от сезона, собственных потребностей. Потребители же более широкого сегмента рынка - других регионов Казахстана предпочитают продукцию местного производителя (это Алматы, Караганда, Семей и прилегающие к ним регионы). Особенно напряжено дело обстоит с экспортом продукции АО «Роса», так как по итогам объемов реализованной продукции данного предприятия за 2006-2007 гг. (данные таблицы 4) товары АО «Роса» не экспортировались. Хотя в стратегическом плане предприятия, составленном в 2006 году, указано, что стратегической целью производства компании является реализация продукции на экспорт в города России - Омск и Новосибирск. Это бы могло расширить границы рынка сбыта продукции, способствовать дальнейшему продвижению бренда АО «Роса» на зарубежные близлежащие рынки.

 

Являясь по сути монополистом на рынке  г. Павлодара, в настоящее время  предприятию все же необходимо расширить  ассортимент выпускаемой продукции, что позволит занять новые зоны хозяйствования, проявить свои конкурентные преимущества, занять лучшую позицию на рынке. Так, помимо уже имеющихся марок газированных напитков «Дюшес», «Оранж», «Барбарис», «Квас», «Кола», АО «Роса» могло бы создать напитки с новым фруктовым и ягодным вкусом, либо же можно было выпустить пробную партию негазированных напитков-соков.

 

 

АО «Роса» не должно ограничиваться только рынком Павлодарской области  и других областей республики, компания должна попытаться выйти на рынок  соседних государств и таким образом  наращивать, как объем сбыта продукции, так и увеличивать группы потребителей.

 

 

Предполагается, что именно на этих рынках будет достигнута прибыльная деятельность предприятия и вероятность  ожидания нестабильности внешней среды, будет минимальной.

 

Так, например, может использоваться система сбыта продукции АО «Роса» в регионах Казахстана - формирование и функционирование представителей данной компании.

 

Безусловно, товарная стратегия предприятия  не может ограничиваться лишь выбором  рынка и определением системы  сбыта.

 

Следующим важным фактором является определение ассортимента продукции, с которым предприятия желает выйти на предполагаемый рынок.

 

Товарный ассортимент представляет собой динамичный набор номенклатурных позиций (типоразмеров, марок, моделей) продукции, пользующихся потенциальным  спросом на рынке и обеспечивающих выживаемость предприятия в длительной перспективе.

 

При формировании ассортимента предпочтение должно отдаваться такому составу товарного  ассортимента, который обеспечивает в течение продолжительного периода  постоянное превышение (или, как минимум, сбалансированности) прибыли остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия. Товарная политика может осуществляться в следующих направлениях:

 

- расширение товарной номенклатуры, за счет включения в нее  новых ассортиментных групп товаров;

 

- увеличение насыщенности товарной  номенклатуры в рамках существующих  ассортиментных групп;

 

- углубление товарной номенклатуры  за счет увеличений числа вариантов каждого товара;

 

- изменение гармоничности между  товарами в зависимости от  целей фирмы.

 

До настоящего времени товарный ассортимент АО «Роса» был представлен  тремя видами продукции: пиво, минеральная  вода и безалкогольные напитки.

 

При определении товарного ассортимента, необходимо исключить те виды продукции, которые не являются прибыльными или как в нашем случае являются не оплачиваемыми.

 

Принимая во внимание, что АО «Роса» производит пиво с 1876 года и минеральная  вода с 1995 года из местной скважины, предполагается, что наименее финансово-рискованным в плане экспорта, окажутся именно эти два товара из ассортимента продукции АО «Роса» для экспорта.

 

Этот товарный ассортимент позволит предприятию обслуживать больший  контингент потребителей и покрывать возможные убытки одного вида товара прибылью другого товара. Таким образом, предполагается наличие возможности диверсификации производства.

 

Разработка ассортиментной политики требует постоянного внимания к  изучению продукта с точки зрения жизненного цикла и принятия своевременных решений относительно внедрения новой продукции, модернизации или усовершенствования традиционных видов продукции. Ассортиментная политика направлена на оптимизацию использования технологических знаний и опыта предприятия, оптимизацию финансовых ресурсов с точки зрения рентабельности выпускаемых товаров и затрат на нововведения.

 

Помимо выбора рынка, системы сбыта, и определения товарного ассортимента необходимо так же большое внимание уделить качеству выпускаемой продукции. Качество продукции, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции. Оценка качества продукции основана на следующих концепциях:

 

- качество конструкции - отражает  уровень качества самой конструкции;

 

- качество исполнения - отражает  ту степень, в которой товары фактически удовлетворяют нужды клиентов;

 

- качество соответствия - отражает  ту степень, с которой продукция  или услуги, предоставляемые фирмой, соответствуют внутренним спецификациям. 

 

Выпускаемая продукция на АО «Роса» отвечает всем представленным параметрам оценки качества. На предприятии проводится контроль за качеством производимой продукции, постоянный анализ и на этой основе поддерживается высокий уровень качества продукции.

 

Верная организация работы стабилизирует  качество продукции и сокращает брак, увеличивает выпуск годной продукции с единицы оборудования или площади, а поскольку устранение причин брака проводится путем совершенствования технических и технологических условий, обеспечивается снижение издержек производства.

 

За весь период модернизации оборудования и реконструкции производственных цехов и непроизводственных объектов АО «Роса» были вложены инвестиции в сумме около 1,9 миллиарда тенге (таблица 2).

 

Конкурентоспособность включает в  себя большой комплекс экономических  характеристик, определяющих положение  предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие  в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы.

 

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность фирмы-производителя  продукции относятся между собой  как часть и целое. Возможность  компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

 

Суммируя все вышесказанное, определим  перечень мер, которые необходимо осуществить АО «Роса» для повышения конкурентоспособности:

 

- выявить преимущества и недостатки  товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами  и соответствующим образом использовать  эти результаты на своем предприятии;

 

- изучить мероприятия конкурентов  по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

 

- определить возможные модификации  путем повышения качественных  характеристик, таких как долговечность,  улучшение дизайна;

 

- выявить и использовать подходящие  для предприятия ценовые факторы  повышения конкурентоспособности  продукции, в том числе применяемые  фирмами-конкурентами (скидки с цены, предоставление гарантии качества);

 

- дифференциация продукции, обеспечивающая  относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, репутации фирмы производителя и др.;

 

- воздействовать непосредственно  на потребителе путем проведения  активной рекламной деятельности;

 

- увеличивать долю занимаемую  на рынке, расширения сбытовой  сети.

 

Таким образом, для успешной деятельности АО «Роса» необходимо приложить все свои возможности и средства и к тому же постараться улучшить свою конкурентную позицию на других сегментах рынка.

 

Заключение

 

 

Тема курсовой работы «Товарная  стратегия предприятия» предусматривает  углубление, конкретизацию и детализацию основополагающих аспектов деятельности предприятия в направлениях формирования его товарной структуры и многого другого, что связано с производимым продуктом или группой продуктов предприятия.

 

Разработка и осуществление  товарной стратегии требует соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличие стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошего знания рынка и характера его требований; ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых, финансовых, кадровых) в настоящее время и на перспективу.

 

Необходимо продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как:

 

- оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых продуктов с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства;

 

- темпы обновления продукции  в целом и по отдельным ее  видам с учетом ЖЦТ;

 

- соотношение новых и «старых»  изделий в программе, новых и освоенных рынков сбыта;

 

- уровень обновления товара;

Информация о работе Товарная стратегия предприятия