Торговая политика развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Проблемы внешнеторговой политики являлись предметом исследований многих авторов. Теоретически доказано, что внешнеторговая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм предполагает защиту национального производства за счет ограничений иностранной конкуренции.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………2
2.Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений:
а) Место и роль развивающихся государств в международном товарообмене……………………..3
б) Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран………………............. 4
в) Иностранный капитал в экономике развивающихся стран ……………………7
Заключение……………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Общий объем потребности  развивающихся стран в иностранном  капитале в 1996-2005 гг. оценивается Всемирным  банком в 1,5-2 трлн. долл.

Частный капитал, проникая в развивающиеся страны, идет, как  правило, в страны с динамичной, восходящей, перспективной экономикой. 80 процентов  частных инвестиций поступает всего  в 20 процентов развивающихся стран, главным образом, государства Восточной Азии и Латинской Америки. Слаборазвитые страны с отсталой экономикой и особенно с политически нестабильной обстановкой практически не привлекают предпринимателей из промышленно развитых стран.

По данным аналитиков Международного валютного фонда (МВФ) в 2005 г. в мире на официальную помощь по правительственным каналам странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было выделено 59 млрд. долл., что с поправкой на инфляцию на 3 млрд. долл. меньше, чем в 2003 г. По сравнению с 1990 г., когда государственное содействие промышленно развитых стран развивающимся странам достигло своего пика, эта цифра уменьшилась на 12 млрд. долл. При этом помощь со стороны ОЭСР составляет всего 0,3 процента их совокупного валового национального продукта (цель, поставленная ООН - 0,7 процента). 40% помощи стран ОЭСР получила Африка, 30% - Азия, 10% - Латинская Америка.

Характерно, что более  половины всей внешней помощи странам  Африки возвращается на Запад в виде процентов по долгам.

Самый большой внешний долг в 2003 г. был у Мексики - 165,7 млрд. долл. и у Бразилии - 159,1 млрд. долл. Быстрыми темпами рос внешний долг азиатских стран - Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, Индии, Филиппин. Азиатский контингент аккумулировал до половины прироста мировой внешней задолженности развивающихся стран. Это был рекордный прирост внешнего долга за всю современную историю.

Несколько замедлился прирост  внешнего долга латиноамериканских государств (3%), однако они находятся  далеко впереди других стран в  исчислении внешнего долга на душу населения (1000 долл. против 250 долл. в Азии).

Существующий долг развивающихся  стран накапливается преимущественно  за счет частных капитальных вложений. Среди стран-кредиторов первое место  занимает Япония, чьи кредиты развивающимся государствам, в первую очередь азиатским, достигли 236 млрд. долл. За ними следуют США - 147 млрд. долл. (0,15% ВНП США), причем, половина из них предоставлена латиноамериканским странам. На третьей позиции Германия, предоставившая займы на 106 млрд. долл. Немногим меньше кредитов предоставлено Францией - 103 млрд. долл. Ее должники - это, в основном, страны Африки и Азии. Эксперты ОЭСР отмечают явную тенденцию к краткосрочным займам и растущий аппетит компаний и банков Азии к такой форме кредитования.

Поскольку вернуть долг в полном объеме от многих развивающихся  стран крайне проблематично, постольку  одним из способов борьбы с задолженностью является ее списание. По некоторым  данным уже в период с 2000 г. удельный вес списания задолженности достиг 75-100% для двадцати беднейших стран.

Западные экономисты предлагают глобальные меры помощи беднейшим  странам. В их перечень входят:

- соблюдение принципов  справедливой торговли;

- концессиональная практика;

- льготы по долгам;

- распространение образования и профессиональных навыков.

По прогнозам западных экспертов основные социальные услуги в ближайшие десять лет могут  стать общедоступными для жителей  развивающихся стран. На обеспечение  этого потребуется 40 млрд. долл. Еще 40 млрд. долл. помогут полностью преодолеть бедность в мире. Общая сумма составляет 80 млрд. долл. или 0,5% мирового дохода (25 трлн. долл.), что вполне по силам современному мировому сообществу при наличии политической воли.

Что касается распространения  образования и профессиональных навыков, то в политике стран Запада по отношению к развивающимся странам это предстает в виде так называемой технической помощи. Техническая помощь включает посылку в соответствующую развивающуюся страну преподавателей начальных и средних школ и ВУЗов, материальное обеспечение учебных заведений, обучение и стажировку граждан из развивающейся страны в стране-доноре и др. При этом значительная часть средств, затрачиваемых на техническую помощь, практически даже не покидает пределов страны-донора. Совершается лишь бухгалтерская операция по перечислению определенных сумм со счетов соответствующих государственных ведомств на счета специалистов страны-донора. По некоторым данным из каждых 100 долл., израсходованных на техническую помощь, не более 20 долл. представляют собой реальные средства в иностранной валюте, поступившие в страны-получатели.

 

Заключение

 

Развивающиеся страны добились заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в третьем мире. Отсюда и межгосударственные программы помощи, активная политика кредитования, подготовки кадров со стороны международных организаций, не говоря о военных поставках. Во всяком случае, биполярный мир давал развивающимся странам определенные экономические преимущества «третьего радующегося».

Либерализация, означавшая по сути повышение роли рыночных механизмов в развитии экономики и сокращение доли собственности государства, во многом стала результатом усилий экономистов чикагской школы. Им повезло: они были услышаны в правительственных структурах, что случается далеко не всегда, а в 80-е гг. их экономические модели были реализованы в развитых индустриальных странах под названиями «рейганомика» (США) и «тетчеризм» (Великобритания и другие страны Западной Европы). В развивающихся странах их активно проводили МБРР и МВФ. Все это было многократно усилено началом экономических реформ в странах Восточной Европы.

Однако признание рыночных рычагов само по себе не способно улучшить экономику. Одно лишь изменение форм собственности не повышает эффективности производства. Более того, ослабление позиций государства при неразвитом частном предпринимательстве ведет к дезорганизации хозяйства, заметному снижению его управляемости, вялотекущему структурному кризису, инфляции и резкому расслоению общества по доходам. Сокращается поле для социального компромисса и, следовательно, для поддержания экономических реформ.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Доклад о развитии  человека 2005 / ПРООН. М.: Весь мир, 2005.

2. Кругман, П. Международная экономика: теория и политика / П. Кругман, М. Обстфельд: учеб. для вузов: пер. с англ. М.: МГУ; ЮНИТИ, 1997.

3. Мировая экономика.  Механизмы и факторы роста  / А. Е. Дайнеко [и др.]; под  ред. А. Е. Дайнеко. М.: Изд-во  деловой и учеб. лит., 2004

4. Портер, М. Конкуренция:  пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2003.

5. Приписнов, В. Основные  сдвиги в мировой хозяйственной  конъюнктуре //Мировая экономика  и междунар. отношения. 2000.

6. Фигурнова, Н. П.  Международная экономика. М.: Омега-Л, 2005.

7. При выполнении работы были использованы материалы с сайта http://Bussines/MirEcon/index.htm




Информация о работе Торговая политика развивающихся стран