Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:34, реферат
Имея длительную историю, понятие «туризм» до сих пор по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Существующие определения туризма могут быть объединены в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме.
Вице-президент Академии туризма М.Б. Биржаков полагает, что «туризм — это:
особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста;
деятельность
по организации и осуществлению (сопровожде-нию)
таких путешествий, туристская деятельность.
Туристская дея- телыюсть осуществляется
различными предприятиями индустрии туризма
и смежных отраслей».
Если
руководствоваться данными
Одно из дервых определений индустрии туризма было дано Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 г., согласно которому «индустрия туризма — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц».
Российские
специалисты в области туризма
М.Э. Немоляева и Л.Ф. Ходорков считают,
что современная индустрия
В статье 1 Федерального закона «Об основах туристской деятель-ности в Российской Федерации» предлагается следующая трактовка данного понятия: «Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен-ного питания, объектов и средств развлечения, объектов познаватель-ного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую дея-тельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
На Уругвайском раунде ГАТТ было разработано определение ту-ризма, которое включает в себя следующие виды деятельности и услуги:
деятельность туристских организаций — туроператоров и тур- агентов;
большинство
услуг пассажирского
средства размещения и питания;
рекреационные, культурные, спортивные и другие развлека-тельные услуги;
дополнительные
(вспомогательные) услуги, например услуги
гидов, организацию конгрессов, страхование,
связанные с туризмом финансовые
услуги (кредитные карточки, туристские
чеки) и вспомо-гательные службы, медицинское
обслуживание, торговлю товарами туристского
назначения и для использования туристами
(беспошлинная торговля, магазины в туристских
центрах).
Известным определением туризма является формулировка, дан-ная профессором Лейпером (Новая Зеландия) в 1979 г., в которой он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основ-ных элементов: географические элементы, туристы, туристская индустрия. Географические элементы в свою очередь подразделяются на регион, порождающий туристов, транзитный регион, регион туристской дестинации. Под дестинацией в учебном пособии подразумевается территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.
Туризм
часто рассматривается как
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное мнение. Но, несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди ученых и специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».
Такое огромное количество различных точек зрения на осново-полагающие понятия, характеризующие туризм, делают понятной и обоснованной точку зрения исследовательской группы Института туризма Валенсийского политехнического университета обозначить термином «туризм» туристскую деятельность в целом, поскольку серия терминов — индустрия туризма, туристский сектор, туристская дея-тельность — имеет один и тот же смысл и не существует четкой кон-цепции каждого из этих понятий.
Таким образом, одномерно охарактеризовать туризм невозмож-но, нельзя абсолютизировать ни один из его структурных аспектов. Вице-президент Академии туризма РФ В.И. Азар дал следующее определение туризма: «Туризм — это большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом».
Для современного развития экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование различных межотраслевых комплексов. К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.
Это утверждение можно продемонстрировать следующим образом. Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и таким образом финансируя туристскую индустрию.
Производители
туристских работ, услуг и товаров
формируют туристское предложение.
Они приобретают
Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) требует больших капитальных вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации (отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.).
Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная дея-тельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким об-разом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирова-ние инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной по-мощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристских услуг.
Индустрия туризма должна рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетво-рение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.
Переход
к рыночной экономике в России
сопровождался возникновением целого
ряда новых экономических процессов
и появлением в теории и практике
хозяйствования категорий, которые ранее
не имели широкого распространения. Туристский
рынок стал рассматриваться как экономическая
категория, выражающая совокупность социально-экономических
процессов и отношений в сфере маркетинговых
исследований, производства, обмена и
распределения между производителями
и потребителями туристских услуг. В этих
условиях объективно возникла необходимость
анализа современных тенденций развития
как мирового, так и российского туристских
рынков, выявления проблем их функционирования.
Классификация туристов
В качестве
примера рассмотрим классификацию
западногерманского исследователя
Г. Гана, который различает 6 основных
типов туристов ( каждая группа названа
по начальной букве
- S-тип (с нем. –солнце, песчаный пляж, море) – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми.
- F-тип (с нем.- отпускник предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) – турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, калейдоскоп событий и флирт; он будет проводить свой отпуск там, где что-то происходит, так как «медленное прожаривание на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста – «общество, удовольствие, смена впечатлений».
- W-1-тип
(с нем. любитель лесных
- W-2-тип
– скорее спортсмен, чем
- А-тип (с нем. - приключение) – любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в необычных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста.
-В-тип
(с нем. – образование и
Еще одну интересную классификацию предлагает Кабушкин Н.И. в своей книге «Менеджмент туризма».
Всех туристов он классифицирует по следующим признакам:
- в зависимости от их активности;
- в зависимости от стиля жизни.