Туризм как отрасль сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:34, реферат

Краткое описание

Имея длительную историю, понятие «туризм» до сих пор по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Существующие определения туризма могут быть объединены в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме.

Вложенные файлы: 1 файл

Туризм как отрасль сферы услуг.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Вице-президент  Академии туризма М.Б. Биржаков полагает, что «туризм — это:

особый  массовый род путешествий с четко  определенными целями туризма, совершаемых  собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста;

деятельность  по организации и осуществлению (сопровожде-нию) таких путешествий, туристская деятельность. Туристская дея- телыюсть осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей». 

Если  руководствоваться данными определениями  туризма, то очень сложно сформулировать отличия между такими понятиями, как «туризм», «туристская деятельность» и «туристская индустрия».

Одно  из дервых определений индустрии  туризма было дано Конференцией ООН  по торговле и развитию в 1971 г., согласно которому «индустрия туризма — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц».

Российские  специалисты в области туризма  М.Э. Немоляева и Л.Ф. Ходорков считают, что современная индустрия туризма — это группа производств, обеспечивающих удовлетворение потребностей при временном перемещении людей с любой целью, кроме занятий профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемой стране.

В статье 1 Федерального закона «Об основах  туристской деятель-ности в Российской Федерации» предлагается следующая трактовка данного понятия: «Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен-ного питания, объектов и средств развлечения, объектов познаватель-ного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую дея-тельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».

На Уругвайском  раунде ГАТТ было разработано определение ту-ризма, которое включает в себя следующие виды деятельности и услуги:

деятельность  туристских организаций — туроператоров  и тур- агентов;

большинство услуг пассажирского транспорта, включая аренду автомобилей и  использование транспорта для экскурсий;

средства  размещения и питания;

рекреационные, культурные, спортивные и другие развлека-тельные  услуги;

дополнительные (вспомогательные) услуги, например услуги гидов, организацию конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги (кредитные карточки, туристские чеки) и вспомо-гательные службы, медицинское обслуживание, торговлю товарами туристского назначения и для использования туристами (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах). 

Известным определением туризма является формулировка, дан-ная профессором Лейпером (Новая Зеландия) в 1979 г., в которой он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основ-ных элементов: географические элементы, туристы, туристская индустрия. Географические элементы в свою очередь подразделяются на регион, порождающий туристов, транзитный регион, регион туристской дестинации. Под дестинацией в учебном пособии подразумевается территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.

Туризм  часто рассматривается как многомерное  и многоликое понятие, что находит  отражение в следующем определении: «Туризм является одновременно и  видом деятельности, и формой рекреации, и отраслью национальной экономики, и способом проведения досуга, и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом».

В научной  литературе по вопросам туризма отсутствует  однозначное мнение. Но, несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди ученых и специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».

Такое огромное количество различных точек  зрения на осново-полагающие понятия, характеризующие туризм, делают понятной и обоснованной точку зрения исследовательской группы Института туризма Валенсийского политехнического университета обозначить термином «туризм» туристскую деятельность в целом, поскольку серия терминов — индустрия туризма, туристский сектор, туристская дея-тельность — имеет один и тот же смысл и не существует четкой кон-цепции каждого из этих понятий.

Таким образом, одномерно охарактеризовать туризм невозмож-но, нельзя абсолютизировать ни один из его структурных аспектов. Вице-президент Академии туризма РФ В.И. Азар дал следующее определение туризма: «Туризм — это большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом».

Для современного развития экономики характерно не столько  развитие обособленных отраслей, сколько  функционирование различных межотраслевых  комплексов. К туризму следует  подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.

Это утверждение можно продемонстрировать следующим образом. Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и таким образом финансируя туристскую индустрию.

Производители туристских работ, услуг и товаров  формируют туристское предложение. Они приобретают производственные ресур-сы (персонал, землю, капитал), комбинируют  их в процессе производства туристского  продукта и реализуют его потребителям (туристам), получая доход от продаж.

Развитие  индустрии туризма (строительство  дорог, гостиничных и курортных  комплексов, обустройство новых рекреационных  территорий) требует больших капитальных  вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации (отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.).

Рост  объемов производства в индустрии  туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается  инвестиционная дея-тельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким об-разом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирова-ние инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной по-мощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристских услуг.

Индустрия туризма должна рассматриваться  как экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетво-рение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.

Переход к рыночной экономике в России сопровождался возникновением целого ряда новых экономических процессов  и появлением в теории и практике хозяйствования категорий, которые ранее не имели широкого распространения. Туристский рынок стал рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере маркетинговых исследований, производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг. В этих условиях объективно возникла необходимость анализа современных тенденций развития как мирового, так и российского туристских рынков, выявления проблем их функционирования. 
 
 
 
 
 
 

Классификация туристов

В качестве примера рассмотрим классификацию  западногерманского исследователя  Г. Гана, который различает 6 основных типов туристов ( каждая группа названа  по начальной букве соответствующего ей наименования.):

- S-тип  (с нем. –солнце, песчаный пляж, море) – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми.

- F-тип  (с нем.- отпускник предпочитающий  поездки на дальние расстояния и флирт) – турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, калейдоскоп событий и флирт; он будет проводить свой отпуск там, где что-то происходит, так как «медленное прожаривание на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста – «общество, удовольствие, смена впечатлений».

- W-1-тип  (с нем. любитель лесных прогулок  и походов) – отпускник, предпочитающий  активный отдых, пешие походы  и т.п. Физическая активность  на свежем воздухе независимо  от погоды – вот его кредо.  На отдыхе стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается.

- W-2-тип  – скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и высокие  нагрузки, вплоть до экстремальных.  При выборе тура и турцентра  доминирует такой критерий, как «наличие условий для занятий хобби». Такие критерии, как «ландшафт, культура, история» - вторичны ( например, страстный альпинист, летчик - любитель и т.д).

- А-тип  (с нем. - приключение) – любитель  приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в необычных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста.

-В-тип  (с нем. – образование и осмотр  достопримечательностей) – любознательные  туристы. Данная группа разделяется  на три подгруппы: а) «эксперты», коллекционирующие посещаемые ими достопримечательности; б) « эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства.[3,c.25]

Еще одну интересную классификацию предлагает Кабушкин Н.И. в своей книге «Менеджмент туризма».

Всех  туристов он классифицирует по следующим  признакам:

- в зависимости  от их активности;

- в зависимости  от стиля жизни.

Информация о работе Туризм как отрасль сферы услуг