Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:36, реферат
Цель данной статьи осветить темную комнату российского маркетинга. В ней чаще всего кроются самые большие резервы увеличения продаж. Название комнаты управление каналом сбыта или просто управление каналом (от англ. channel management ). Внимательно рассмотреть интерьер этой комнаты будет интересно, прежде всего, производителям (как потребительских, так и промышленных товаров), а также дистрибьюторам.
Управление каналом сбыта
Цель данной статьи осветить
темную комнату российского
Мы последовательно ответим
на 5 ключевых вопросов управления каналом:
1. Что такое канал сбыта, какие
бывают каналы и зачем ими
управлять?
2. Зачем нужна полнаяси как ее получить?
3. Как формулируются задачи в управлении каналом и как организовать управление каналом в компании?
4. На кого и как
следует воздействовать для
5. Сколько стоит организовать
и поддерживать управление
Итак, добро пожаловать.
Вопрос 1. Что такое канал сбыта, какие бывают каналы и зачем ими управлять?
К каналам сбыта относятся все места, в которых продается (оптом или в розницу) или могла бы продаваться ваша продукция. Каналы можно разделить на дистрибьюторские, оптовые, розничные, корпоративные и нерегулярные. Разберем терминологию.
К дистрибьюторскому каналу относ
К оптовому каналу относятся компании, закупающие товар у дистрибьюторов и продающие его как другим оптовикам, так и розничным, а также корпоративным клиентам. Интересно, что в России нередка путаница при разделении дистрибьюторского и оптового канала. Главный критерий, отличающий оптовика у дистрибьютора, состоит в том, что оптовик не закупает товар напрямую у производителя.
К розничному каналу относятся все компании, которые продают товар конечному потребителю. К этому каналу также относятся интернет-магазины, хотя в ряде стран Западной Европы, а также США этот канал выделяется как отдельный, по причине большого удельного веса оборотов через него.
К корпоративному каналу относятся компании, закупающие товар у производителей, дистрибьюторов, оптовиков, а также в розницу для удовлетворения своих потребностей.
К нерегулярному каналу относятся компании, совершающие разовые закупки в одном из других вышеперечисленных каналов. Нерегулярный канал нередко объединяют с корпоративным.
Пример 1:
Компания Sony поставляет свои цифровые
фотокамеры:
(а) в дистрибьюторский канал (например, в компании «Алион и BLADE», которые являются авторизованными дистрибьюторами Sony, и продают закупленный товар своим клиентам — оптовым и розничным компаниям);
(б) в розничный канал (
(в) в корпоративный канал
(также напрямую, минуя дистрибьюторов,
продавая свои цифровые
(г) в нерегулярный канал (
Озадачиваться управлением своими каналами сбыта приходится производителям, дистрибьюторам и оптовикам. В дальнейшем мы опустим проблемы оптовиков как исчезающего звена в товаропроводящей цепочке и остановимся на задачах производителей и дистрибьюторов.
Проиллюстрируем необходимость осмысленного управления каналом на следующем примере.
Пример 2:
Компания «Птицеторг» (название изменено)
— производитель бройлерных цыплят и
субпродуктов из курицы. Канал сбыта компании
складывался стихийно — кого-то из клиентов
привели менеджеры «с базой», кто-то из
клиентов сам пришел по рекламе, несколько
крупных сетевых розничных игроков обеспечил
коммерческий директор. Дифференцированный
подход к разным группам клиентов отсутствовал,
никаких ограничений по клиентам также
не было — компания была готова отгрузить
товар любому, кто платил деньги. В результате
ряда факторов (личные связи, откатные
схемы и пр.) небольшой оптовик, развозивший
товар по подмосковным рынкам мог получить
лучшие условия по ценам и отсрочке платежа,
чем «Перекресток». При этом, за счет высокого
качества продукции и больших вложений
в рекламу, продажи «Птицеторга» быстро
росли. Однако, через некоторое время отсутствие
системы управления каналами сбыта повергло
компанию в глубокий кризис. Сначала находчивый
оптовик, получивший очень выгодные условия
у одного из продающих менеджеров, начал
сам предлагать продукцию «Птицеторга»
в московские сети супермаркетов. В результате
это привело к тому, что «Седьмой континент»,
«Перекресток» и еще ряд сетевых супермаркетов
вообще отказались от продукции «Птицеторга».
В этот момент коммерческого директора
и нескольких ключевых менеджеров по продажам
переманили конкуренты. Это событие, вкупе
с отказом сетевых супермаркетов работать
с «Птицеторгом», привело к быстрому краху
всей системы продаж. После этого всю систему
пришлось выстраивать заново, пережив
кризис перепроизводства и еще массу неприятных
вещей. Но к настоящему времени компании
удалось создать управляемый канал сбыта,
все действия в котором происходят по
предсказуемым правилам, что гарантирует
невозможность повторения минувшего кризиса.
Итак, из данного примера видно, что торговая компания, претендующая на то, чтобы быть успешной должна, как минимум:
(а) разделять всех своих
(б) иметь работающую и
(в) жестко пресекать
Менее очевидным является тезис о том, что и дистрибьютор, и, в особенности, производитель должен иметь полную картину движения товара после его отгрузки со склада. Согласно проведенным нами исследованиям, более 80% производителей и почти 100% дистрибьюторов не обладают полной информацией о том, где можно купить их товар в опт или в розницу в каждом российском регионе. В то же время обладание такой картиной дает мощнейшие конкурентные преимущества тому, кто ей обладает. Этот вопрос настолько важен, что рассмотрим его в отдельности.
Вопрос 2. Зачем нужна полная информация о движении товара внутри товаропроводящей сети и как ее получить?
Начнем с первой части вопроса — о целесообразности тратить зачастую немалые средства на получение данной информации. И сразу разберем еще один пример.
Пример 3:
Компания «Диджитион» (название вымышленное)
— эксклюзивный дистрибьютор фототехники
Mustang (название вымышленное) в России. Изначально
компания продавала продукцию Mustang всем
дилерам, желавшим ее купить, при этом
развитие дилерской сети специально под
Mustang не происходило (т.е. фототехнику под
данным брендом покупали, прежде всего,
постоянные клиенты «Диджитиона»). Специфика
клиентской базы «Диджитиона» состояла
в том, что около 70% ее дилеров являлись
оптовиками или смешанными оптово-розничными
компаниями. Через год выяснилось, что
объемы продаж Mustang оказались почти в 2,5
раза меньше планируемых. У «Диджитиона»
появился реальный риск потерять право
эксклюзивной дистрибуции.
Было принято решение
В результате, с большинством крупнейших игроков, уже имевших в своем ассортименте Mustang, была выстроена прямая работа, позволившая значительно расширить ассортимент и предложить коммерческие условия, необходимые для розницы, которые не могли дать перекупщики. Компаниям, не имевшим в своем ассортименте продукцию Mustang, также были направлены предложения о сотрудничестве, базировавшиеся на анализе данных об их ассортиментной политике.
За год работы по данной схеме продажи Mustang увеличились почти в 5 раз, а «Диджитион» сохранил за собой статус эксклюзивного дистрибьютора данного бренда в России.
Данные пример иллюстрирует простой факт — невозможно эффективно продвигать товар, не имея полной картины рыночной ситуации. К сожалению, многие дистрибьюторы, добавляя в свой ассортимент новый стратегически важный для себя бренд, надеются на «авось» — «товар качественный, коммерческие условия хорошие — значит, само продастся». Производители же зачастую склонны перекладывать тяготы выстраивания канала распределения и продвижения продукции на своих дистрибьюторов по принципу «мы им статус дали, 30 дней отсрочки дали, маркетинговый бюджет дали — пусть теперь крутятся как хотят». Оба этих подхода чаще всего оказываются нерезультативными.
Не менее важной является вторая составляющая рассматриваемого нами вопроса — как собирать информацию о движении товара. Путей несколько:
Единственно правильного ответа не существует — многие успешно работающие компании используют все 3 способа, четко разделяя информационные зоны.
Рассмотрев ряд частных
Вопрос 3. Как формулируются задачи в управлении каналом и как организовать управление каналом в компании?
Итак, вендор или дистрибьютор принял решение выстроить единую и непротиворечивую систему управления каналами сбыта. Каков должен быть алгоритм организации данной функции внутри компании? Рассмотрим наиболее общий подход:
Изложив базовый алгоритм организации
функции управления каналом внутри
компании, углубимся внутрь проблемы
воздействия на канал для того,
чтобы определить на кого и посредством
каких маркетинговых