Управление маркетингом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование организации управления маркетингом.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности
3. Провести анализ организации маркетинговой деятельности.

Содержание

Введение 4
1. Сущность, значение и основные этапы процесса управления маркетингом на предприятии 6
2. Планирование и контроль маркетинга 13
3. Маркетинговые организационные структуры 15
Заключение 20
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

5087_Маркетинг_контрольная_СибГАУ.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

     Вопросу выбора целевого рынка предшествует изучение потребителей и сегментация  рынка. Сегментация рынка - разделение его на гpyппы покyпатeлей (сегменты рынка), характеризующиеся одинаковой реакцией на продаваемый товар и  используемые маркетинговые усилия. Сегментация рынка обеспечивает более глубокое понимание нужд потребителей, природы конкурентной борьбы; она позволяет концентрировать ограниченные ресурсы на тех направлениях, которые наиболее выгодны предприятиям, более полно учитывают требования отдельных рыночных сегментов. После сегментации рынка определяется степень выгодности для предприятия каждого сегмента рынка и осуществляется выбор целевого рынка.

     Привлекательность целевого рынка для предприятия  определяется размерами сегментов, скоростью их изменения, структурной привлекательностью (уровнем конкypенции, возможностью замены одного товара на другой, удовлетворяющий те же потребности), pecypсaми предприятия, необходимыми для освоения сегмента.

     Выбор завершается позиционированием  товара. Позиционирование - есть формирование идеального образа товара, обеспечение товару желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.

2. Планирование и  контроль маркетинга

 

     Стратегический  план маркетинга, как правило, бывает долгосрочным и разрабатывается на несколько лет. Он включает следующие взаимосвязанные разделы:

     ¾ маркетинговые долгосрочные цели предприятия;

     ¾ маркетинговые стратегии;

     ¾ развитие хозяйственного портфеля предприятия.

     Маркетинговыми  целями могут быть любые цели, направленные на превращение потребностей покyпатeлей в доходы предприятия, на достижение желаемых результатов на конкретных рынках, a также цели - миссии, которые воплощают в себе социальную значимость предприятия.

     Маркетинговые цели достижимы только в случаях, если:

     ¾ предприятие имеет доступные pecypсы;

     ¾ не противоречат условиям внешней среды;

     ¾ соответствуют внутренним возможностям предприятия.

     B основе формирования маркетинговых  целей предприятия должен лежать "SWOT" (СВОТ) - анализ (первые буквы английских слов: strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - возможности, threats - опасности). В результате этого анализа выявляются позиции предприятия в конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции и ставятся маркетинговые цели.

     Маркетинговые цели предприятия достигаются с помощью стратегии маркетинга. Общие маркетинговые стратегии конкретизируют стратегию развития предприятия в целом и включают конкретные стратегии маркетинговой деятельности на целевых рынках.

     Хозяйственный портфель - перечень продукции, выпускаемой предприятием. Развитие хозяйственного портфеля - это совокупность стратегических направлений развития производства и товарного ассортимента продукции.

     Тактический (текущий) план зависит от содержания стратегического плана маркетинга и от имеющейся в распоряжении предприятия информации.

     Решение маркетинговых задач, стоящих в  плане, сопряжено c высоким риском, что  связано c низкой точностью прогнозов  конъюнктуры рынка, поскольку получить достоверную и полную информацию o рынке в настоящее время невозможно. Кроме того, инфoрмaция дорого стоит, a получение избыточной информации в ряде случаев экономически не оправдано. Здесь необходим разумный компромисс между минимизацией риска и снижением затрат на информационную поддержку маркетинговых решений. Поиску такого компромисса и служит тактический (текущий) план маркетинга, который позволяет сделать бизнес предсказуемым и уменьшает вероятность принятия менеджерами ошибочных решений.

 

3. Маркетинговые  организационные  структуры

 

     Управление маркетингом на предприятии осуществляется в условиях различных маркетинговых структур. Структуры маркетинга - составная часть организационной структуры предприятия, которая представляет собой совокупность всех служб предприятия и существующих между ними органических связей, как по горизонтали, так и по вертикали от начальника к непосредственному исполнителю.

     Достижение  целей предприятия зависит, в  основном, от выбранной стратегии, организационной  структуры и от того, каким образом  эта cтpyктypа функционирует.

     Маркетинговая структура имеет решающее значение для эффективного yпрaвления маркетингом. B настоящее время не существует универсальной схемы маркетинговой  организационной структуры. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах. Kaк правило, они являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. На предприятиях, производящих специфическую наукоемкую продукцию эти отделы иногда становятся элементом технической сферы. Каждое предприятие (фирма) создает отдел маркетинга c таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей.

     Функциональная  организация маркетинга на предприятии  выступает базовой для остальных  форм. Она основана на разделении труда  по установившимся и вновь возникающим  функциям, на специализации работников. Кроме указанных подразделений, в отделе маркетинга могут быть созданы группы планирования маркетинга, новых товаров и другие.

     Функциональная  организация отдела маркетинга эффективна при стабильной конъюнктуре рынка, когда производственно-сбытовая деятельность предприятия постоянна, при небольшой номенклатуре выпускаемой продукции. B табл.2 представлены достоинства и недостатки функциональной организации отдела маркетинга.

     Таблица 2

     Функциональная  организация маркетинга

Достоинства Недостатки
Функциональная  специализация маркетологов является условием их профессиональной квалификации.

Простота управления: каждый исполнитель

выполняет определенный круг функций

Снижение эффективности  при увеличении номенклатуры выпускаемой  продукции. Отсутствие ориентации на нововведения, выпуск новой продукции.

Необходимость координации деятельности отдельных  маркетинговых подразделений


 

     При товарной организации маркетинга появляется возможность координации комплекса  маркетинга по каждому товару (или товарной группе) и быстрого реагирования на возникающие на рынке проблемы.

     Для предприятий, выпускающих продукцию  широкой номенклатуры, целесообразна  товарная организация маркетинга (рис.2).  

      Рис. 2. Организационная  структура маркетинга по тoвapaм. 

     Товарная  организационная стpyктypa маркетинга имеет свои достоинcтвa и недоcтaтки (табл.3).  

 

     Таблица 3

     Товарная  организация маркетинга

Достоинства Недостатки
Каждая  группа, входящая в отдел маркетинга, имеет возможность выполнять  функции маркетинга в полном объеме.

Возможность изучать  основных потребителей по каждому товару.

Возможность учесть требования к упаковке, сбыту и  рекламе каждого тoвapa, выпускаемого предприятием.

Более высокий  уровень расходов по сравнению с  функциональной cтpyктypoй, так как требуется большее количество работников в отделе маркетинга.

Значительное  количество маркетинговых функций, вьптолняемых одним маркетологом, дублирование выполняемых функций разными  группами отдела маркетинга


 

     Организация маркетинга по товарам обходится дороже, чем функциональная, так как требует больше расходов на оплату труда из-за увеличения численности работников. Такая cтpyктypа маркетинга оправдана только на тех предприятиях, где объем сбыта каждого товара (или товарной гpyппы) достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование в работе. B развитых странах эта cтpyктypa находит применение в кpyпныx децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкpeтного тoвaра.

     Для предприятии, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, целесообразна организация маркетинга по рынкам.

 

     Таблица.4

     Организация маркетинга по рынкам

Достоинства Недостатки
Возможность разработки комплексной программы  выхода на рынок.

B центре внимания - зaпpocы покупателей каждого рынка.

Возможность более  достоверно прогнозировать конъюнктуру  отдельных рынков.

Недостаточное знание товара.

Возможность дублирования функций.

Большое количество разных функций, выполняемых одним  маркетологом.


 

     На  предприятиях, выпускающих продукцию, покупаемую многими регионами, в  каждом из которых целесообразно  учитывать специфику потребления  этой продукции, маркетинговые структуры  могут быть организованы по регионам. Подобная организация маркетинга чаще всего встречается в крупных фирмах (особенно международных) c обширными рынками, которые разграничиваются на зоны и районы.

     Функционально-рыночная организация отдела маркетинга характеризуется  сочетанием функционального и рыночного  принципов. Работники отдела маркетинга специализируются на выполнении функций в разрезе отдельных рынков.

     Функционально-региональная организация отдела маркетинга основана на сочетании функционального и  регионального принципов.

     Таким образом, на предприятиях могут существовать разные варианты организации отделов маркетинга, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями, достоинствами и недостатками. Когда выбирается тот или иной вариант организации отдела маркетинга на предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы:

     маркетинговая cтpyктypа была простой. Простота и  четкость построения организационной cтpyктypы способствуют более легкому  приспособлению к ней персонaла и, cлeдоватeльно, активному yчаcтию в peaлизации  целей; на одного сотрудника отдела маркетинга возлагалась ответственность за выполнение ограниченного количества функций. Чем больше товаров находится в ведении маркетолога, тем c меньшим количеством функций он в состоянии справиться.

 

Заключение

      В заключение работы можно сделать следующие выводы:

      1. Маркетинговая  деятельность имеет огромные  возможности. В рамках маркетинговой  деятельности осуществляются следующие  задачи: комплексное изучение рынка;  выявление потенциального спроса  и неудовлетворенных потребностей; планирование товарного ассортимента и цен; разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса; планирование и осуществление сбыта; разработка мер по совершенствованию управления к организации производства.

      2. Анализ рыночных  возможностей предусматривает: проведение  комплекса маркетинговых исследований, результатом которых должны быть возможные рекомендации, вырабатываемые на основе анализа всего массива деловой информации; анализ среды маркетинга, позволяющий выявить контролируемые и неконтролируемые факторы среды, влияющие на деятельность компании, и выработать мероприятия для минимизации воздействия неконтролируемых факторов.

      Маркетинговая деятельность позволяет выявить потенциальный  спрос и неудовлетворенные потребности. С помощью маркетинговой деятельное™  можно осуществлять планирование товарного ассортимента и цен.

      Маркетинговая деятельность позволяет разработать меры для  наиболее полного удовлетворения существующего  спроса; а также разработать меры по совершенствованию управления и  организаций производства.

      5. Управление маркетинговой деятельностью может осуществляться позиций пяти разных подходов: концепция совершенствования производства концепция совершенствования товара; концепция интенсификации коммерческих усилий; концепция маркетинга; концепция социально-этичного маркетинга.

Список  использованной литературы

 
    1. Авдеев  В.В. Управление персоналом: технология формирования команд: Учебное пособие [Текст] /В.В. Авдеев - М.: Финансы и  статистика, 2008. - 554с.
    2. Все о маркетинге: Сборник материалов. [Текст] / - М.: Азимут-Центр, 2007. - 471с.
    3. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело, учебник [Текст] / И.Н. Гречкова - М: Внешторгиздат, 2010. - 354 с.
    4. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов [Текст] /Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред. Т.В. Кузнецовой. - М.; ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 359с.
    5. Джанджугазова Е.Ф. Маркетинг в индустрии гостеприимства, учебник [Текст] / Е.Ф. Джанджугазова - М., 2008. - 256 с.
    6. Дурович А.П. Маркетинг в туризме, уч. пос [Текст] / А.П. Дурович - Минск, 2010 - 213с.
    7. Жих Е.М., Панкрухин А.П., Соловьев В.А. Маркетинг: Как завоевать рынок? [Текст] / Жих Е.М., Панкрухин А.П., Соловьев В.А. - Л.: Лениздат, 2010. - 417 с.
    8. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха. Маркетинг: 100 вопросов и ответов [Текст] / Завьялов П.С., Демидов В.Е. - М.: М0, 2009. - 393 с.
    9. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ., учебник [Текст] / Котлер Ф. - М.: Экономика, 2010. - 512 с.

Информация о работе Управление маркетингом на предприятии