- ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ
Первый этап развития менеджмента
начался в начале двадцатого столетия
и связан с учением Ф.Тейлора после публикации
его книги "Принципы научного управления",
в которой он впервые рассмотрел научные
подходы и принципы построения системы
управления. Используя систему управления,
разработанную Ф.Тейлором, американские
фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали
ее практическую значимость и влияние
на развитие экономики. Однако системный
анализ предложенной Ф. Тейлором модели
управления показал, что эта система Тейлора
пока нашла ограниченное применение вследствие
непонимания ее сути рыночными структурами,
фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора
чуть позже появляются научные работы
по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента
связан с новыми подходами в развитии
учения о менеджменте, на основе учения
Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами.
Появится и апробируется на практике так
называемая классическая (административная)
школа управления, родоначальниками которой
стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун.
В частности, А. Файоль впервые предложили
новую теорию менеджмента, раскрывающую
его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента
стал называться "неоклассическим",
нарождается и начинает развиваться школа
"человеческих отношений", развитие
которой связано с именами ученых А. Файоля,
Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе
апрбируется социологическая концепция
групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента
относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы
происходит эволюция управленческой мысли,
которая направлена на развитие теории
организации менеджмента на основе достижений
психологической и социологической наук,
оказывающих решающее воздействие на
человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой
мысли отличается от всех предыдущих тем,
что происходит становление современных
количественных методов обоснования управленческих
решений под воздействием широкого использования
в практике экономико-математических
методов и электронно-вычислительной
техники. Этот процесс успешно развивается
по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые
обосновал свою теорию и доказал, что отношение
менеджера к своим подчиненным существенно
влияет на их поведение и на рабочий климат
в организации. В теории "X" - утверждение
приоритета контролирующего менеджера,
в теории "У" - принцип распределения
объективности. (Годы развития этой концепции
– 1950 – 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента
можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными
– управленцами вырабатываются новые
подходы в развитии теории управления,
смысл которых сводится к тому, что организация
– это открытая система, приспосабливающаяся
к внутренней среде (организации) нужно
искать во внешней среде. Исходя из такого
посыла происходили установления взаимосвязей
между типами сред и различными моделями
управления. К этому периоду относятся
теории: "стратегического менеджмента"
И. Ансоффа, "теория властных структур
между организациями" Г. Саланчика,
"конкретной стратегии, конкурентоспособности,
потребительских качеств продукции и
ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые
ознаменовались появлением новых подвидов
в управлений, неожиданным для многих
открытием "организационной структуры"
как мощного механизма управления, особенно
успешно использованного Японией и другими
странами, с важнейшими по силе воздействия
управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента
относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются
три основные тенденции:
· возврат к прошлому - осознание значения
материальной, технической базы современного
производства;
· создание социальных поведенческих
элементов - это усиление внимания не только
к организационной культуре, но и к различным
формам демократизации управления, участие
рядовых работников в прибылях, в осуществлении
управленческих функций в других сферах
деятельности;
· усиление международного характера
управления. Переход многих стран к открытой
экономике, участие в конкурентной борьбе,
организации современной деятельности.
По мнению М. Мескона и других, за всю историю
эволюции систем управления человечество
выработало всего три принципиально различных
инструмента управления, т.е. воздействия
на людей.
Иерархия – это организация, где основное
средство воздействия отношения власть
– подчинение, давление на человека сверху
с помощью принуждения, контроля над распределением
материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые
обществом организации, групповые ценности,
социальные нормы, установки, шаблоны
поведения, ритуалы, которые заставляют
человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных
отношений по горизонтали, основанных
на купле-продаже продукции и услуг, на
отношениях собственности, на равновесии
интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента
формировались соответствующие школы
управления. М. Мескон выделяет четыре
такие школы, в которых показаны методы
и принципы их формирования.
1.1 Персонал в рамках
концепции школы научного
управления: Фредерик
Тейлор, Фрэнк и Лилия
Гилберт
Наука «управление персоналом» начала
формироваться на стыке XIX и XX веков. 100
лет – это внушительный отрезок времени
для того, чтобы успела сформироваться
не только теория, но и практика.
Теоретической основой для данного научного
процесса послужила школа научного управления,
в рамках которой и исследовались многие
вопросы, которые сегодня принято относить
к системе управления персоналом. Дальнейшее
развитие науки управления персоналом
вплоть до середины 1980-х годов было неразрывно
связано с процессом эволюции основных
теорий менеджмента, а само управление
персоналом рассматривалось в качестве
одной из функций общего менеджмента.
Сегодня все больше и больше авторов склоняются
к тому, что управление персоналом - это
скорее не функция менеджмента, а самостоятельная
управленческая система особого типа.
Однако вернемся к школе научного управления.
Толчком к развитию научной мысли о процессах
управления послужила так называемая
«Пятая управленческая революция» (конец
XIX - начало XX в.).
Основными результатами революции явились:
1) формирование крупных иерархических
структур;
2) разделение управленческого труда;
3) введение норм и стандартов;
4) установление должностных обязанностей
и ответственности класса управленцев.
В этих достаточно непростых условиях
и сложилась первая «серьезная» школа
менеджмента - школа
научного управления.
Идеологом и родоначальником данной школы
является Фредерик
Тейлор. В основу своей теории научного
управления Тейлор заложил три принципиальных
положения: рационально-организованный
труд рабочих; наличие формальной структуры
организации; поиск механизмов сотрудничества
управляющего и управляемого.
Максимальный уровень производительности
труда рабочих - вот основной объект исследования
и цель Тейлора, для достижения которой
он разработал оптимальные методы выполнения
трудовых операций. По сути, управление
персоналом, по Тейлору, сводится к управлению
трудом рабочих с целью максимизации его
производительности исключительно на
основе ускорения и совершенствования
производственно-технического процесса.
В этих условиях система заработной платы
приняла строго индивидуальный, дифференцированный
характер в зависимости от выполнения
установленных норм (система прямой сдельщины).
Именно эта сторона учения Тейлора нашла
широкое применение на промышленных предприятиях.
Положение же о сотрудничестве между администрацией
и рабочими и равномерное распределение
ответственности между ними, как отмечал
сам Тейлор, достигнуты не были.
Значительный вклад в становление школы
научного управления внесли также Фрэнк
и Лилия Гилбрет,
которые в начале 1900-х гг. начали изучать
рабочие операции, используя кинокамеру
и микрохронометр.
Важным вкладом этой школы в теорию управления
персоналом было систематическое использование
технологий стимулирования с целью обеспечения
заинтересованности работников в повышении
производительности их трудовой деятельности.
Основные идеи представителей данной
школы менеджмента относительно управления
персоналом в комплексном виде представлены
в общих принципах
управления, сформулированных Тейлором:
1) разработка оптимальных методов осуществления
работы на базе научного изучения затрат
времени, миграций, усилий и других факторов;
2) строгое соблюдение утвержденных стандартов;
3) работник должен работать на том рабочем
месте, где он будет приносить наибольшую
пользу;
4) оплата труда напрямую зависит от результатов
деятельности рабочих;
5) привлечение к управлению профессиональных
менеджеров, осуществляющих контроль
по специализированным направлениям;
6) формирование исключительно дружеских
и вместе с тем профессиональных отношений
между менеджерами и рабочими.
ИТОГ
: теорию научного управления можно
считать переломным этапом, благодаря
которому начали четко прорисовываться
многие аспекты управления
персоналом: подбор квалифицированных
кадров, формирование дружеских отношений
в коллективе, нормирование труда и многое
другое.
1.2
Персонал в рамках концепции
административной (классической)
школы управления: Анри
Файоль, Макс Вебер
Основоположником административной (классической)
школы управления является
французский социолог
Анри Файоль, которого
иногда называют отцом
менеджмента. Сторонники
этой теории рассматривали
организацию с точки
зрения широкой перспективы,
пытаясь определить
ее общие характеристики
и закономерности, но
при этом не очень заботились
о социальных аспектах
управления, в том числе
и управления кадрами.
Целью классической
школы управления было
создание функций и
принципов управления,
использование которых,
по мнению ее сторонников,
должно привести организацию
к успеху.
Главный вклад Файоля
в теорию управления
заключается в том, что
он рассмотрел управление
как универсальный процесс,
состоящий из следующих
обязательных и взаимосвязанных
функций: планирования,
организации, распорядительства,
координации и контроля.
Безусловно, данные
функции без особых
проблем можно отнести
и к системе управления
персоналом. В управлении
персоналом они могут
выглядеть, например,
так: кадровое планирование
и маркетинг персонала;
организация найма,
адаптации, обучения,
профессионального
продвижения и высвобождения
персонала; распорядительство
на уровне директора
службы по управлению
персоналом; координация
деятельности всех компонентов
системы управления
персоналом; контроль
за оценкой эффективности
работы по управлению
персоналом.
Кроме функций управления,
Файоль разработал 14
принципов управления.
Считая предложенные
им принципы универсальными,
Файоль тем не менее
полагал, что их применение
на практике должно
носить гибкий характер,
в зависимости от ситуации,
в которой осуществляется
управление.
Кратко представим данные
принципы.
1. Разделение труда,
улучшающее качество
труда и повышающее
квалификацию персонала.
2. Власть, означающая
то, что кто-то должен
обладать правом отдавать
команды и нести ответственность
за результаты.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства,
объясняемое тем, что
распоряжение должно
исходить только от
одного руководителя
и контроль за его исполнением
должен осуществлять
только один руководитель.
5. Единство руководства.
6. Подчинение индивидуальных
интересов общим интересам.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация, которая
определяется исходя
из контекста конкретной
ситуации, и выбирается
таким образом, чтобы
давать лучшие результаты.
9. Цепи взаимодействия,
что соответствует видам
делегирования полномочий
от руководства к подчиненным,
и наоборот.
10. Порядок, так как каждый
должен знать свое место
в организации.
11. Равенство.
12. Стабильность персонала,
ибо кадры должны находиться
в стабильной ситуации.
13. Инициатива, являющаяся
двигателем развития
организации и показателем
отношения персонала
к условиям их работы.
14. Корпоративный дух.
Существенный вклад
в развитие теории управления
в рамках классической
школы внес немецкий
социолог Макс Вебер,
разработавший теорию
бюрократического построения
организации, которая
должна обеспечить скорость,
точность, порядок, определенность,
непрерывность и предсказуемость.
Основные элементы построения
такой организации,
по Веберу, должны быть
следующие:
1) разделение труда;
2) иерархическая система
распределения власти;
3) система правил и норм;
4) система правил и процедур
поведения в конкретных
ситуациях;
5) отсутствие личностного
начала в межличностных
отношениях;
6) прием в организацию
на основе компетентности
и потребностей организации;
7) продвижение внутри
организации благодаря
знаниям, умениям и опыту;
8) пожизненный найм.
ИТОГ
: классическая школа
управления рассматривала
кадровые вопросы с
исключительно организационно-административных
позиций. Конкретный
работник не рассматривался
как самостоятельный
объект управления персоналом.
1.3
Персонал в рамках концепции
школы человеческих
отношений (неоклассической
школы управления) Элтон
Мэйо, Мэри Паркер Фоллетт
До появления школы
человеческих отношений
мало кто рассуждал
научным языком о «трудовом
человеке» как об индивиде,
а не как о работнике.
Школа человеческих
отношений зародилась
в ответ на неспособность
полностью осознать
человеческий фактор
в организации. Поскольку
она возникла как реакция
на недостатки классического
подхода в управлении,
ее часто называют неоклассической.
Признанными авторитетами
школы человеческих
отношений считаются
Элтон Мэйо и Мэри Паркер
Фоллетт. Они изменили
акцент в изучении управления
с решения задач и функций,
выполняемых работниками,
на конкретного человека
и его отношения с другими.
К этому выводу Мэйо
привели данные, полученные
в результате специально
проведенного в течение
нескольких лет исследования
в «Вестерн Электрик
Компани» (США). Эти исследования
показали, что поведение
человека на работе
и результаты его труда
зависят не только от
материального вознаграждения,
но и оттого, в каких
социальных условиях
он находится на работе,
какие взаимоотношения
существуют между рабочими
и между рабочими и руководителями.
Мэйо отмечал, что руководители
должны доверять рабочим
и основное внимание
уделять созданию благоприятных
отношений в коллективе,
т.е. создавать положительный
социально-психологический
климат, формировать
лояльный рабочий коллектив.
Аналогичной точки зрения
придерживалась и теоретик
управления Мэри Паркер
Фоллетт. Она считала,
что для успешного управления
руководитель должен
отказаться от формального
отношения с работниками,
опирающегося на должностную
власть, а быть лидером,
признанным коллективом.
Ее трактовка менеджмента
как «искусства добиваться
результатов посредством
действий других» во
главу угла ставила
гибкость и гармонию
во взаимоотношениях
между менеджерами и
рабочими. Менеджер
должен исходить из
сложившейся ситуации
и управлять в соответствии
с тем, что диктует ситуация,
а не с тем, что предписано
функцией управления.
ИТОГ
: сегодня наработки представителей
этой школы очень активно используют специалисты
по управлению персоналом, которые в основном
курируют такой важный процесс в системе
управления персоналом как формирование
корпоративной (организационной культуры).
Все чаще этими вопросами в компании начинают
заниматься, в том числе, и специалисты
по внутрикорпоративному PR.
1.4 Персонал в рамках
концепции поведенческой
школы (бихевиористские
теории): «пирамида потребностей»
Абрахама Маслоу, теории
«Х» и «
Y
» Дугласа Мак-Грегора
и теория «
Z
» Уильяма Оучи
Психолог Абрахам
Маслоу вслед за теоретиками «человеческих
отношений» в организации исследовал
и разработал теорию потребностей, известную
как «пирамида потребностей». В соответствии
с этой теорией, у каждого работника по
мере удовлетворения первых жизненных
потребностей (жилье, питание, заработная
плата, условия труда) возникают потребности
в лидерстве, признании, общении, понимании,
престиже, самоактуализации и управлении
организацией. Реализация этих потребностей
будет вызывать у работника «эффект сопричастности»
к управлению организацией, поможет внушить
ему, что, несмотря на наемный характер
труда, он становится партнером собственника.
Таким образом, согласно учению Маслоу,
человек имеет сложную структуру иерархически
расположенных потребностей. Поэтому
управление должно осуществляться на
основе выявления этих потребностей и
использования соответствующих методов
мотивирования, приемов управления человеческими
отношениями, включающих консультации
с работниками и предоставления им более
широких возможностей на работе (рабочие
начинают участвовать в оценке своих наставников,
распределении премий, анализе причин
порчи, тарификации работ и т.д.). Основная
особенность этой теории управления заключается,
во-первых, в признании неизбежности конфликтов
между рабочими и организацией, задача
которой состоит в том, чтобы уменьшить
отрицательные последствия этих конфликтов.
Этот вывод представители данной школы
делают на основе того, что потребности
человека и потребности организации не
совпадают. Для удовлетворения своих потребностей
человеку необходимо сохранить свою независимость,
развивая и выражая индивидуальные способности
в условиях полной свободы. Природа же
организации ставит на пути человека определенные
преграды, отсюда неизбежен конфликт.
Во-вторых, сторонники этой теории исходили
из положения, что управленческий труд
представляет собой самостоятельный,
специфический вид труда, профессиональную
деятельность, а менеджер -
это профессия.
Теории управления, в основе которых лежат
социально-психологические особенности
человека получили название бихевиористских
теорий. Бихевиоризм
(дословно - «поведение») - ведущее направление
в психологии, изучающее человека, его
реакции (поведение) на воздействия (стимулы)
внешней среды.
Развитие таких наук, как психология и
социология, и совершенствование методов
исследования во второй половине XX в. сделало
изучение поведения человека на рабочем
месте в большей степени строго научным,
что способствовало формированию школы
поведенческих наук. Сторонники этой школы
изучали различные аспекты социального
взаимодействия, мотивации, характера
власти и авторитета, организационной
структуры, коммуникации в организациях,
лидерства, изменения содержания работы
и качества труда, акмеологии. В самых
общих чертах основной целью этой школы
было повышение эффективности деятельности
организации за счет повышения эффективности
использования ее человеческих ресурсов.
Поведенческий подход в управлении стал
настолько популярным, что почти полностью
охватил всю область управления в 1960-е
гг. Его главный принцип состоял в том,
что правильное применение науки о поведении
человека всегда будет способствовать
повышению эффективности деятельности
как отдельного работника, так и организации
в целом.
Одним из видных представителей школы
поведенческих наук является Дуглас
Мак-Грегор, разработавший теории «X»
и «Y». В соответствии с его концепцией
существуют два типа управления, отражающих
два типа взглядов на работников.
Таблица 1 - Концепция управления
Предпосылки для
организации типа
«
X
» |
Предпосылки для
организации типа
«
Y
» |
1. Человек имеет унаследованную
нелюбовь к работе и старается
избегать её, т.е. по своей природе
ленив. |
1. Человеку присуще стремление
трудиться, выражение физических
и эмоциональных усилий на работе для
него естественно, контроль и угроза наказания
не являются единственными средствами
побуждения человека к деятельности. |
2. По причине этого большинство
людей необходимо принуждать
приказами, системой контроля
и угрозами наказания к действиям для
достижения целей организации. |
2. Ответственность и обязательства
человека к целям организации
зависят от вознаграждения за
результаты труда, в первую
очередь связанного с удовлетворением
его потребностей в самовыражении. |
3. Человек предпочитает, чтобы им управляли,
старается не брать на себя ответственность,
имеет относительно низкие амбиции и желает
быть в безопасной ситуации. |
3. Человек, воспитанный определенным
образом, не только готов брать
на себя ответственность, но
даже стремится к этому. |
|
Мак-Грегор сделал вывод, что управление
типа «Y» более эффективно, и рекомендовал
менеджерам создавать условия, при
которых рабочий, достигая целей
организации, одновременно добивался
бы и своих личных целей.
Теория «
X
» описывает взгляды на работника доиндустриальной
эпохи. В соответствии с ней среднему человеку
присуще отвращение к труду и желание
избежать его при первой же возможности.
Поэтому требуется принуждать большинство
людей различными методами вплоть до наказаний
к выполнению возложенных на них обязанностей
и непрерывно контролировать их действия.
Все это в свете данной теории усугубляется
еще и тем, что большинство работников
не стремятся ни к чему, избегают брать
на себя ответственность и желают, чтобы
ими руководили. Однако Мак-Грегор отмечает,
что подобное поведение вызывается не
столько свойствами человеческой натуры,
сколько теми внешними условиями, при
которых людям приходится жить и трудиться.
Такие условия до середины XX в. были весьма
далеки от идеала даже в наиболее развитых
странах: на предприятиях зачастую преобладал
тяжелый неквалифицированный физический
труд, продолжительность рабочей недели
намного превышала 40 часов, поэтому иного
отношения к работе трудно было ожидать.
Современный этап НТР во многом изменил
ситуацию. Большинство видов физического
труда стали выполнять машины, что, по
мнению Мак-Грегора, неминуемо приводит
к изменению отношения людей к своей работе,
которое отражается во второй его теории
- теории «Y», являющейся противовесом
теории «X».
В основе второй теории лежит восприятие
работника как человека, обладающего интеллектуальными
способностями, что связано, по мысли Мак-Грегора,
с ростом НТП и переосмыслением по этой
причине отношения людей к работе.
Согласно теории «Y»:
—затраты физических и интеллектуальных
сил человека в труде совершенно естественны;
принуждение к труду, угроза наказаний
не является единственным средством достижения
целей;
если люди приобщены к организационным
целям, они будут использовать самоуправление
и самоконтроль в процессе деятельности;
приобщение является функцией вознаграждения,
связанного с достижением цели;
обычный человек при соответствующих
условиях не только способен принимать
на себя ответственность, но и ищет возможности
проявлять свои способности.
Менеджмент в теории «Y» играет качественную
роль: его задача - объединять (интегрировать),
создавать условия, способствующие развитию
актуальных способностей человека. Децентрализация
управления - гарантия эффективности его
труда. Большинство людей обладают сравнительно
высокой степенью изобретательности и
творчества, которые можно применить в
интересах организации.
В 1981 г. американский профессор Уильям
Оучи выдвинул теорию
«Z
», как бы дополняя тем самым идеи Мак-Грегора,
высказанные им в виде теорий «X» и «Y».
Изучив японский опыт управления, Оучи
пришел к выводу о том, что может быть предложен
эффективный тип японского подхода к управлению.
Данная теория знаменовала попытку отказа
от ситуационного подхода в пользу создания
обобщенного описания управления. Предложив
теорию «Z» управления персоналом, Оучи
попытался сформулировать лучший путь
управления любой организацией.
Исходным пунктом концепции Оучи является
положение о том, что человек -
это основа любой организации,
и от него в первую очередь
зависит успех деятельности
организации.
Оучи сформулировал цели теории «Z», в
сжатом виде сводящиеся к следующему:
долгосрочный наем работников; групповое
принятие решения; индивидуальная ответственность;
постепенная оценка кадров и их умеренное
продвижение; неспециализированная карьера;
всесторонняя забота о рабочих.
ИТОГ
: основная заслуга бихевиористов в
области управления персоналом заключается
в том, что они впервые осуществили вполне
удачную попытку «заглянуть в душу работника»
в целях повышения эффективности деятельности
всей организации.
Таблица 1.1 - "Изменение концепции управления
человеческими ресурсами"
Период |
Стратегические приоритеты |
Отношение к работникам |
Функции по управлению человеческими
ресурсами |
До 1900 г. |
Технология производства |
Интересы персонала практически
не учитывались |
Поддержание дисциплины труда |
1900 –
1910 гг. |
Безопасность и условия труда
персонала |
Безопасное условие труда и
создание предпосылок для хорошей
работы |
Обеспечение безопасных условий, организация
труда |
1910 –
1920 гг. |
Эффективность производства |
Повышение заработков на основе высокой
производительности |
Мотивация и обучение, стимулирование
высокой производительности |
1920 –
1930 гг. |
Индивидуальные особенности работников |
Учёт индивидуальных особенностей
при проектировании работ |
Разработка психологических тестов,
опросы, учёт предложений работников
при проектировании работ |
1930 –
1940 гг. |
Профсоюзы, социальное партнёрство |
Сглаживание глубоких противоречий между
работниками и работодателями |
Организация взаимодействия и сотрудничества
на производстве |
1940 – 1950 гг. |
Экономические гарантии и социальная
поддержка |
Гарантии экономической и социальной
безопасности |
Организация пенсионного обеспечения |
1950 –
1960 гг. |
Человеческие отношения |
Возможность проявления инициативы, развитие
самодисциплины |
Подготовка управленческого персонала
с учётом изменения его роли в
организации, коллективные формы организации
труда |
1960 –
1970 гг. |
Сотрудничество, развитие и углубление
партнёрства |
Расширение участия в обсуждении и принятии
управленческих решений |
Обработка процедур совместного участия
в управлении, разделение ответственности |
1970 –
1980 гг. |
Перемена труда |
Соответствие содержания способностей
и запросов, устранение монотонности
и однообразия в работе |
Чередование работ, развитие коллективных
форм организации труда |
1980 –
1990 гг. |
Движение персонала |
Надёжная гарантия занятости в
период экономического спада |
Перераспределение рабочей силы, переподготовка,
содействие в поисках работы |
1990 –
2000 гг. |
Кардинальные изменения в составе
рабочей силы, дефицит квалифицированного
персонала |
Расширение возможностей для адаптации
к постоянно меняющимся условиям
и потребностям производства |
Стратегическое управление и планирование
трудовых ресурсов, расширение гарантий
занятости, переподготовка, создание гибких
форм вознаграждений, участие в доходах
и капитале |
|
-