Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:19, реферат
Несколько лет назад начал развиваться новый вид интернетшопинга — сайты коллективных покупок. Groupon и LivingSocial — самые известные в мире компании на этом рынке. Groupon работает и в России, но у нас также есть и чисто отечественные проекты (Biglion, «КупиКупон», BigBuzzy и др.). Суть бизнеса состоит в том, что на сайте компании размещаются купоны, дающие большую (до 90%), но временную скидку на конкретный товар или услугу. Компании-партнеры, разместившие купон, получают большой приток клиентов, а сам сервис — плату за купоны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....………3
Обзор российского рынка купонных (скидочных) сервисов………....6
Сущность рынка купонных (скидочных) сервисов, основные тенденции и показатели……………………………………………..6
1.2 Анализ игроков и регионального рынка сайтов коллективных покупок……………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….....19
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Экономический факультет
Кафедра «Маркетинга и коммуникаций в бизнесе»
Доклад по дисциплине «Маркетинг услуг»
Тема: «Услуги сайтов коллективных покупок»
Студентки дневного
отделения группы 5.12
специальности 080111
«Маркетинг»
Винокурова Е.А.
Ростов – на – Дону 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.2 Анализ игроков и
регионального рынка сайтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….....19
Введение
Несколько лет назад начал
развиваться новый вид
В США и Европе сервисы коллективных покупок уже получили широкое распространение. Так, в 2010 году в США было выпущено примерно 63 тысячи купонов с разными предложениями10. Уже сейчас в стране работает около 350 сервисов коллективных покупок11, а затраты потребителей на приобретение купонов в 2010 году составили около 873 млн долларов США. Причем к 2015 году прогнозируется рост рынка купонов в 4,5 раза до 3,9 млрд долларов США. Наиболее популярными скидочными купонами в США в первом квартале 2011 года были предложения на услуги ресторанов и покупку продуктов питания (27% от всех предложений), косметические услуги, спа, массажи (19%) и спортивные услуги и туристические предложения (14%)12.
Несмотря на молодость новой услуги, россияне уже достаточно хорошо информированы о сайтах коллективных покупок: о них знают 80% респондентов. 36% опрошенных покупают купоны с разной степенью регулярности, а 14% делают это часто.
Самые активные пользователи купонов — молодежь в возрасте 18–24 лет: 18% опрошенных этого возраста регулярно покупают купоны, а 26% — иногда. Чуть менее популярна эта услуга у покупателей в возрасте 25–30 лет (15% покупают регулярно, 25% — иногда). Наибольшая доля равнодушных к сервису коллективных покупок людей среди респондентов в возрасте 41–50 лет (54% не слышали о таких сайтах или слышали, но не пользовались ими).
Частота покупки купонов в зависимости от возраста (%)
Таким образом, мы видим взаимосвязь между возрастом потребителей и тем, как часто они обращаются к сервисам коллективных покупок. При этом чем выше уровень дохода покупателя, тем чаще он покупает скидочные купоны. Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот: наименее обеспеченные слои общества должны активней интересоваться скидками. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, менее обеспеченные граждане часто просто не знают, как использовать купоны, и не доверяют новым сервисам, так как в целом меньше пользуются Интернетом. Во-вторых, чаще всего купоны предоставляют скидки на развлечения и услуги, которые популярны у обеспеченных граждан (массажи, косметические процедуры, рестораны и т.д.). Небогатые люди в принципе не пользуются такими услугами, поэтому и их заинтересованность в купонах на такие услуги меньше.
Помимо того, что популярность
купонных сервисов зависит от уровня
доходов потребителей, прослеживается
взаимосвязь между тем, как часто
человек покупает купоны, и тем, как
часто он совершает покупки с
помощью мобильного устройства. Среди
постоянных покупателей купонов
больше всего тех, кто активно
покупает с мобильных устройств
(28%). Поэтому перспективным
Сервисы коллективных покупок создали абсолютно новый способ привлечения клиентов и продажи товаров и услуг. Однако использование этих сервисов для продвижения требует учета некоторых важных факторов:
Предложение купонов на скидку позволяет компаниям предлагать специальные цены разным категориям потребителей и получать определенные выгоды с точки зрения маркетинга и рекламы своих товаров, например за счет привлечения дополнительных клиентов помимо существующих каналов сбыта. Однако, чтобы использование таких скидочных предложений приносит компании пользу, руководство должно в более широком контексте проанализировать узнаваемость их бренда и влияние этих предложений на бизнес. Например, оказывают ли цены на предложения сервисов коллективных покупок влияние на формирование новых потребительских ожиданий в отношении цен на аналогичные товары и услуги?
Предложение сервисов коллективных
покупок может потребовать
Кроме того, использование сервисов коллективных покупок может иметь определенные последствия для внутреннего контроля, систем и процессов внутри компании, например в отношении налогов с продаж и учета использованных и неиспользованных льготных купонов.
Одной из причин бурного развития рынка купонных (скидочных) сервисов в России являются высокие темпы интернетизации, а также увеличение числа «активных» интернет-пользователей, совершающих покупки товаров или услуг в интернет магазинах.
Эксперты считают, что в России влияние Интернета пока не слишком велико, иначе таких сайтов было бы больше. По подсчетам исследовательского агентства Data Insight, специализирующегося на рынке электронной коммерции, в настоящее время только 14% россиян совершают покупки в Интернете. Меньше — только в Италии и Греции. Самые высокие показатели в Европе у британцев — 66%, и жителей скандинавских стран — 61% (по материалам
Купонные сайты (сервисы)
являются посредниками между продавцом
и покупателем. На первом этапе их
взаимодействия определяется экономическая
эффективность проводимой акции, и
устанавливаются размеры
Суть пользования сервисом для посетителя заключается в следующем: на сайте каждый день появляются спецпредложения - посетителям предлагается купить, например, поход в суши-бар, маникюр или сеанс массажа с очень солидной скидкой. Для того чтобы им воспользоваться, надо купить купон. Однако признана окончательно совершенной эта покупка станет только при условии, если будет выкуплено определенное количество купонов за этот день. Число недокупленных для закрытия сделки купонов обычно в онлайн-режиме указывается на сайте. Это дополнительно стимулирует уже купивших приглашать друзей и знакомых. Они заинтересованы в том, чтобы было выкуплено нужное число купонов и сделка состоялась. После покупки, оплата которой происходит электронными деньгами или банковской картой, клиенту выдается для распечатки купон с промо-кодом. Предъявив купон в нужном заведении, он получит приобретенные услуги. Весь процесс оплаты и получения купона автоматизирован. Популярность купонных сайтов на западе началась с открытия сервиса Groupon.com, который начал открывать новые филиалы в городах США. В странах Европы вскоре стали появляться свои аналогичные сайты. Например, проект CityDeal.de, запущенный в начале 2010 года, за пару месяцев получил большое количество инвестиционных траншей, каждый на несколько миллионов евро. Уже к лету компания была куплена своим прототипом - Groupon.com приобрел 100% компании. И сейчас, набирая в адресной строке CityDeal.de клиент попадает на Groupon.de. В Россию купонные проекты пришли в конце 2009-го — начале 2010 года. Мировой гигант Groupon вышел на российский рынок осенью 2010 года и купил российский сервис Darberry.ru – один из первых скидочных порталов в России. После покупки, Darberry.ru пришлось изменить внешний вид сайта и маркетинговую политику. К весне-лету 2011 года в рунете появилось с десяток проектов подобного рода. В настоящее время сформировался состав лидеров - «Дарбери», «Биглион», WeClever и другие сервисы. Они набрали клиентские базы данных, опыт, открыли свои филиалы в крупных городах.
Таким образом, главный плюс скидочных проектов для заведений — возможность рассказать о себе с минимальными дополнительными затратами. Например, день катания на горках в аквапарке «Фэнтези» стоит 1200 рублей, но через сайт идет за 384 рубля. В то же время, структура затрат аквапарка практически не зависит от числа посетителей: спасатели обязаны стоять на горках независимо от того, 100 человек пришло или 500. То есть люди с купонами не добавляют заведению расходов, но не было бы акции – не было бы и этих посетителей. В случае с кафе и барами ситуация иная: количество посетителей прямо влияет на их затраты. Тем не менее, участники рынка отмечают, что сделать скидку 50% не представляет особых проблем. Ведь, сэкономив на аренде дорожки в боулинг-центре или заплатив полцены за ужин, посетитель потратит больше денег на напитки в баре или закажет десерт. Максимум, что грозит заведению — сработать «в ноль», в то же время, разместив, например, наружную рекламу, заведение потратит значительно больше денег, и не сможет посчитать экономический эффект. После акции, задача руководства заведения состоит в том, чтобы клиенты, пришедшие по акции, захотели вернуться. По разным оценкам участников рынка, заведение вновь захотят посетить от 10% до 30% посетителей, пришедших по купону. Если возвращается меньше 10% «купонщиков» — это сигнал, что с самим заведением что-то не в порядке. Почти везде официанты просят посетителей заполнить анкеты, которые приносят вместе со счетом. Таким образом, компания за свою скидку, по крайней мере, получает обратную связь от нескольких сотен человек. Немаловажен и такой момент: пока информация об акции висит на сайте, название заведения видят тысячи посетителей — даже те, кто не собирается туда идти, многие пользователи размещают ссылки в ЖЖ, Twitter и социальных сетях, что является хорошей «раскруткой» для заведений. В случаях неудачи тот же салон красоты деньги не теряет, поскольку он получает процент от проданного купона. Теряет прибыль сайт, который продавал купон на непопулярную услугу — он недополучит прибыль от размещения более успешного предложения, объясняют эксперты. Число россиян, совершавших покупки купонов, пока не столь велико. По данным РБК, в настоящее время их доля не превышает 13% от числа интернет-пользователей.
С одной стороны, это связано
с довольно низкой осведомленностью
россиян о возможности
Что касается аудитории
купонных сервисов, то две трети
этой аудитории — младше 30 лет,
больше половины работают (полная
занятость). Две трети имеют высшее
образование, некоторые даже
1.2 Анализ игроков и регионального рынка сайтов коллективных покупок
Очевидно, что по мере развития рынка сервисов коллективных покупок будет охвачено большинство городов России с численностью населения от 100 тыс. человек. В настоящее время купонный рынок растет, но, поскольку он еще совсем молодой, он пока недостаточно изучен маркетологами. Российский сегмент рынка пока могут оценить сами игроки, и оценки эти существенно различаются. Так, по данным сервиса "Выгода.ру" рынок составляет $100 млн, в то же время, по данным компании WeClever – его объем достигает $200 млн.. В то же время, ни у кого из участников рынка не вызывает сомнений тот факт, что крупнейшим сервисом в России и еще целом ряде других стран, является компания Групон.
По оценкам экспертов, еще в конце 2010 года сервис насчитывал 50,58 млн. пользователей по всему миру. Количество акций, проведённых по всему миру, превышает 100 тыс. В России и на Украине у Darberry/Groupon — 1,7 млн клиентов в 15 городах. В России компания продолжает развиваться – в сентябре 2011 года сервис коллективных покупок Групон (ДарБери) заключил эксклюзивный контракт с «Одноклассниками», тем самым закрепив своё лидерство на российском рынке, который, по оценкам, вырастет примерно до 3 млрд рублей в 2011 году. В целом с момента своего запуска в марте 2010 года Darberry/Groupon провела 2219 акций и помогла пользователям сэкономить 369 млн рублей, по оценкам самой компании. По информации компании Groupon Russia, в России количество подписчиков сервиса насчитывает 1,5 миллиона человек, Biglion.ru – 300 тысяч человек, Bigbuzzy.ru и Vigoda.ru – 150 и 200 тысяч человек соответственно. По оценке Kupibonus.ru, в марте 2011 года количество зарегистрированных пользователей превысило 1 миллион человек (рисунок 1)
Рисунок 1. Количество подписчиков на купонные сервисы в России в первой половине 2011 года *
* Источник данных - http://blog.techpitch.ru/2011/
Кроме вышеописанных ресурсов на российском рынке работают еще несколько десятков скидочных порталов.
Добраться до лидеров им не позволяет упущенное время (в ТОП-5 входят проекты, запущенные первыми) и отсутствие крупных инвестиционных вливаний, а следовательно, и средств на проведение агрессивной маркетинговой политики. Некоторые сервисы являются специализированными, например, Kupibonus.ru занимает первое место на рынке услуг в сфере красоты и здоровья и входит в тройку лидеров среди купонных сервисов в России. Узкая направленность позволила компании сформировать базу лояльных покупателей и выбирать только тех партнёров, которые способны обеспечить качественный и профессиональный сервис клиентам. По данным компании, у Kupibonus.ru около 1 млн подписчиков, и это в основном активная женская платёжеспособная аудитория в возрасте от 25 лет. Самой популярной акцией портала стал «Маникюр и педикюр со скидкой 75%». Купон по акции в салон в центре Москвы стоил всего 575 рублей (полная цена — 2300 рублей), и было куплено 1100 купонов.