Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа
Обоснование торгового ассортимента должно опираться на ряд факторов. Знание и использование их обеспечивает успешное формирование ассортимента, который в наибольшей степени способен решить поставленную цель - получить прибыль через удовлетворение покупательского спроса.
Рассмотрим существенные факторы, определяющие формирование ассортимента чая в торговых объектах (супермаркете).
Факторы, определяющие формирование ассортимента чая
Ассортиментная политика предполагает формирование оптимального соотношения набора товаров с разным жизненным циклом, одновременно находящихся на торговом предприятии.
Факторы, определяющие формирование ассортимента на торговом предприятии
Обоснование торгового ассортимента должно опираться на ряд факторов. Знание и использование их обеспечивает успешное формирование ассортимента, который в наибольшей степени способен решить поставленную цель - получить прибыль через удовлетворение покупательского спроса.
Рассмотрим существенные фактор
Формирование ассортимента чая в конкретном магазине осуществляется с учетом действия большого количества факторов. Их можно условно разделить на факторы, на которые торговая организация не может существенно повлиять, но должна их учитывать, и факторы, которые в полной мере зависят от самой торговой организации.
К первой группе относятся социальные, экономические, демографические, национальные, культурные, религиозные, природно-климатические факторы и т.д., не зависящие от торговой организации.
Ко второй группе относятся факторы, зависящие от самой торговой организации: квалификация кадров, уровень организации коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента, степень использования новых технологий, торговых площадей, умение управлять товарными потоками и т.д.
При формировании ассортимента чая учитывают также фактор взаимозаменяемости. Осо
Важным фактором формирования ассортимента розничного торгового объекта является комплексность спроса. Так, вместе с чаем приобретаются кондитерские изделия, сахар т.д. Увеличение спроса на чай увеличивает спрос и на сопутствующие к нему товары.
При формировании ассортимента чая необходимо учитывать такой фактор, как сезонность его потребления и производства. Летом и осенью продается больше зеленого чая и чайных напитков, а зимой – черного.
На формирование чая оказывают влияние праздники, традиции. Этот фактор приводит не только к росту объема спроса, но и к его структурным изменениям. Например, в периоды праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия, подарки, нарядную одежду, елочные игрушки и т.д.
Следует учитывать также объем товарного предложения и цену товара, которые зависят от уровня развития производства чая, выбора источников поступления, каналов продвижения товаров и ценовой стратегии конкурентов.
Проблема сочетания товаров
с учетом всех классификационных признаков,
постоянных и переменных величин решается
при формировании ассортимента чая в
каждом конкретном супермаркете. В связи
с этим в каждом супермаркете имеются
товары, которые должны быть в ассортименте постоянно длитель
Товарное предложение как фактор, влияющий на ассортимент
Важным фактором, влияющим на формирование торгового ассортимента торгового предприятия выступает товарное предложение. Без учета уровня развития производства нельзя сформировать и обеспечить устойчивость торгового ассортимента. Изучение источников промышленного и сельскохозяйственного производства дает реальную основу для включения тех или иных товаров в формируемый ассортимент. Необходимо, чтобы производственная основа оставалась в торговом ассортименте постоянно, была незыблемой. Только производство в состоянии обновлять и расширять свой ассортимент, предлагать новые изделия, создавать реальную основу для оптимальной широты торгового ассортимента с учетом задач по импортозамещению. Торговля при формировании ассортимента должна ориентироваться на конкретное промышленное и сельскохозяйственное производство, его реальный объем и структуру, возможности увеличения и качественного совершенствования в перспективе.
Специалисты коммерческого аппарата должны отслеживать условия, при которых складывается спрос и предложение чая на рынке, и при формировании ассортимента своевременно реагировать на происходящие изменения, так как правильность и оперативность управления ассортиментом влияет на прибыльность и укрепление позиций торговой организации на рынке.
Ассортимент торгового предприятия должен быть сформирован так, чтобы обеспечить экономию издержек потребления. Это достигается за счет правильного сочетания и распределения товаров с различной частотой спроса (постоянного, периодического, редкого). При формировании торгового ассортимента следует учесть, что товары повседневного спроса нужно рассредоточить, максимально приблизить к покупателю, а периодического и редкого - сконцентрировать в специализированных и универсальных магазинах, предоставив необходимый выбор. Формирование ассортимента чая в супермаркете должно идти не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обеспечения его рентабельности. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров с различной доходностью и издержкоемкостью.
Важным фактором, влияющим на формирование ассортимента, является формат торгового объекта. Атрибутами розничных форматов являются:
- месторасположение: в центре, на окраинах, на свободных территориях со стоянками, в микрорайонах и т.д.;
- размер торгового предприятия, его торговой площади влияет на ожидания потребителя относительно товарного ассортимента. От небольшого магазина ожидают ограниченного ассортимента, но надеются на постоянное его наличие и возможность приобретения товаров повседневного спроса;
-мерчандайзинг, обеспечивающий эффективное управление продажами;
- цены: в гипер-, супермаркетах, как правило, низкие цены и широкий ассортимент товаров и услуг; в дискаунтерах — более низкие цены, но относительно ограниченный ассортимент товаров и т.д.;
-атмосфера и сервис, способствующие формированию положительного впечатления от посещения магазина и желание бывать в нем чаще.
От этих атрибутов зависит, какие классы товаров, товарные группы, виды и разновидности товаров должны быть в магазине. Магазины с универсальным ассортиментом (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, универмаги) должны иметь в своем ассортименте широкую номенклатуру товаров и услуг.
Важную роль играет район (дона) деятельности торгового предприятия. Это определяет номенклатуру видов и количество разновидностей товаров, которые должны входить в торговый ассортимент магазинов, обслуживающих данный сегмент. Не все обслуживаемые регионы одинаковы по социальному составу населения, его покупательной способности, климатическим условиям, транспортным связям, плотности торговой сети. Нахождение данного магазина в том или другом населенном пункте предопределяет виды и разновидности товаров в его торговом ассортименте. Например, в крупных и средних городах целесообразно иметь торговые объекты с широким ассортиментом всех продовольственных и непродовольственных товаров.
Ассортимент товаров зависит также от размера торговой площади торгового предприятии. В однотипных магазинах количество разновидностей больше там, где больше торговая площадь.
Таким образом, формирование ассортимента товаров на торговом предприятии с учетом рассмотренных факторов позволит обеспечить устойчивость и гибкость ассортимента в соответствии со спросом населения, дальнейший рост товарооборота, повышение экономической эффективности работы магазинов и качества обслуживания населения. На этой основе можно разработать оптимальные ассортиментные модели для торговых объектов различных форматов.
Принципы формирования ассортимента чая в розничных торговых объектах разного формата
Торговый ассортимент
- соответствие ассортимента чая характеру спроса, предъявляемого населением в районе деятельности магазина. Ассортимент должен быть гибким, отвечающим изменяющемуся спросу, учитывать профессиональный и половозрастной состав населения, его покупательную способность и т.д.;
-комплексное удовлетворение спроса, обеспечивающее максимальные удобства покупателям и экономию времени при приобретении товаров.
Количество и наименования потребительских комплексов зависят от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличия в зоне его деятельности торговых объектов других форматов. В рамках потребительского комплекса выделяют: постоянные и сезонные микро- комплексы. Такой подбор более широко распространен при формировании ассортимента непродовольственных товаров, но применяется он и при организации торговли продовольственными товарами.
Под полнотой ассортимента подразумевают степень соответствия номенклатуры ассортимента торговой организации номенклатуре, утвержденной ассортиментным перечнем. Широта ассортимента — это число товарных групп, представленных в ассортименте магазина, глубина ассортимента - число разновидностей чая.
Каждая торговая организация должна иметь предельно широкий ассортимент чяа, определяемый потребительским спросом, объемом товарооборота и неснижаемым товарным запасом;
- обеспечение рентабельной работы. Ассортимент
товаров должен обеспечивать систематический
рост товарооборота, а структура ассортимента
- получение нужного размера прибыли и
рентабельную работу. Учитывая доходность,
издержкоемкость и товарооборачиваемостъ
товаров, ассортиментная модель магазина
должна удовлетворять спрос и быть рентабельной.
Существующая статистическая отчетность
не представляет данных об издержкоемкости
групп, подгрупп, видов и разновидностей
товаров при доведении до конечного потребителя.
Вместе с тем в торговой практике при использовании
автоматизированных систем управления
товарным ассортиментом в торговых объектах
с применением контрольно-кассовых терминалов
с устройствами считывания информации
о товарах создаются условия для оценки
вклада каждого товара в коммерческий
результат торгового объекта. Полученная
информация используется для повышения
эффективности коммерческой работы по
формированию ассортимента товаров в
магазинах, что позволяет оперативно управлять
рентабельностью продаж.