Факторы формирования ассортимента чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Обоснование торгового ассортимента должно опираться на ряд факторов. Знание и использование их обеспечивает успешное формирование ассортимента, который в наибольшей степени способен решить поставленную цель - получить прибыль через удовлетворение покупательского спроса.
Рассмотрим существенные факторы, определяющие формирование ассортимента чая в торговых объектах (супермаркете).

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы формирования ассортимента чая.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Факторы, определяющие формирование ассортимента чая

 

Ассортиментная политика предполагает формирование оптимального соотношения набора товаров с разным жизненным циклом, одновременно находящихся на торговом предприятии.

Факторы, определяющие формирование ассортимента на торговом предприятии

Обоснование торгового ассортимента должно опираться на ряд факторов. Знание и использование их обеспечивает успешное формирование ассортимента, который в наибольшей степени способен решить поставленную цель - получить прибыль через удовлетворение покупательского спроса.

Рассмотрим существенные факторы, определяющие формирование ассортимента чая в торговых объектах (супермаркете).

Формирование ассортимента чая в конкретном магазине осуществляется с учетом действия большого количества факторов. Их можно условно разделить на факторы, на которые торговая организация не может существенно повлиять, но должна их учитывать, и факторы, которые в полной мере зависят от самой торговой организации.

К первой группе относятся социальные, экономические, демографические, национальные, культурные, религиозные, природно-климатические факторы и т.д., не зависящие от торговой организации.

Ко второй группе относятся факторы, зависящие от самой торговой организации: квалификация кадров, уровень организации коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента, степень использования новых технологий, торговых площадей, умение управлять товарными потоками и т.д.

При формировании ассортимента чая учитывают также фактор взаимозаменяемости. Особенно это проявляется внутри группы, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость. Однако уровень развития производства и широта предложения чая на рынке обеспечивают потребителю возможность выбора. В такой ситуации потребитель становится более требовательным к качеству чая, уровню торгового обслуживания. Поэтому периодическое отсутствие необходимых товаров и услуг может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа торгового объекта.

Важным фактором формирования ассортимента розничного торгового объекта является комплексность спроса. Так, вместе с чаем приобретаются кондитерские изделия, сахар т.д. Увеличение спроса на чай увеличивает спрос и на сопутствующие к нему товары.

При формировании ассортимента чая необходимо учитывать такой фактор, как сезонность его потребления и производства. Летом и осенью продается больше зеленого чая и чайных напитков, а зимой – черного.

На формирование чая оказывают влияние праздники, традиции. Этот фактор приводит не только к росту объема спроса, но и к его структурным изменениям. Например, в периоды праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия, подарки, нарядную одежду, елочные игрушки и т.д.

Следует учитывать также объем товарного предложения и цену товара, которые зависят от уровня развития производства чая, выбора источников поступления, каналов продвижения товаров и ценовой стратегии конкурентов.

Проблема сочетания товаров  с учетом всех классификационных признаков, постоянных и переменных величин решается при формировании ассортимента чая в  каждом конкретном супермаркете. В связи с этим в каждом супермаркете имеются товары, которые должны быть в ассортименте постоянно длительное время, и товары или их разновидности, которые могут находиться в продаже переменно. Это обеспечивает возможность адаптации ассортимента при изменении текущего спроса. Кроме того, некоторые разновидности могут сниматься с производства и заменяться другими. Таким образом, формирование ассортимента товаров в супермаркете тесно связано с особенностями спроса и предложения товаров, преследует цель не только наиболее полно удовлетворить предъявленный спрос, но и оказать активное воздействие на него.

Товарное предложение как фактор, влияющий на ассортимент

Важным фактором, влияющим на формирование торгового ассортимента торгового предприятия выступает товарное предложение. Без учета уровня развития производства нельзя сформировать и обеспечить устойчивость торгового ассортимента. Изучение источников промышленного и сельскохозяйственного производства дает реальную основу для включения тех или иных товаров в формируемый ассортимент. Необходимо, чтобы производственная основа оставалась в торговом ассортименте постоянно, была незыблемой. Только производство в состоянии обновлять и расширять свой ассортимент, предлагать новые изделия, создавать реальную основу для оптимальной широты торгового ассортимента с учетом задач по импортозамещению. Торговля при формировании ассортимента должна ориентироваться на конкретное промышленное и сельскохозяйственное производство, его реальный объем и структуру, возможности увеличения и качественного совершенствования в перспективе.

Специалисты коммерческого аппарата должны отслеживать условия, при которых складывается спрос и предложение чая на рынке, и при формировании ассортимента своевременно реагировать на происходящие изменения, так как правильность и оперативность управления ассортиментом влияет на прибыльность и укрепление позиций торговой организации на рынке.

Ассортимент торгового предприятия должен быть сформирован так, чтобы обеспечить экономию издержек потребления. Это достигается за счет правильного сочетания и распределения товаров с различной частотой спроса (постоянного, периодического, редкого). При формировании торгового ассортимента следует учесть, что товары повседневного спроса нужно рассредоточить, максимально приблизить к покупателю, а периодического и редкого - сконцентрировать в специализированных и универсальных магазинах, предоставив необходимый выбор. Формирование ассортимента чая в супермаркете должно идти не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обеспечения его рентабельности. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров с различной доходностью и издержкоемкостью.

Важным фактором, влияющим на формирование ассортимента, является формат торгового объекта. Атрибутами розничных форматов являются:

- месторасположение: в центре, на окраинах, на свободных территориях со стоянками, в микрорайонах и т.д.;

- размер торгового предприятия, его торговой площади влияет на ожидания потребителя относительно товарного ассортимента. От небольшого магазина ожидают ограниченного ассортимента, но надеются на постоянное его наличие и возможность приобретения товаров повседневного спроса;

-мерчандайзинг, обеспечивающий эффективное управление продажами;

- цены: в гипер-, супермаркетах, как правило, низкие цены и широкий ассортимент товаров и услуг; в дискаунтерах — более низкие цены, но относительно ограниченный ассортимент товаров и т.д.;

-атмосфера и сервис, способствующие формированию положительного впечатления от посещения магазина и желание бывать в нем чаще.

От этих атрибутов зависит, какие классы товаров, товарные группы, виды и разновидности товаров должны быть в магазине. Магазины с универсальным ассортиментом (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, универмаги) должны иметь в своем ассортименте широкую номенклатуру товаров и услуг.

Важную роль играет район (дона) деятельности торгового предприятия. Это определяет номенклатуру видов и количество разновидностей товаров, которые должны входить в торговый ассортимент магазинов, обслуживающих данный сегмент. Не все обслуживаемые регионы одинаковы по социальному составу населения, его покупательной способности, климатическим условиям, транспортным связям, плотности торговой сети. Нахождение данного магазина в том или другом населенном пункте предопределяет виды и разновидности товаров в его торговом ассортименте. Например, в крупных и средних городах целесообразно иметь торговые объекты с широким ассортиментом всех продовольственных и непродовольственных товаров.

Ассортимент товаров зависит также  от размера торговой площади торгового предприятии. В однотипных магазинах количество разновидностей больше там, где больше торговая площадь.

Таким образом, формирование ассортимента товаров на торговом предприятии с учетом рассмотренных факторов позволит обеспечить устойчивость и гибкость ассортимента в соответствии со спросом населения, дальнейший рост товарооборота, повышение экономической эффективности работы магазинов и качества обслуживания населения. На этой основе можно разработать оптимальные ассортиментные модели для торговых объектов различных форматов.

Принципы формирования ассортимента чая в розничных торговых объектах разного формата

Торговый ассортимент формируется  путем его подбора для торговых предприятий различных форматов с соблюдением научных принципов. Основными принципами являются:

- соответствие ассортимента чая характеру спроса, предъявляемого населением в районе деятельности магазина. Ассортимент должен быть гибким, отвечающим изменяющемуся спросу, учитывать профессиональный и половозрастной состав населения, его покупательную способность и т.д.;

-комплексное удовлетворение спроса, обеспечивающее максимальные удобства покупателям и экономию времени при приобретении товаров.

Количество и наименования потребительских комплексов зависят от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличия в зоне его деятельности торговых объектов других форматов. В рамках потребительского комплекса выделяют: постоянные и сезонные микро- комплексы. Такой подбор более широко распространен при формировании ассортимента непродовольственных товаров, но применяется он и при организации торговли продовольственными товарами.

Под полнотой ассортимента подразумевают степень соответствия номенклатуры ассортимента торговой организации номенклатуре, утвержденной ассортиментным перечнем. Широта ассортимента — это число товарных групп, представленных в ассортименте магазина, глубина ассортимента - число разновидностей чая.

Каждая торговая организация должна иметь предельно широкий ассортимент чяа, определяемый потребительским спросом, объемом товарооборота и неснижаемым товарным запасом;

- обеспечение рентабельной работы. Ассортимент товаров должен обеспечивать систематический рост товарооборота, а структура ассортимента - получение нужного размера прибыли и рентабельную работу. Учитывая доходность, издержкоемкость и товарооборачиваемостъ товаров, ассортиментная модель магазина должна удовлетворять спрос и быть рентабельной. Существующая статистическая отчетность не представляет данных об издержкоемкости групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров при доведении до конечного потребителя. Вместе с тем в торговой практике при использовании автоматизированных систем управления товарным ассортиментом в торговых объектах с применением контрольно-кассовых терминалов с устройствами считывания информации о товарах создаются условия для оценки вклада каждого товара в коммерческий результат торгового объекта. Полученная информация используется для повышения эффективности коммерческой работы по формированию ассортимента товаров в магазинах, что позволяет оперативно управлять рентабельностью продаж. 
 


Информация о работе Факторы формирования ассортимента чая