Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:20, контрольная работа
Финансовый сектор Эстонии весьма сосредоточен на банках – большая часть страховых, лизинговых и инвестиционных фирм и фондов принадлежат банкам. Несмотря на то, что в последние годы быстро росло число компаний, предлагающих финансовые услуги и, в то же время, не принадлежащих банкам, во многих сферах банки и их дочерние фирмы по-прежнему являются лидерами. Большая часть эстонских банков находится в собственности иностранного капитала, в основном, скандинавского (шведского, финского, датского). В страховании также доминирует иностранный капитал – при непосредственном или косвенном участии. Схожая с Эстонией ситуация наблюдается в финансовом секторе Латвии и Литвы, хотя там доля местного капитала больше.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, национальная
валюта - эстонская крона (ЕЕК) была
введена в обращение в период
денежной реформы в 1992 году. По закону
она жестко привязана к немецкой
марке в соотношении 8: 1. Таким
образом, колебание курса эстонской
кроны напрямую связано с изменением
курса немецкой марки, являющейся одной
из наиболее устойчивых мировых валют.
Эмиссия крон в обращение строго
связана с золотовалютными
Финансовый сектор Эстонии
весьма сосредоточен на банках – большая
часть страховых, лизинговых и инвестиционных
фирм и фондов принадлежат банкам.
Несмотря на то, что в последние
годы быстро росло число компаний,
предлагающих финансовые услуги и, в
то же время, не принадлежащих банкам,
во многих сферах банки и их дочерние
фирмы по-прежнему являются лидерами.
Большая часть эстонских банков
находится в собственности
|
02.09.2012 – Эстония является
членом Европейского союза, По данным Министерства внутренних дел Эстонии, численность населения страны по состоянию на 1 апреля 2012 г. составляет 1,362 млн. человек. Кроме того, 74,578 тыс. граждан Эстонии проживает за рубежом. Национальная структура населения Эстонии выглядит следующим образом (по состоянию на 1 апреля 2012 г.): граждане Эстонии – 1,148 млн. чел. (или 84,3% от общей численности населения), лица без гражданства – 93,774 тыс. чел. (6,9%), россияне – 95,115 тыс. чел. (7%), украинцы – 5,305 тыс. чел (0,4%), финны – 4,401 тыс. чел. (0,3%), латыши – 2,645 тыс. чел. (0,2%), литовцы – 1,777 тыс. чел. (0,1%), белорусы – 1,502 тыс. чел. (0,1%). По данным Департамента статистики, ВВП Эстонии в 2011 г. возрос на 7,6% (в сопоставимых ценах). Фактические темпы роста ВВП в 2011 г. оказались несколько выше прогноза Министерства финансов Эстонии, который предсказывал рост экономики в 7%. В марте текущего года Министерство финансов Эстонии снизило прогноз роста эстонской экономики в 2012 г. с 3% до 1,7% в связи с ухудшением экономической ситуации в европейских государствах – основных торговых партнерах страны. Однако другие ведомства оценивают состояние экономики Эстонии менее пессимистично. Так, центральный банк страны оценивает рост экономики в 2012 г. на уровне 1,9%, а крупные коммерческие банки прогнозируют прирост ВВП в размере 2%. К слову, государственный бюджет Эстонии на 2012 г. утвержден с дефицитом на уровне 460 млн. евро, или 2,1% к ВВП. Бюджет 2011 г. был принят с дефицитом примерно 300 млн. евро, или 1,6% к ВВП. Достичь сбалансированного по доходам и расходам бюджета правительство Эстонии планирует в 2013 г. Объем государственных расходов в 2012 г. составит 6,576 млрд. евро, доходная часть бюджета будет равна 6,116 млрд. евро, из которых налоговые поступления составят 75,2%, а неналоговые поступления – 24,8%. На финансирование расходов социальной сферы будет выделено на 190 млн. евро, или на 10% больше, чем в 2011 г. В текущем году пенсии повысятся на 4,4%. Вместе с тем, бюджет министерства обороны в 2012 г. возрос на 21,8% до 341 млн. евро. Увеличение расходов на оборону объясняется взятыми эстонскими властями обязательствами по доведению оборонных расходов до 2% к ВВП. При вступлении в НАТО в 2004 г. Эстония взяла на себя обязательство довести к 2010 г. уровень расходов на оборону до 2% от ВВП. В 2004 г. расходы на оборону составили 1,51% к ВВП. В дальнейшем мировой экономический и финансовый кризис не позволил выполнить целевой параметр военных расходов, которые в 2011 г. составили 1,9% к ВВП, или 280 млн. евро в абсолютном выражении. По данным Министерства финансов Эстонии, рыночная стоимость активов стабилизационного резерва Эстонии в 2011 г. возросла на 4% до 333 млн. евро. Стабилизационный резерв, предназначенный для смягчения экономических рисков и накопления средств на случай непредвиденных обстоятельств, был создан в 1997 г. Его объем тогда составлял 701,6 млн. крон (примерно 45 млн. евро). Средства стабилизационного резерва Эстонии инвестируются в основном в долговые бумаги правительств ЕС с низким кредитным риском (71,7% всех средств), а также в облигации и депозиты кредитных учреждений (26%). Большая часть инвестиций приходится на долговые бумаги правительств Франции (23,6%), Нидерландов (15,8%) и Австрии (14,3%). По данным Департамента статистики, в 2011 г. прибыль эстонских предприятий возросла на 40% до 2,8 млрд. евро, что сопоставимо с показателями 2006 г. и 2008 г. Выручка от продажи товаров и услуг увеличилась на 18% до 42,1 млрд. евро. В 2011 г. эстонские предприятия инвестировали 2,3 млрд. евро, что на 50% больше, чем в 2010 г. Основной объем инвестиций приходится на машины, механизмы и оборудование, а также на строительство и реконструкцию зданий. Крупнейшими инвесторами в 2011 г. стали предприятия промышленности, энергетики, транспорта и логистики, на долю которых приходится более половины общего объема инвестиций в основной капитал. Для справки: расходы на исследования и разработки (R&D) в Эстонии в 2010 г. достигли рекордных 1,63% против 1,43% в 2009 г. Средняя начисленная зарплата работников в Эстонии в четвертом квартале 2011 г. составила 865 евро, что на 6,3% больше, чем в четвертом квартале 2010 г. При этом средняя зарплата в часовом исчислении возросла в анализируемом периоде на 7,4% до 5,19 евро в час. Отдельно в декабре 2011 г. средняя зарплата в Эстонии достигла 918 евро. Наиболее высокие зарплаты в четвертом квартале 2011 г. зафиксированы в следующих видах экономической деятельности: финансовое посредничество и страхование – 1369 евро, IT-сектор и коммуникации – 1359 евро, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 1178 евро, добыча полезных ископаемых – 1094 евро, научные исследования и разработки – 1080 евро. В четвертом квартале 2011 г. численность занятых в эстонской экономике возросла по сравнению с четвертым кварталом 2010 г. на 3,6% до 614,5 тыс. чел., численность безработных, напротив, сократилась – на 15,2% до 79 тыс. чел. Как следствие, уровень безработицы сократился с 13,6% в четвертом квартале 2010 г. до 11,4% в четвертом квартале 2011 г. По данным Департамента статистики, в марте 2012 г. инфляция в Эстонии составила 1%, а в годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) 4,4%. При этом средняя цена 1 кв. м. жилой площади в 2011 г. возросла по сравнению с 2010 г. на 10% до 706,3 евро. В 2011 г. в Эстонии было зарегистрировано 32,486 тыс. сделок по покупке/продаже недвижимости на общую сумму 1,5 млрд. евро. Основными торговыми партнёрами в 2011 г. являются Финляндия (13,8% внешнеторгового оборота Эстонии), Швеция (13%), Россия (9,6%), Латвия (9,4%), Германия (7,5%), Литва (6,4%), Польша (4,2%), США (3,6%), Нидерланды (3,1%), Великобритания (2,7%), Китай (2,7%), Франция (2,1%), Норвегия (2%), Дания (2%), Италия (1,9%), Нигерия (1,6%) и др. Для справки. Удельный вес Беларуси в структуре внешней торговли Эстонии в 2011 г. составил 0,9%, Украины – 0,8%, Казахстана – 0,5%, Азербайджана – 0,1%, Молдовы – 0,05%, Узбекистана – 0,02%, Грузии – 0,02%, Киргизии – 0,02%, Туркменистана – 0,005%, Армении – 0,004%, Таджикистана – 0,001%. Рост экспорта эстонских товаров в 2011 г. был обеспечен за счет увеличения поставок на внешние рынки машин, оборудования, минеральных продуктов, металлов и продуктов питания. Основной позицией в структуре экспорта машин и оборудования является телекоммуникационное оборудование, поставки которого в 2011 г. возросли более чем в 2 раза (основными рынками являются Швеция и США). На долю автомобильного топлива приходится 81% экспорта минеральных продуктов, в данном случае речь идет о реэкспорте нефтепродуктов, преимущественно, в США, Нигерию, Нидерланды и Францию. Кроме того, резиденты Эстонии осуществляют экспортные поставки металлопродукции (стальные и железные изделия, металлический лом) в Финляндию, Турцию и Швецию. Экспорт продуктов питания в 2011 г. возрос на 22% в годовом исчислении, достигнув рекордного показателя в 313 млн. евро в четвертом квартале 2011 г. Основными экспортными позициями являются алкогольные напитки, сыры, молочная продукция, рыба, мясные продукты, ячмень, рапсовое масло и др. На долю России приходится 20% экспорта продуктов питания. Кроме того, Эстония экспортирует продукты питания в Финляндию, Латвию, Литву. Поставки древесины и лесоматериалов осуществляются в Швецию и Финляндию, деревянных домов – в Норвегию и Германию, продукции деревообработки – в Швецию, Японию и Норвегию, мебели – в Финляндию и Данию. Основными позициями экспорта химической продукции являются материалы для строительства (шпатлевка, смолы, лакокрасочная продукция) и резиновые изделия, которые экспортируются в Россию, Латвию и Финляндию. На долю автомобилей и запчастей приходится 55% общего экспорта транспортных средств. Основными импортерами являются Латвия, Швеция, Литва и Россия. Мужская и женская одежда, обувь, спортивная экипировка и другие промышленные товары (изделия из золота, сенсорные панели, оптические приборы, медицинское оборудование) экспортируются в основном в Финляндию, Россию и Швецию. В 2011 г. Эстония увеличила почти в 2 раза импорт компонентов и кабелей для электронной промышленности (преимущественно, из Польши, Швеции, Китая и Венгрии). Минеральные продукты (автомобильное топливо для обработки и внутреннего потребления, природный газ и электроэнергия) закупались в России, Литве, Латвии и Финляндии. На долю автомобилей и запчастей приходится 50% импорта транспортных средств (в основном из Швеции, Германии, Латвии, Финляндии и Франции). В структуре импорта химической продукции основными позициями являются медикаменты и резиновые изделия (закупаются в Литве и Латвии), а также автомобильные шины, импортируемые из Польши и Германии. Продукты питания (алкоголь, мясо, рыба, продукция домашнего хозяйства, шоколад и кондитерские изделия) импортируются в основном из Латвии, Финляндии и Литвы, стальная продукция и железные изделия – из Финляндии, Германии и Швеции. Одежда и обувь импортируются из Латвии, Финляндии, Германии и Китая, древесина и лесоматериалы (распиленные лесоматериалы, фанера, бумага, картон) – из Финляндии, России и Латвии.
|
2. Кризис прибалтики-2012:
Эстония
Проект бюджета Эстонии на 2012 год передан
в парламент на обсуждение. Если все пройдет,
как задумано, принятие его в окончательном,
третьем чтение состоится еще до декабрьских
рождественских каникул. Учитывая, что
предложившее народным избранникам рабочий
вариант будущего финансового плана жизни
страны правительство имеет в Рийгикогу
(Госсобрание или парламент по-эстонски)
большинство голосов, можно быть почти
на 100% быть уверенными, что документ будет
принят в его нынешнем виде. Не случайно,
председатель парламентской комиссии
по контролю за соблюдением бюджета, представитель
оппозиции Михаил Стальнухин сравнил
Рийгикогу с резиновым штемпелем, бездумно
визирующим любое решение правительства.
Он не исключает, что если по отдельным
статьям некоторые цифры и будут изменены,
то не существенно, а сами изменения будут
носит декларативный, косметический характер.
Итак, бюджет Эстонии 2012 года. Если в целом,
то он уже четвертый год подряд будет негативным.
С учетом дополнительных негативных бюджетов
2009 года, это уже пятый негативный годовой
бюджет Эстонии подряд. Такого еще никогда
не было в истории Эстонской Республики,
а с учетом того, что Банк Эстонии прогнозирует,
что первый бездефицитный бюджет страна
получит не ранее 2014 года, можно смело
утверждать, что антирекордная серия одним
2012 годом не ограничится. Это второй госбюджет
в истории Эстонии, составленный полностью
в евро.
Министерство финансов Эстонии назвало
приоритетами бюджета обеспечение конкурентоспособности
Эстонии на международном рынке, укрепления
финансовой стабильности и рост трудовой
занятости. Бюджет 2012 года увеличивает
расходы в экономику, национальную безопасность,
образование и социальную защиту. Как
мы увидим ниже, не все в данном заявлении
госфинансистов похоже на правду, но чиновникам
хочется верить. Глава правительства,
лидер Реформистской партии Андрус Ансип
отметил, в свою очередь, что бюджет Эстонии
принимается в сложных внешнеэкономических
условиях: "Финансовые рынки Европы
и мира именно в последние месяцы снова
вызывают чувство отчаяния. Бюджетные
проблемы в США, неясность в отношении
путей решения проблем долгового кризиса
некоторых стран зоны евро, перегрев развивающихся
рынков и рост цен на сырье ухудшили перспективы
развития мировой экономики и вызвали
серьезные нарушения в обычном функционировании
рынков". Все это, считает премьер-министр
Эстонии, убеждает правительство в необходимости
продолжать проводить консервативную
бюджетную политику.
Согласно данным министерства финансов
Эстонии, доходы госбюджета 2012 года составят
6,1 млрд евро, расходы - 6,57 млрд евро. Таким
образом, дефицит бюджета будет равен
2,1% ВВП или 0,47 млрд евро. Расходы госбюджета
2012 года вырастут по сравнению с показателями
бюджета 2011 года на 11%, но особо отмечается,
что покрытие этого роста произойдет,
в основном, за счет внешних поступлений
- денег различных еврофондов и средств,
полученных от продажи квот на использования
углекислого газа СО2. Из подобных внешних
поступлений бюджет Эстонии профинансирует
расходы на общую сумму 1,4 млрд евро, то
есть каждое пятое евро расходов госбюджета
будет взято извне. К традиционным еврофондам
можно смело плюсовать в доходы Эстонии
и довольно существенные пожертвования
и перечисления от не входящих в ЕС развитых
государств мира либо средства, выделенные
вне программ еврофондов. Так, например,
Норвегия подарила Эстонии на период с
2009 по 2013 год порядка 40 млн евро "на культуру
и образование", США ежегодно финансируют
проекты по внедрению эстонского языка
в регионах с традиционным преобладанием
русского населения на миллионы долларов.
Наконец, свой вклад в Эстонию весьма солидными
суммами вносят международные организации
- от ООН и Организации экономически развитых
стран ОЭСР до Фонда финансиста Джорджа
Сороса "Открытая Эстония", Института
Гете и прочих фондов и учреждений, поддерживающих
"третий сектор" эстонской экономики
и различные НКО и НПО. Есть, наконец, великая
и непобедимая организация НАТО, которая
только на реновацию и расширение бывшего
аэродрома для стратегических бомбардировщиков
Эмари выделяет ежегодно по несколько
миллионов евро. Если список всех доноров
Эстонии выстроить в линию, то она может
показаться бесконечной...
Примечательно, что, используя еврофонды,
переводы зарубежных стран и организаций
и квоты, Эстония фактически замещает
ими неизбежные в случае их отсутствия
финансовые кредитные заимствования в
банках и финучреждениях Евросоюза. Эта
уникальная позиция страны уже давно служит
ей неплохой рекламой в глазах других
государств Европы, тяжко старадающих
от нехватки госдоходов. Не случайно президент
Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, выступая
в парламенте 10 октября, призвал правительство
аккуратнее и эффективнее использовать
эти средства, без которых Эстония бы уже
давно повторила грустную судьбу несчастной
Греции.
По прежнему львиную долю доходов (76,4%)
госбюджета составят поступления от налогов
- 4,7 млрд евро. По сравнению с бюджетом
2011 года этот показатель вырастет на 3,3%.
Конечно, скептики иронизируют по поводу
оптимизма правительства в этом вопросе
- откуда взяться налоговым отчислениям,
если реальные зарплаты и доходы людей
падают третий год подряд, высокая безработица,
массовый отъезд работников за границу?
Однако финансисты не видят в этом парадокса:
повышение прямых и косвенных налогов
с 2009 года, происходящее постоянно - уже
в январе 2012 года тарифы на электричество,
бензин, отопление, воду и прочее вырастут
дополнительно на 5 -10%, инфляция порядка
6% в год, то есть бюджет просто перераспределяет
налоговые нагрузки на остающихся и продолжающих
работать и потреблять людей, при этом
искусственно увеличивается физический
объем вращающихся в экономике денег.
Типичный пример: литр бензина А 95 вырос
в цене за год с 0,90 евро до 1,30 евро. А ведь
известно, что с каждого литра автотоплива
в госказну в виде различных отчислений
поступает до 75% его стоимости. Характерно,
что в процентном отношении по сравнению
с 2009 и 2010 годами в 2012 году больше всего
увеличится доход от табачного акциза
(прирост 15% - до 169 млн евро) и налоговые
отчисления от физических лиц (прирост
12,1% - до 253 млн евро). Самыми же большими
по объемам поступлений в бюджет 2012 года
станут социальный налог (его ставка составляет
33%) - 1,9 млрд евро и налог с оборота (его
ставка составляет 20%) - 1,43 млрд евро. Налоговые
поступления от юридических лиц составят
220,6 млн евро - прирост в 6,6%. Алкогольный
акциз принесет казне еще 193 млн евро -
рост 7,8%. Более чем на 9% вырастут доходы
от обслуживания госсобственности (201
млн евро). В то же время правительство
Эстонии уверяет, что, несмотря на рост
косвенных налогов, налоговое бремя останется
на том же уровне, что и в 2011 году, т.е. составит
34,4%.
Нельзя, говоря о доходах госбюджета, не
упомянуть недавнее решение правительства
включить в средства госбюджета 2012 года
финансовые резервы Больничной кассы
и Кассы по страхованию от безработицы.
Правительство уверяет, что ничего особенно
не произошло - деньги для больных и безработных
и раньше числились в Государственной
кассе. Однако активный протест против
данного решения вышеназванных касс наводит
на мысль, что что-то в этом решении нечисто.
Тем более, что накануне решения премьер-министр
Ансип проговорился в интервью эстонскому
радио, что взятие резервов на баланс государства
позволит увеличить фактическую величину
госдоходов, что позволит а) уменьшить
дефицит бюджета, б) выполнить требуемые
Брюсселем нормативы и в) гарантирует
от необходимости брать внешние кредиты,
если возникнут трудности с исполнением
бюджета. Профсоюзы назвали данный маневр
"грабежом среди белого дня". Правительство
в ответ только усмехнулось: всем известно,
что у профсоюзов в Эстонии, как и у президента
- исключительно представительские функции...
С доходами в целом разобрались. Теперь
самое интересное - расходы... Кто же оказался
теми счастливчиками в нелегкой борьбе
за сладостное госфинасирование?
Министерство финансов Эстонии, отмечая
главные моменты, связанные с госбюджетом
2012 года, первой строкой обозначило... увеличение
госрасходов на оборону до 2% ВВП. "Впервые
мы планируем довести наши расходы на
оборону до уровня, обещанного нашим партнерам
по НАТО - до двух процентов от внутреннего
валового продукта, что повысит первичную
самостоятельную обороноспособность
и обеспечит стабильное развитие сферы
гособороны. Это не только выполнение
обещания, эти средства необходимы нам
самим, Эстонии, для укрепления обороноспособности",
- отметил премьер-министр. Пафос официальных
лиц государства (министр обороны, председатель
союза правых партий "Отечество - Рес
Публика" Март Лаар даже пообещал появление
в силах обороны первой танковой воинской
части) встретил явное непонимание большинства
эстонского общества. Журналисты и оппозиция
справедливо рассудили, что инвестировать
в импортные танки, а не зарплаты учителей,
спасателей и полицейских- это явно не
мудрое решение в период кризиса. К тому
же осуществляемое в условиях, когда эстонские
военные не отличаются особой бережливостью
в отношение народных денег. Газета Postimees
не поленилась подсчитать расходы министерства
обороны и выяснила, что многие траты являются
необоснованно завышенными. Так, вместо
того, чтобы отправлять эстонских военных
в международные командировки обычными
рейсами гражданской авиации, министерство
пользуется платными услугами американских
военных "транспортников", дислоцированных
на венгерской авиабазе в Пече. Получается
и вовсе глупо: сначала эстонцы летят на
обычных самолетах до Венгрии, там добираются
до Печа и там уже ждут, когда сформируется
соответствующий рейс. Расходы превышают
экономный вариант в пять раз! К счастью,
радуются журналисты, международных командировок
у эстонских военных не так много...
Увеличение госрасходов на военных вызывает
общественное порицание еще и потому,
что в 2012 году на 13% увеличатся расходы
на общественный порядок и безопасность.
Из сообщений прессы стало известно, что
в эти расходы по ходатайству Департамента
полиции планируется включить закупку
как минимум трех машин с баллистической
защитой, предназначенных для разгона
демонстраций и разрушения баррикад. В
довершение темы финансовой поддержки
силового блока добавим, что в бюджете
2012 года прописано увеличение расходов
на содержание народного военного ополчения
Kaitseliit на 17% - до 25,1 млн евро.
Не обидело правительство дорожно-строительные
фирмы - по странному стечению обстоятельств
важных спонсоров правящих партий: около
71 млн. евро будет направлена на ремонт
государственных шоссейных дорог.
Обещанный рост госрасходов
в 3 с лишним процента правительство "размазало"
по министерствам и ведомствам, выведя
эти небольшие цифры прироста по сути
физической массы денег себе в заслугу.
Так, пенсионерам обещан рост пенсий в
4,4% без учета инфляции, названный самими
пенсионерами "насмешкой" - при росте
цен в 6% (а основные продукты питания и
вовсе подскочили в цене на 20%), при бесконечном
росте тарифов ЖКХ, при лишении людей старшего
возраста прежних социальных и медицинских
льгот заявления Ансипа о "социальной
ответственности правительства" вызвали
горький смех пожилых людей. На выплаты
пенсий государство направит в будущем
году на 72 миллиона евро больше денег,
в целом более 1,3 млрд.евро.
Если нынешние пенсионеры Эстонии могут
плакать и стонать, то будущие пенсионеры
получили неплохой подарок на перспективу:
спустя три года (прерванные в одностороннем
порядке с июля 2009 года) восстановлены
в полном объеме обязательные взносы государства
во II-ую пенсионную ступень. Так что те
сотни тысяч работающих эстонцев, поверивших
в середине 2000-х годов масштабной рекламе
государства о подключении к дополнительным
ступеням пенсии (к минимальной госпенсии
предлагалось при половинной поддержке
государственных фондов начать копить
собственную - второй и третьей ступеней),
теперь могут вздохнуть поспокойнее -
партнер в лице госструктур оказался на
поверку не "кидалой" или сомнительной
финансовой пирамидой. В этой связи глава
правительства отметил, что "суть II
ступени - это сбережения на будущее".
Еще один характерный пример "двойной
морали" - гордо сообщается, что в бюджете
министерства экономики на будущий год
предусмотрено на обслуживание дорог
местных самоуправлений 17,8 млн. евро, что
более чем на пять миллионов превышает
тот же показатель 2011 года. Однако известно,
что только прошедшей зимой затраты местных
самоуправлений по данной статье расходов
превысили в сумме 30 млн евро - сказались
высокие цены на автотопливо, аренду техники,
зарплату работников. Не имея собственных
коммунальных фирм, многие самоуправления
были вынуждены нанимать частные фирмы
дабы вызволить машины из дорожных сугробов
и расчистки улиц в городах. Ситуация была
такой аховой, что правительству пришлось
в феврале выделять дополнительные средства
на расчистку дорог. Таллинские власти
прямо обвинили государство в недофинансировании:
доля поддержки самоуправления в зимний
период составила лишь 20% от требуемой.
Большинство мэров эстонских городов
и старейшин уездов уверены, что денег
нужно намного больше, в противном случае
памятный многим снежный плен почти 600
автомашин на обычной провинциальной
дороге в 150 км от Таллина станет нормой.
Тем более, что правительство категорически
против выделения льготных кредитов для
местных самоуправлений, списания старых
долгов и снижения налога на дизтопливо.
Синоптики вновь туманно и пространно
обещают снежную морозную зиму, поэтому
беспокойство местных властей понять
можно.
Также очень типично, что получаемые из
еврофондов и от проданных квот на СО2
деньги на различные совместные с ЕС проекты
правительство также поставило себе в
заслуги. Так, в списке положительных примеров
названо выделение 11 миллионов евро, которые
пойдут на сооружение базовой интернет-сети
для 40 000 жителей сельских регионов Эстонии.
Все это просто замечательно, но забыли
упомянуть, что 75% финансирования произойдет
за счет еврофондов и частных лиц. Хорошо
хоть, что в следующем абзаце своего хвастливого
представления проекта бюджета кабинет
министров признается, что без помощи
денег извне многое в бюджете 2012 года было
бы просто невозможно: "Мы приняли решение
увеличить направляемую в сферу образования
сумму на 62 миллиона евро, т.е. на 9 процентов.
В большой степени это средства от продажи
квот, за счет которых будет обновлено
более полусотни школьных зданий и ученических
общежитий".
Также за счет различных фондов
солидарности ЕС вырастут на 47 млн. евро
и составят 311 миллионов евро пособия на
развитие сельского хозяйства, жизни на
селе и рыбного хозяйства. Здесь стоит
отметить, что, увеличивая одной рукой
пособия, другой рукой правительство тут
же ограничивает возможности данного
сектора экономики при помощи квот и нормативов
того же самого ЕС. Сами же пособия фермеры
Эстонии считают недостаточными, уверяя,
что Брюссель фактически держит сельское
хозяйство новых членов ЕС на голодном
пайке и на крепкой цепи, так как пособия
новых членов ЕС составляют лишь треть
от размера пособий для фермеров старых
членов ЕС. Смех смехом, но фермер "многострадальной"
Греции получает пособий в пять раз больше
эстонского. Несмотря на протесты и пикеты
эстонцев возле представительства Еврокомиссии,
Таллин не осмеливается бросить вызов
Брюсселю по данному вопросу.
К слову: среди бенефициантов бюджета
2012 года значится и сам Евросоюз... Аж 167
млн евро Эстония отправит в Европейский
Союз в качестве своеобразной платы за
членство. Тут надо уточнить, что фактически
никакого путешествия денег по маршруту
Таллин - Брюссель не происходит: в Еврокомиссии
просто высчитывают из общей суммы помощи
Эстонии те деньги, которые та должна вернуть
в качестве членского взноса. Касаясь
темы "евровклада" Эстонии, стоит
также отметить, что страна в октябре присоединилась
к Фонду финансовой стабильности стран
еврозоны EFSF и пока сумма ежегодных отчислений
не определена точно и не вписана отдельной
строкой в бюджет. Но понятно, что Греция
нуждается в самой срочной помощи, поэтому
не исключено, что к выделению денег для
EFSF Эстонии придется прибегнуть сразу
после новогодних праздников.
Вырастет в 2012 году зарплата депутатов
парламента Эстонии - прибавка составит
246 евро и выльется в итоговые 3 380 евро
в месяц. Вызвавшее скандал решение было
аргументировано в стиле советских карикатур
про американский милитаризм: "Чтобы
защищать вас, я должен хорошо питаться!"
Депутат от правящей Реформистской партии
Райт Марусте и вовсе развел руками от
бессилия: "Один депутат не может изменить
систему, потому что зарплата прописана
в законе". Характерно, что делается
это цинично и последовательно не в первый
раз: в такой же кризисный 2011 год рост депутатских
зарплат составил 27%.
Если есть счастливчики бюджета-2012, то
обязательно должны быть и неудачники.
К ним, в первую очередь, стоит отнести
такую уважаемую обществом категорию
профессий, как врачи, учителя и преподаватели,
спасатели и полицейские, социальные работники.
Порядка 55 тысяч человек, то есть почти
каждый двенадцатый работник в стране.
На требуемое повышение зарплат, которые
фактически не растут с 2008 года, а в реальности
только уменьшаются в покупательской
способности, премьер-министр Ансип ответил,
что государство не имеет достаточно финансовых
средств и что жаловаться не стоит: у всех
министерств - образования, социальных
дел, внутренних дел - бюджеты в 2012 году
вырастут.
Так то так, ответили ему, но бюджеты вырастут
не в отношении зарплат, а по другим статьям
расходов. Например, на ремонт и обновление
аппаратуры на средства ЕС в социальных
дома Выйзику, Эраствере и Сымера, больниц
Вильянди и Пярну. В то же время зарплаты
эстонских учителей в Эстонии - самые маленькие
среди стран-членов Организации экономически
развитых стран ОЭСР, в этом вопросе страна
отстает даже от Чили и Мексики. Председатель
правления Эстонского союза учителей
Маргит Тимаков назвала такую позицию
правительства лицемерной, ведь на мартовские
выборы 2011 года в парламент ныне правящие
партии вышли с лозунгами о приоритете
хорошего образования. Хорошее образование
полуголодный нищий учитель дать не может,
считает она.
Такое же мнение высказывают руководители
профсоюзов госслужащих, а общий итог
печальных размышлений подвел глава Центрального
Союза профсоюзов Эстонии Харри Талига:
не повышая зарплаты, государство дает
сигнал таким работникам - пришло время
покидать страну. Не случайно, за последние
годы только медсестер уехало из Эстонии
в поисках лучшего заработка более тысячи
человек. И если бы подобные возможности
стали куда шире для спасателей и учителей,
полицейских и социальных работников,
то число эмигрантов исчислялось бы десятками
тысяч из числа представителей таких нужных
обществу и эстонскому народу профессий.
Среди "лузеров" бюджета 2012 года числятся
и местные самоуправления. Логика та же
- увеличив им отчисления по отдельным
статьям, государство одновременно забрало
у них важные статьи дохода в свою пользу.
Теряя и без того не самое массовое население
своих территориальных единиц (кто эмигрирует,
кто перебирается из провинции в столицу,
где все заработки и деньги страны), волости
и уезды Эстонии испытывают острейшую
нехватку финансов. А принятое парламентом
Эстонии решение отменить с 2013 года земельный
налог пробьет очередную брешь - уезд Пярнумаа
лишится, к примеру, 13% своих нынешних поступлений.
Согласно последнему опросу, руководители
лишь 40 самоуправлений среди 226 назвали
свое положение удовлетворительным. Не
удивительно, что среди довольных положением
- самодостаточные Таллин и Тарту. Лидером
же рейтинга по самодовольству оказалась
волость Виймси - эстонский аналог российской
Рублевки.
Ну и, наконец, главными жертвами
бюджета 2012 года станут просто рядовые
жители страны - обычные обыватели.
Без повышения зарплат, без роста
социальных гарантий и льгот они
не смогут справляться с нарастающим
грузом обязательств и расходов - рост
тарифов коммунального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце работы хотелось
бы задаться таким вопросом: каковы
будут основные приоритеты денежной
политики страны в ближайшие несколько
лет? Как мне кажется, в ближайшие
годы на развитие финансовой сферы
Эстонии будут оказывать
Приближение внутренних цен к мировым
с существенно снизит инфляцию, но вместе
с тем и прекратится рост валютного резерва
за счет покупателей из-за рубежа.
Инвестиции, сделанные в экономику Эстонии,
приведут к росту производства и улучшению
качества товаров, но экспорт этих товаров
все же вряд ли позволит компенсировать
потери, связанные с резким уменьшением
shopping-туризма.
Вместе с тем, не исключено и то, что из-за
появления качественных отечественных
товаров доля импорта в потреблении будет
ниже, чем в настоящее время, однако рост
реальных доходов повысит покупательскую
способность населения, что приведет к
увеличению рынка многих товаров длительного
пользования, которые в нашей стране не
производятся.
Выплата дивидендов иностранным инвесторам
приведет к оттку валюты из страны.
Cистема безналичных рассчетов (в т.ч. и
при помощи магнитных карт) будет постепенно
уменьшать роль наличных денег повысит
эффективность нашей денежной системы.
Все это приведет к необходимости пересмотра
многих важных постулатов нынещней экономической
политики. В частности, поддержание стабильности
кроны потребует основательного пересмотра
экспортной политики (на смену ценновой
конкуренции должна будет прити неценовая),
нахождения Эстонией своей ниши на мировом
рынке и специализации именно в этой области,
значительных перемен в политике туризма
(без этого республика не сможет на равных
конкурировать с Англией, Францией, Германией).
Как мы видим, успех будущей денежной политики
во многом зависит от того, насколко успешной
окажется реформа в других сферах экономики.
По всей видимости, надо готовиться к тому,
что курс кроны к немецкой марке не будет
вечно держаться на одном и том же уровне:
как только наши цены превысят цены мирового
рынка (а все прогнозы инфляции, сделанные
на 1994 и 1995 год, неизменно оказывались
заниженными), валютный запас начнет стремительно
таять. Кроме того, фиксированный курс-это
явление переходное: по мере либерализации
экономики придется отказаться от подобной
меры. А это заставит БЭ полностью пересмотреть
источники регулирования денежного обращения
и найти другие пути поддержания стабильности
национальной валюты.
Если же попытаться выделить основную
цель денежной политики Эстонии, то это,
безусловно, будет вхождение в европейскую
валютную систему через интеграцию с ЕЭС.
Исходя из этого стратегия финансовой
политики будет состоять прежде всего
в том, чтобы выполнить нормативы, связанные
с членством в Европейском Союзе. А это
предполагает снижение инфляции, сбалансированность
платежного баланса, экономическую стабильность.
За последние три года Эстония прошла
значительную часть этого пути, но много
еще предстоит пройти в будущем. И есть
все основания надеяться, что рано или
поздно этот путь будет пройден до конца.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1."Финансовая газета. Региональный выпуск", N 44, октябрь 2008 г.
2. BusinessForecast.by
3. Бюджетный процесс в зарубежных государствах / Под редакцией Н.М. Касаткиной, Д.А. Ковачева, В.И. Лафитского и др. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - 145 с.
4. Государственные и муниципальные финансы. Под общ. ред Мацкуляка И.Д., 2012
5. В.Ф. Паульман «Европейский Союз и Эстония» Таллинн 2000