Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:36, реферат

Краткое описание

Цель работы - выявить сущность франчайзинга как вида предпринимательской деятельности.
Объект исследования - франчайзинг.
Предмет исследования -
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- рассмотреть историю развития франчайзинга;
- дать понятие и рассмотреть виды франчайзинга;
- проследить развитие франчайзинга в России.

Содержание

Введение
1. История развития франчайзинга
1.1. Развитие франчайзинга в России
2. Понятие и виды франчайзинга
3. Виды франчайзинговых систем
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Франчайзинг.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

Наиболее ярким  представителем, использующим систему  производственного франчайзинга, является компания Coca-Cola. Централизованное производство безалкогольных напитков невыгодно в связи с удаленностью от потребителей и большими неоправданными затратами. Поэтому комиссия обеспечивает конечных производителей специальными концентратом и предоставляет право на использование технологии. В 1995 г. компания вышла на российский рынок путем заключения франчайзинговых договоров. Она не ведет самостоятельного строительства заводов по производству продукции; предметом продаж является рецепт производства и хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка.

Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:

-разделение  труда и специализация производства;

- повышение объема  производства и расширения производственной  программы;

- обеспечение  экономичности производства;

- увеличение  гибкости производства и сбыта  в соответствии с требованиями  рынка;

- освоение производства  новых изделий в зависимости  от изменений на рынке.

Производственный  франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг — не просто договор, это система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения — услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.

Знакомая всем франчайзинговая система “Макдоналдс” наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Активно работает на российском рынке компания Kodak. Крупнейший представитель франчайзинговой сети — компания Marriott — знакома нам по гостинице Marriott Grand Hotel.

Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребителей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает, помимо всего прочего, положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.

Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с предложением покупки франшизы. Франшиза — это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т. д., предлагаемых франчайзером к продаже.

На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.

Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (франчайзеру), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса (франчайзи)

Виды франчайзинговых систем

Франчайзинговые системы существуют в нескольких формах и классифицируются в зависимости от состава участников. Партнеры по соглашению могут взаимодействовать следующим образом:

• производитель  с производителем;

• производитель  с оптовым продавцом;

• производитель  с розничным продавцом;

• оптовый продавец с оптовым продавцом;

• оптовый продавец с розничным продавцом;

• розничный  продавец с розничным продавцом;

• обслуживающее  предприятие с обслуживающим  предприятием.

1. Производитель  с производителем

Данные отношения  можно наглядно рассмотреть на следующем  примере. Допустим, компания разработала  и запатентовала новую технологию производства, которая позволяет  сокращать затраты на 25%. Другие предприятия  могут также захотеть воспользоваться  подобным способом производства.

Вот с этого  момента и могут начаться взаимоотношения. Фирмы пользуются лицензией на право  применения данного технологического процесса, а компания новатор получает за это определенное комиссионное вознаграждение, называемое роялти. Лицензиаром в  данном случае выступает франчайзер, а лицензиат представляет собой франчайзи. Но при такой связи франчайзи не теряет своей автономности, ему предоставлена практически полная свобода действий (процедуры и политика не регламентируется, как впрочем, и технологическое оборудование).

2. Производитель  с оптовым продавцом

Данный вид  отношений хорошо просматривается  в работе крупнейших производителей прохладительных напитков. Которые  переводят на франчайзинговые условия свои разливочные мощности. Они передают франчайзи права на использование сиропного концентрата, который сами производят.

3. Производитель  с розничным продавцом

Это франчайзинговая система первого поколения, которая зародилась в самом начале автомобилестроения. Производителями автомобилей создавались дилерские сети, основанные на принципе франчайзинга. Аналогичным образом действовали производители бензина и заправочные станции.

4. Оптовый продавец  с оптовым продавцом, оптовый  продавец с розничным продавцом

Данные категории  не имеют четкого определения, но, по сути, мало чем отличаются от отношений  производителя с розничным продавцом.

5. Розничный  продавец с розничным продавцом

Большая часть  таких соглашений возникает в  тот момент, когда крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение развивать свою сбытовую систему подобным образом.

6. Обслуживающее  предприятие с обслуживающим  предприятием

В этих отношениях франчайзер практически выступает продолжением франчайзера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стремительный рост франчайзинга, который наблюдается практически во всем мире, похоже, будет продолжаться. Однако весьма мало вероятно, чтобы франчайзинговые системы завтрашнего дня были полностью идентичными тем, что существуют сегодня. При стремительно изменяющейся экономике и в то время, когда идея создания единого мирового рынка практически стала реальностью, некоторые внутренние аспекты природы франчайзинга как такового находятся на грани изменения. Одним из ключевых факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сектором сферы услуг. Франчайзинг особенно хорошо подходит для бизнеса в сфере общественного питания, поэтому большую популярность, в наше время, приобретает деловой франчайзинг. Он предполагает приспособляемость к условиям рынка. Передача полной концепции бизнеса облегчает вхождение франчайзинга в предпринимательскую деятельность, по той причине, что данный вид франчайзинга регламентирует практически все аспекты деятельности данного предприятия. Также при использовании, делового франчайзинга, франчайзер предлагает различные льготы франчайзи, что в итоге не может оказать положительное влияние как на деятельность отдельного франчайзи, так и на функционирование всей системы в целом. Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, а США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге. На ряду с этим, для франчайзи все складывается не так уж и гладко. Как показывают исследования, примерно половина из регистрируемых в России предприятий малого бизнеса так и не смогли развернуть свою деятельность из-за недостатка стартового капитала. Очевидно, что франчайзи придется столкнуться с теми же проблемами, что и остальным мелким предпринимателям. Отсутствие собственных средств, сдерживало и будет сдерживать успешное развитие франшизных предприятий, но есть основания полагать, что благодаря специфическим особенностям франчайзинга рынок альтернативного финансирования в настоящий момент для них более благоприятен. К сожалению, на поддержку со стороны франчайзеров отечественным предпринимателям пока рассчитывать не приходится. Такая позиция основана на нестабильности российского инвестиционного рынка и зарубежные франчайзеры опасаются рисковать, не имея надежных гарантий. Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - -то эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.  
 
 
 
 

В заключении хотелось бы отметить, что применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу - хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются).

Для правообладателя  франчайзинг является наиболее удобным средством расширения своего бизнеса, в том числе и в международном масштабе. Франчайзинг избавляет его от необходимости открывать огромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, инвестировать средства в приобретение недвижимости и других основных фондов, необходимых для осуществления соответствующей деятельности, нанимать работников. Вместе с тем предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, который сохраняет над ними практически такой же контроль, как если бы они в действительности были его подразделениями или филиалами. Все это и дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные сети фирменных магазинов, ресторанов или гостиниц.

Для пользователя франчайзинг существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, «раскрученной» вывеской и вступает на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности. Поскольку пользователи чаще всего обслуживают потребительский рынок, указанная особенность франчайзинга стимулирует развитие малого и среднего бизнеса и уже сама по себе дает достаточные основания для того, чтобы развивать данную форму предпринимательства.

Рассматривая  преимущества франчайзинга, нельзя не остановиться на том, какие последствия имеет для потребителя его широкое использование. С одной стороны, франчайзинг способствует насыщению рынка доброкачественными товарами и услугами. С другой - франчайзинговые соглашения могут привести к нарушению прав и интересов потребителей. Ведь сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарные знаки. При такой ситуации права потребителя могут пострадать. С этой точки зрения наиболее опасным для потребителя является производственный франчайзинг. Когда потребитель покупает товар, произведенный по лицензии (лицензионный товар), он, по крайней мере, отдает себе отчет в том, что этот товар произведен не обладателем товарного знака, а совсем посторонней фирмой, которая может и не обеспечивать ожидаемого качества. Если же потребитель покупает товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией.

Необходимость защиты интересов потребителей и, в  широком смысле, общественных интересов  является одним из оснований законодательного регулирования франчайзинга. В ГК эта задача реализуется через нормы о регистрации договора коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028), об информировании потребителей и обеспечении надлежащего качества предлагаемых пользователем товаров, работ и услуг (ст. 1032), об ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1034).

Второе  основание, тесно связанное с  первым, состоит в необходимости  защиты конкурентного рынка от злоупотреблений, возможных в связи с реализацией  франчайзинговых соглашений, которые нередко содержат разного рода ограничительные условия. Этой цели служит статья 1032, которая конкретизирует применительно к франчайзингу нормы действующего антимонопольного законодательства и должна рассматриваться с ними в общем контексте.

Наконец, третье основание, характерное именно для нашей страны с ее переходной экономикой и своеобразным правовым менталитетом, заключается в том, что в отсутствие легального определения  института и хотя бы исходного  регулирования связанных с ним  правоотношений (в том числе прав и обязанностей сторон по договору, условий его изменения и прекращения) практическое развитие этого института  было бы существенно затруднено. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы  
 
1. Введенние во франчайзинг /Под ред. С. А. Силинга. - Санкт-Петербург, 2006. - 420 с.  
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М. Инфра-М - Норма. 2007.  
3. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса: (Организация, технология, методы, аспекты). Практическое пособие для предпринимателей. - Тольятти: Дока-Пресс, 2005. - 231 с.  
4. Как преуспеть в бизнесе. - М.: Инф.-внедр.центр "Маркетинг", 2008. - 411 с.  
5. Льюис Г. Радник. Введение во франчайзинг, 2006 г.  
6. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу: Пер. С англ. - М.: Соваминко, 2005. - 176 с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Франчайзинг