Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:06, реферат
В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция цены используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учёт в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Функции, виды и значение цены на предприятиях общественного питания
Цена на предприятиях общественного
питания оказывает
учетная;
стимулирующая;
распределительная.
В учетной функции цены отражаются
общественно необходимые
Цены можно классифицировать по разным экономическим признакам.
Система цен в рыночной экономике
Классификационный признак |
Виды цен и тарифов | |
по сферам товарного обращения |
Оптовая цена Закупочная цена Экспортная цена |
Розничная цена Тариф на услугу |
по формам продаж |
Контрактная цена Цены ярмарки Цены товарных аукционов |
Биржевые котировки Комиссионные услуги |
по стадиям продаж |
Цена предложения Цена спроса Цена поставки |
Отпускная цена Цена покупки |
по степени регулирования |
Регулируемая цена Жестко фиксированная цена |
Свободная цена |
по территории действия |
Единая или поясная цена |
Региональная цена |
по степени устойчивости во времени |
Твёрдая цена Скользящая цена Разовая цена |
Подвижная цена Сезонная цена Цена с последующей фиксацией |
по степени соответствия рыночным условиям |
Цена равновесия Цена распродажи |
Демпинговая цена |
по степени обособленности товарной единицы |
Паушальная цена Групповая цена |
Позиционная цена Цена товарной единицы |
по исходной цене-ориентировке для внесения поправок или фиксации уровня |
Расчётная цена Справочная цена |
Цена безубыточности Цена прейскурантов |
другие виды цен |
Трансфертная цена |
Мировая цена |
По сферам товарного обращения
различают оптовые цены покупки
и продажи. Оптовыми называют цены,
по которым продукция реализуется
крупными партиями, в условиях так
называемой оптовой торговли. Система
оптовых цен применяется в
торгово-сбытовых операциях между
предприятиями, а также при реализации
продукции через
В сфере обращения действуют различного рода скидки (наценки).
Торговая наценка (надбавка) – это
добавленная стоимость к
Торговая скидка – это часть розничной цены товара, предназначенная для возмещения издержек обращения, уплаты налогов и получения прибыли.
Простая скидка применяется в случае
оплаты товара наличными деньгами.
Скидка за объем предоставляется
покупателям, закупающим товар большими
партиями. Бонусная скидка предоставляется
постоянным покупателям в зависимости
от оборота в течение
Цены могут также
По степени и способу
- жёсткофиксированные (назначаемые);
- регулируемые (изменяемые);
- договорные (контрактные);
- свободные (рыночные).
Жёсткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами. Их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. Не следует думать, что государственные цены назначались произвольным образом, в основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация. Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведёт к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать и снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства. Однако, тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и роста спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условии нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счёте дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определённый урон наносится и производителям - по низким ценам им не выгодно продавать свою продукцию и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены. Регулирование цен по величине может также проводится путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем 50 %. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной. Жесткое воздействие государственных органов на цены посредством регулирования осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего воздействия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости). Приходится наблюдать и регулирование цен со стороны мафиозных структур, подчиняющих себе рынок. Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющий акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов. Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Но реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.
По степени устойчивости во времени
различают твёрдые, подвижные и
скользящие цены. Твёрдые цены называют
постоянными (фиксированными, стабильными).
Такие цены применяются в сделках
с немедленной поставкой или
с поставкой в течение
По степени соответствия рыночным условиям различают не только цены равновесия (такие цены, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке.), но и демпинговые цены (это искусственно заниженные цены, применяемые как средство для вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж) и цены распродаж.
По степени обособления
Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри предприятия при реализации продукции между подразделениями предприятия, а также разных предприятий, но входящих в одну ассоциацию. Например, трансфертные цены могут устанавливаться на полуфабрикаты, управленческие и информационные услуги.
Мировые цены складываются под влиянием
экономических, природно-климатических,
политических и других факторов. Поэтому
мировая цена на один и тот же
товар может быть разная в разных
районах земного шара. В основе
мировой цены лежит интернациональная
стоимость, которая ориентируется
на издержки производства и реализации
товара тех стран и регионов, которые
поставляют основную его массу на
мировой рынок. Практически это -
цены продавцов в основных центрах
экспорта данного товара и цены покупателей
в важнейших центрах его
Цена продажи кулинарной продукции
и покупных товаров представляет
собой разновидность розничной
цены, так как это цена продажи
индивидуальному конечному
На социально-организованных предприятиях
питания применяются
Ценообразование в ресторанном
бизнесе является наиболее сложным
из всех составляющих этого вида бизнеса.
Однако правильное определение цены
является важным и определяет в конечном
итоге результат и
Известный ресторатор, итальянец, Марциано Палли, приехавший работать в Россию, и автор книги "Справочник совершенного хозяина ресторана, 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе" предлагает устанавливать цену, учитывая следующие параметры (процентное соотношение условно и определяет степень влияния того или иного параметра на цену продажи):
Стиль ресторана 7%
Желаемый уровень дохода 15%
Категория клиентов 20%
Склонность клиентов к затратам 15%
Финансовые возможности
Себестоимость блюда 25%
Цены конкурентов 8%
В данном случае имеется в виду сумма конечной наценки, которая входит в состав цены.
1.2 Формирование цен и
их структура и состав на
предприятиях общественного
Ценообразование - это процесс установления уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему. В понятие «ценообразование» входит совокупность организационных и методологических мер по определению цены на товары в их продвижении из сферы производства в сферу обращения и потребления.
Каждая цена включает в себя определенные
элементы, и в зависимости от вида
цены состав этих элементов может
меняться. Важной задачей является
определение структуры цены, то есть
соотношения отдельных
Важным является также обоснованность
каждого элемента цены. На основе структуры
цены определяются резервы снижения
себестоимости. Если в составе цен
большой удельный вес занимают прибыль
и налоги, то у предприятия имеется
возможность последовательно
Состав и структура цены:
Информация о работе Функции, виды и значение цены на предприятиях общественного питания