Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:56, доклад
Инновации в сфере розничной торговли заставляют владельцев магазинов и производителей увеличивать усилия по завоеванию и удержанию покупателей. Удобство и эффективность форм внемагазинной торговли настоятельно требуют улучшения сервиса, а изменения в поведении покупателей – изобретения и применения новых методов для привлечения клиентов. Возрастающая конкуренция заставляет торговцев концентрировать свои усилия на создании конкурентных преимуществ магазинов, их индивидуальности. Инструментом достижения таких преимуществ и является мерчандайзинг - маркетинг в стенах магазина (так его определяет вышеупомянутый Уильям Уэллс в своей книге «Реклама: принципы и практика»).
Мерчандайзинг - это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
Ключевые слова здесь - “торговый
зал”, или магазин. Магазин (по утверждению
Уильяма Уэллса) - это место встречи
покупателя, товара и денег. Еще и
идей. Люди совершают покупки в
магазинах и других розничных
предприятиях не только потому, что
им необходимо что-то есть, пить, носить,
чинить и тому подобное, а потому
что каждый визит в магазин
может быть удовольствием, маленьким
открытием или долгожданной находкой.
Розничная торговля может познакомить
нас с продуктами разных стран, достижениями
науки и техники, культуры и искусства,
новинками и изобретениями, многообразием
альтернатив. Мы обогащаем свой социальный
опыт встречами с разными людьми,
знакомством с образом жизни
различных групп и классов. Темпы
роста внемагазинной торговли, в
особенности электронной
Инновации в сфере розничной торговли заставляют владельцев магазинов и производителей увеличивать усилия по завоеванию и удержанию покупателей. Удобство и эффективность форм внемагазинной торговли настоятельно требуют улучшения сервиса, а изменения в поведении покупателей – изобретения и применения новых методов для привлечения клиентов. Возрастающая конкуренция заставляет торговцев концентрировать свои усилия на создании конкурентных преимуществ магазинов, их индивидуальности. Инструментом достижения таких преимуществ и является мерчандайзинг - маркетинг в стенах магазина (так его определяет вышеупомянутый Уильям Уэллс в своей книге «Реклама: принципы и практика»). Необходимость мерчандайзинга доказывает тот факт, что 2/3 всех решений о покупке потребители принимают, стоя перед прилавком. Даже, если покупка определенного вида товара запланирована предварительно, 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе в пользу той или иной торговой марки непосредственно в торговом зале. То есть у 9 из 10 потребителей, пришедших в магазин, нет окончательно сформированного решения, какую именно марку продукта они предпочтут. Таким образом, если сфокусировать внимание покупателя на той или иной марке или виде товара, можно увеличить их продажу, а, следовательно, и прибыль от их реализации.
Задачи мерчандайзинга делятся на четыре группы, согласно количеству элементов комплекса маркетинга:
1. Товар. Совершенствование
2. Цена. Принятие решений о ценовой
политике и стратегии;
3. Место. Создание неповторимой
атмосферы магазина; совершенствование
планировки магазина, использование
знаков и указателей для
4. Продвижение.
Цели мерчандайзинга:
· увеличение объемов продаж;
· формирование
· обеспечение потребителей необходимой информацией;
· увеличение времени пребывания и
числа покупок клиента в
С помощью мерчандайзинга продавец реализует последний шанс показать покупателю товар, повлиять на его выбор и подтолкнуть его купить больше единиц товара.
Исследования показали, что покупки можно разбить на три группы:
Определенные, когда покупатель точно знает, что ему нужно.
Неопределенные, когда покупатель, представляет в общих чертах, что он хочет купить, но конкретный товар не выбрал (например, он знает, что ему нужно какое-нибудь жаропонижающее).
Импульсивные, когда решение о покупке принимается непосредственно в торговом зале.
Мерчандайзинг направлен на то, чтобы увеличить вероятность совершения покупателем импульсивной покупки, и направить внимание покупателя на определенный товар при неопределенной покупке.
Основные принципы мерчандайзинга:
1. Рациональное размещение
2. Эффективное использование
3. Расширение ассортиментного
4. Учет плотности потока
5. Принцип «слева направо». В ряду упаковок самые крупные размещаются справа.
6. Принцип ассиметрии. Означает, что в ряду упаковок следует оставлять промежутки.
Остановимся подробнее на некоторых частных приемах мерчандайзинга.
Цветовая блокировка.
В среднем посетитель пробегает взглядом по полкам товаров со скоростью 1,2 м/с с расстояния 2,5 метра. Чтобы выделить нужную упаковку среди сотен других, продавцы и дизайнеры иногда используют цветовую блокировку. Суть ее в том, что товары с упаковкой одного цвета на полке расставляют вместе. В результате создается одноцветный блок товаров. В то же время блоки, сочетающие различные цвета, могут рождать полезные для продажи ассоциации. Обратным способом привлечения может служить контраст - не только цветовой, но и по форме.
Подробно изучением
Основные правила выкладки товаров:
Товары с высокой скоростью реализации (или в данный момент рекламируемые) должны занимать большую площадь, нежели медленно реализуемые товары. Важный момент состоит в том, что ни в коем случае нельзя размещать вышеуказанные товары рядом, поскольку они просто «отберут» друг у друга объемы продаж.
Рекламируемые товары должны находиться на видном месте. Товары импульсивного спроса размещаются вокруг них и товаров с высоким уровнем спроса.
Товары повышенного спроса
необходимо размещать
Сопутствующие товары рекомендуется группировать.
Основные правила
1. «Продавать людям». Продавец должен
постараться применить
2. Уметь «продать себя», то есть произвести благоприятное впечатление на покупателя.
3. Определять цели, преследуемые во время продажи.
4. Знать товар и ответы на возможные вопросы.
5. Уметь слушать.
6. Связывать характеристики
7. «Продавать результат». Следует
помнить, что покупателя
8. Селективно использовать
9. Помнить уникальные
10.Не только говорить, но и показывать.
11 .Контролировать свое
12.Быть осторожным в критике конкурентов.
В использовании методов
мерчандайзинга имеются
-Если предприятие торгует исключительно дешевыми товарами либо товарами малоизвестных фирм, ориентируясь на экономическую обстановку и конъюнктуру местного рынка.
-Если товар неизвестен на рынке.
-Если стоимость продукции, напротив, очень велика. Так, весьма ограниченное использование технологий мерчандайзинга возможно при сбыте, скажем, медицинской техники, поскольку решение о покупке часто принимается после персонального, иногда неоднократного, общения с продающей стороной.
-Если покупатели территориально сконцентрированы.
-Если есть необходимость подгонять продукцию к индивидуальным требованиям заказчика.
-Если товар приобретается нечасто.
-Если ассортимент товаров одного типа слишком широк.
Это может смутить покупателя,
которому в данном случае
Важными факторами, определяющими целесообразность использования мерчандайзинга, являются объем обслуживаемой территории и ассортимент товаров. Чем больше покупателей и шире ассортимент товаров разного вида, тем эффективнее использование приемов. Напротив, совершенно не стоит применять инструменты, соответствующие последнему слову техники, в маленькой аптеке.
В крупных организациях
Этапы разработки системы:
Разработка концепции.
Создание дееспособной
Внедрение концепции.
Контроль и корректировка действий в соответствии с меняющейся ситуацией.
Мерчандайзинг начинается