Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:30, доклад
Социальная ответственность необходима российским компаниям. Поэтому невольно встают вопросы: Что может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственного работодателя? Какие условия формирования социальной ответственности в условиях кризиса?
Что нужно сделать российской компании, чтобы стать социально ответственной?
В условиях всемирного
экономического кризиса у предприятий
и организаций различных форм
собственности смещаются
В последнее время тема социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной.
Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. В период экономического кризиса участие бизнес-сообщества в социальном развитии страны положительно скажется на сохранении равновесия в российской государственности и экономике. Понимание общественной значимости деятельности корпораций в социальной сфере находит выражение в распространении корпоративной социальной ответственности (КСО). Финансовая и социальная ценность программ в области КСО впервые начала широко изучаться и применяться за рубежом. В западных странах концепция КСО уже несколько десятилетий является основой деятельности множества компаний. Реакцию российских корпораций на глобальную тенденцию распространения концепции КСО (особенно тех, акции которых не имеют хождения на фондовых рынках) можно назвать равнодушной.
Социальная ответственность необходима российским компаниям. Поэтому невольно встают вопросы: Что может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственного работодателя? Какие условия формирования социальной ответственности в условиях кризиса?
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) - это особый тип стратегии компании, при котором она принимает на себя определенные обязательства в отношении как внешней среды (внешняя СОБ), так и внутренней (внутрикорпоративная СОБ)1. Внутрикорпоративная социальная ответственность бизнеса определяет кадровую политику компании, своего рода "идеологию" действий в отношении персонала для достижения целей СОБ (привлечение и удержание, мотивирование и обеспечение лояльности персонала). В рамках кадровой политики реализуются меры социальной политики, позволяющие решить задачи удержания персонала и обеспечения его лояльности на основе удовлетворения социальных потребностей работников.
Средства внутрикорпоративной социальной ответственности разнообразны, на наш взгляд, к ним можно отнести:
- сознательный
отказ от теневых форм
- создание справедливых и прозрачных систем оценки и вознаграждения персонала;
- формирование корпоративной культуры, ценности которой разделяются сотрудниками организации (т.е. недекларативной культуры);
- обеспечение
конкурентного уровня
- оказание сотрудникам
социальных услуг
- обеспечение
участия персонала в
- обогащение
содержания труда сотрудников,
предоставление персоналу
Можно сказать, что средства внутрикорпоративной социальной ответственности определяют основные принципы работы с персоналом по различным направлениям. Действительно, забота о персонале может быть только комплексной, и создание позитивного внутреннего имиджа - это цель, которой нельзя достичь с помощью осуществления только отдельного мероприятия или отдельного направления работы с персоналом.
Идеология внутрикорпоративной социальной ответственности определяется многими факторами: как объективными, так и субъективными. К объективным факторам формирования относят:
- потребность
в конкурентоспособном и
- форму собственности;
- экономическое положение организации;
- стадию жизненного цикла;
- тип реструктуризации;
- строгость государственного контроля;
- зрелость системы социального партнерства3.
Субъективные факторы формирования внутрикорпоративной социальной ответственности включают в себя характеристики руководителей организации (компетентность и стиль управления) и характеристики персонала (сплоченность, лояльность и конкурентоспособность).
Объективные факторы
связаны с развитием
Для многих бизнесменов становится все очевиднее тот факт, что успех компании на рынке во многом зависит от объема ее инвестиций в социальную сферу страны. Как показывает практика, высокая корпоративная социальная ответственность позволяет сформировать положительный имидж фирмы или предприятия. Это, в свою очередь, дает компании определенные выгоды:
Существует немало причин, по которым социальной ответственности должно быть уделено особое внимание. Прежде всего, не стоит забывать, что усиление глобализации, укрупнение и рост влияния бизнес структур обостряет конкуренцию на рынке, а значит, увеличивает роль бренда и имиджа компаний. При этом активизируется гражданское самосознание, обостряется борьба между компаниями за высококвалифицированные кадры6.
В настоящее время социальная ответственность предприятий предусматривает достаточно широкий спектр мероприятий – от регулирования внутренних вопросов до активной общественной деятельности. Она включает в себя обязательное медицинское страхование, соблюдение промышленной безопасности, охрану труда, пенсионное обеспечение, поддержку различных социальных фондов.
Для многих компаний сегодня в их деятельности большое место занимает социальная ответственность. Разработанные специалистами программы по повышению социальной ответственности бизнеса предоставляет определенные выгоды предприятию:
Тем компаниям и предприятиям, которым важен имидж в деловом мире и репутация на рынке, следует избегать поводов, которые могут стать темой для негативных публикаций в средствах массовой информации или Интернете. Ведь из-за этого снижается социальная ответственность предприятий, следовательно, падает их рейтинг. Подобными поводами считаются:
Безусловно, крупные компании являются лидерами в плане внедрения различных социальных программ. Ведь они обладают большим весом в обществе, значительным влиянием на рынке, огромными капиталами, а значит, и массой возможностей. Но это не должно отталкивать мелких и средних «конкурентов» от участия в данном процессе. У таких небольших компаний, которых волнует социальная ответственность предприятий, есть определенные преимущества:
Под корпоративной социальной ответственностью сегодня понимается модель стратегического поведения корпораций, при которой разрабатываются и проводятся в жизнь программы социально ответственных инициатив, непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальных сферах.
Хотелось бы подчеркнуть, что распространенность в современных условиях корпоративной социальной ответственности возникает под влиянием стратегической конкурентоспособности крупного бизнеса, в котором кроме экономической и управленческой эффективности все более значимой становится способность корпорации выстроить с обществом и государством цивилизованные отношения.
Таким образом, мы видим, что российским предприятиям необходимо становится социально ответственными. За счет чего это может быть достигнуто?
Для начала нужно создать нормальные условия для развития в России бизнеса и честного предпринимательства. Все это - задачи государства, хотя участие негосударственных организаций, так называемого третьего сектора, чрезвычайно важно и продуктивно. Таким образом, для того чтобы отечественный бизнес стал реально социально ответственным, требуется наличие у него сильной мотивации (как внешней, так и внутренней). И хотя сегодня она практически отсутствует, поскольку государство не поощряет благотворительность, общество не вполне понимает, кто и какие задачи должен решать, а сами компании в большинстве своем еще не определились в этом вопросе, тем не менее уже имеются положительные сдвиги в этом направлении. Во многом они вызваны уже отмечавшимся уходом государства из социальной сферы, так сказать, его социальной безответственностью.
Разработка и внедрение разумной и эффективной политики корпоративной социальной ответственности - это шаг к признанию российских компаний на международной арене. Это начало длинного пути изменения стереотипов, имиджа предприятий РФ, возможность совмещения рыночной политики и социальной ориентации бизнес-структур.
Информация о работе Что нужно сделать российской компании, чтобы стать социально ответственной