Школа научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 07:45, реферат

Краткое описание

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

 


 


Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Школа научного менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:    Варанкин А.А. 
Проверила : Голивцова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                    

 

1.ВВЕДЕНИЕ                                                                                                

2.ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

 

 

 

 

 

 

ШКОЛА НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.

Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет) .

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента — это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели и стратегия — меняются конкретные задачи — меняются организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление. Историческая периодизация менеджмента подтверждает и показывает зависимость его развития от внешних условий, и прежде всего от исторического этапа развития общества .

Разделение и специализация труда обусловили появление промышленной системы производства, а развитие производства в свою очередь вызвало потребность в управлении его процессами — менеджменте. Заводское производство, создание поточных линий, стандартных взаимозаменяемых деталей привели к тому, что «видимая рука» управленческих решений и распоряжений пришла на смену «невидимой руке» рынка и конкуренции, стала силой, ответственной за поток товаров от поставщиков сырья через производство готовой продукции до потребителя. Менеджмент превратился в общественный институт, и хаос конкуренции, в котором происходил поиск эффективных систем управления, постепенно упорядочился и приобрел нынешнюю форму. Другими словами, потребность в координации была единственным и самым существенным фактором, приведшим к зарождению управления как профессии. Специализация организационных структур производства потребовала объединения всех структур в общую схему. И менеджмент возник для того, чтобы взять на себя ответственность за координацию и управление производством с целью повышения его эффективности.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления и как процесс принятия управленческих решений.

С этой точки зрения менеджмент является системой научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления.

В основу современной теории и практики управления положены следующие концепции:

научное управление;

административное управление;

управление с позиции психологии и человеческих отношений;

управление с позиции науки о поведении человека .

Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный менеджмент. Каждая из школ, является как бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда все нити будут переплетены в одну. Следует отметить, что элементы всех этих школ находят широкое применение в рамках одной организации и по настоящее время. Современное управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все лучшие идеи и достижения различных школ .

Но до XX в. никто не задумывался над тем, чтобы организациями управлять системно. Понимание этого вынашивалось в течение длительного времени, начиная с середины XIX в. и до 20-х гг. XX в. Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, зародилась в США.

Отправной точкой развития современного менеджмента считают 1866 год. В этом году бизнесмен Г. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе впервые говорилось о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механика Ф.У. Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента.

Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является ее основателем. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора — всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм—это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».

Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 г. в американском городе Филадельфия в семье юриста. Предполагая пойти по стопам отца, он в 1872 г. поступил в Академию Филиппа Экзетера в Нью-Гемпшире, но, занимаясь по ночам, испортил себе зрение и в 1875 г. поступил на работу механиком в маленькую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Затем была работа в Мидвейльской сталелитейной компании в должности главного инженера. В 1863 г. закончил заочно технологический институт и получил диплом инженера-механика.

Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. - «Принципы и методы научного менеджмента».

Родоначальник научного менеджмента Ф.У. Тейлор говорил, что «искусство научного управления — это эволюция, а не изобретение». Осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива требует управленческого воздействия в четырех его главных направлениях — планирование, организация, руководство и контроль.

Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.

Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.

Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного-рабочего, в то время как ранее рабочий сам выбирал себе специальность и сам обучался так, как умел.

В-третьих, администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация выполняет те виды труда, для которых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на рабочих.

Все эти принципы осуществлялись применительно к отдельному предприятию. Вся система была направлена на рационализацию труда. Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора.

  1. Расчленение производственных операций на составные элементы.
  2. Управление — активный фактор производства.
  3. Разделение труда непосредственно в сфере управления.
  4. Выделение планирования в качестве особой функции управления.
  5. Принцип принудительной централизации орудий труда, технологических процессов, а также условий и методов труда.
  6. Введение карт-инструкций.
  7. Введение высоких научно обоснованных норм.
  8. Введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки.
  9. Строгое иерархическое подчинение.

 10. Тесное сотрудничество администрации и рабочих.

 До Ф.У. Тейлора понятие менеджмента носило весьма обобщенный характер. Он впервые определил его как «рациональную организацию вообще» или «организацию производства» по отношению к промышленному предприятию. Теория возникла в условиях монополистического капитализма. Рост масштабов и концентрация производства требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без всесторонней рационализации экономики, времени и ресурсов [3].

Р.М. Фалмер в книге «Энциклопедия современного управления» приводит примеры, иллюстрирующие применение философии научного управления Тейлора. Приводим их здесь дословно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления

В данной курсовой работе исследован теоретический материл, касающийся концепции научного менеджмента, рассмотрены ее возникновение, ее основатель, то, какими способами и методами достигалось воплощение теории и практики научного управления в жизнь.

Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.И. Подлесных – СПб.: Издательский дом «Бизнес пресса», 2002. – с.14-15.
  2. Основы менеджмента и маркетинга в строительстве: Учебное пособие для студентов проф. Учеб. Заведений / В.И. Коробко, О.Н. Брюханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003ю –с.6-7.
  3. Менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп./Е.Е. Вершигора – М.: ИНФРА-М, 2006.- с.68-73.
  4. Менеджмент. Учебник/ Г.Б. Казначевская. Изд-е 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с.58-67.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Школа научного менеджмента