Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:32, контрольная работа
Термин «маркетинг» (от англ. marketing -- создание рынка, рынковедение) возник в экономической литературе США на рубеже XIX - XX столетий. Подходящего эквивалента этому слову в русском языке не нашлось, и поэтому используется его английское произношение с ударением на первом слоге -- маркетинг.
1. Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности. 1
1.1. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга. 1
1.2. Первый этап эволюции маркетинга (1860--1950 гг.) 3
1.3. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.) 4
1.4. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.) 7
1.5. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. -- настоящее время) 9
1.6. Становление маркетинга в России 11
2. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка. 18
2.1.Факторы влияющие на конъюнктуру рынка. 18
2.2.Основные объекты конъюнктурных исследований. 22
2.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка. 25
Список литературы: 29
единицу времени, при определенных условиях:
1. Цена данного товара.
2. Цены на исходные ресурсы .
3. Цены на другие товары
4. Наличие необходимых ресурсов.
5. Характер применяемой технологии.
6. Инфляционные ожидания.
7. Налоги и дотации.
8. Природно-климатические условия.
9. Количество продавцов.
Спрос может иметь следующие виды
Отрицательный спрос. Задача М. - изучить источник сопротивления,
определить, может ли пр-ма М. изменить негативное отношение путем переделки
товара и более активного стимулирования.
Отсутствие спроса. Потребители могут быть не заинтересованы в товаре или
безразличны к нему. Задача М. - отыскать способы увязки присущих товару свойств
с естественными потребностями и интересами человека.
Скрытый спрос. Много клиентов хотели бы иметь товары, которых не
существует. Задача М. - определить величину потенциального рынка и создать
эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
Падающий спрос. Маркетологи должны проанализировать причины падения
спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых
целевых рынков и изменения характеристик товара.
Нерегулярный спрос. Сбыт может колебаться в зависимости от сезона, дня и
даже времени суток. Задача М. - изыскать способы сгладить колебания в
распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и
прочих приемов побуждения (синхромаркетинг).
Поддерживаемый спрос. Случай, когда фирма удовлетворена своим торговым
оборотом. Задача М. - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на
меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию Фирма
должна заботиться о качестве товара и постоянно оценивать уровень
потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
Чрезмерный спрос. В ряде случаев спрос выше, чем фирма может или хочет
удовлетворить. Задача М. - изыскать способы временного или постоянного снижения
спроса (повышение цен, сокращение сервиса ).
Нежелательный спрос. Спрос на товары , вредные для здоровья. Задача М. -
убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя
устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.
Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия
отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени.
Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом
новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы
представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения
цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей.
Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития
экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.
Выделяются три уровня исследования конъюнктуры :
- Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства
отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием
конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический
потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые,
финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал;
институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы
концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы
государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее
структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на
формирование региональных рынков, уровень экономического развития,
распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением,
соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.;
соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных,
финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации
товаров.
- Отраслевой ( показывает положение в отрасли национального или
мирового хозяйства )
- Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в
масштабе мирового, национального или регионального рынка )
Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений
в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины , вызвавшие сдвиг
в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии
производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и
розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять
направления движения цен. На цены и издержки производства товаров
воздействует ряд различных факторов.
Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен,
производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику
и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о
направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию
развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на
данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре
потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура
рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства
позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и
предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.
Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли
разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении
направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих
исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за
необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг,
товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.
При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые
могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в
экономике исследуемой отрасли.
Количественное состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих
групп показателей :
- Измеряется объём и динамика производства в целом, размер инвестиций,
уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так
называемые показатели сферы производства.
- Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит, данные о
розничной и оптовой торговле -Перечисленное относится к показателям
внутрирегиональной торговли.
- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей,
объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа показателей
относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.
- Кредитно-денежное обращение. К этой группе оценки относятся курсы акций и
других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов,
валютные курсы.
Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень
сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен,
скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип
конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.
При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и
предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.
При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к
росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются
затруднение в сбыте товаров.
Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и
полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия
спроса и предложения на различных рынках.
Главные требования к информации - оперативность и достоверность. Информация
состоит из трёх этапов:
- Определение круга показателей;
- разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;
- Объём и форма представления информации.
При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми
экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в
соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины
этих изменений. После переработки информации составляется аналитический
документ, который называется конъюнктурный обзор.
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых
обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах