Экономическое стимулирование экологической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Украина входит в перечень стран, которые подписали и ратифицировали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол к ней, и взяли на себя обязательства не только защищать климатическую систему на благо современного и будущего поколений человечества, но и выполнять свои индивидуальные обязательства как Стороны Конвенции и Протокола. В частности, Украина обязалась проводить политику и мероприятия, направленные на борьбу с изменением климата, учитывая реальные социально-экономические условия страны, охватывать все источники и поглотители парниковых газов, а также соответствующие секторы экономики.

Содержание

Вступление
1. Экономические методы рационального природопользования
2. Модели организации и управления природопользованием
3. Формы эколого-экономических инструментов рационального природопользования
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф ЭМ.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Донецкий  нацИональнЫй унИверситет ЭкономИки  И торгОвлИ ИменИ михайла Туган-барановского

 

 

Кафедра «Маркетинга  и коммерческой деятельности»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экологический маркетинг»

на тему: «Экономическое стимулирование экологической деятельности»

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы МТ-11-СА

Ударцова А.М.

 

Проверил: Меркулова  А.В.

 

 

 

 

 

 

Донецк 2013

План

 

Вступление

1. Экономические методы рационального природопользования

2.  Модели организации и управления природопользованием

3. Формы эколого-экономических инструментов рационального природопользования

Выводы

Список использованной литературы

 

Вступление

 

Молодое Украинское государство с первых дней независимости  принимает активное участие в  международных природоохранных  мероприятиях и реализации экологических программ и проектов. Международное сотрудничество в отрасли окружающей природной среды занимает одно из важнейших мест во внешнеполитическом курсе Украины.

Охрана среды  обитания человека, как одно из важнейших  направлений экологической концепции Украины, тесно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека. Это так же является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. Ст.3 Конституции Украины устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Ст.50 Конституции Украины сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Можно выделить несколько основных положений механизма  реализации экологической концепции  Украины:

1. Постоянное  и неуклонное увеличение доли  средств государственного бюджета,  направляемых на охрану окружающей  среды и природных ресурсов.

2. Поэтапное  формирование экологического механизма  защиты окружающей среды и  природных ресурсов, обеспечивающего  устойчивое их воспроизводство.

3. Поэтапное  формирование нормативно-правового  механизма, соотносящего развитие  всех сфер общественного производства.

В Конституции  Украины, принятой 28 июля 1996 г. несколько  статей посвящены проблемам экологии. В частности, статья 16 гласит:

Обеспечение экологической безопасности и поддержание  экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства. 

Статья 50 Конституции  Украины:

Каждый  имеет право на безопасную для  жизни и здоровья окружающую среду  и на возмещение причиненного нарушением этого права ущерба.

Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии  окружающей среды, о качестве продуктов  питания и предметов быта, а  также право на ее распространение. Такая информация не может быть засекречена.

Данные статьи Конституции является наиболее важными  – они касаются самого существования  украинского народа, здоровья каждого  человека, который проживает на территории Украины, будущих поколений. Конституция  определяет как обязанность государства сохранение генофонда украинского народа, обеспечение экологической безопасности для человека и всего животного мира, преодоление особо тяжких для Украины последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 

Украина входит в перечень стран, которые подписали  и ратифицировали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол к ней, и взяли на себя обязательства не только защищать климатическую систему на благо современного и будущего поколений человечества, но и выполнять свои индивидуальные обязательства как Стороны Конвенции и Протокола. В частности, Украина обязалась проводить политику и мероприятия, направленные на борьбу с изменением климата, учитывая реальные социально-экономические условия страны, охватывать все источники и поглотители парниковых газов, а также соответствующие секторы экономики.

1. Экономические методы рационального природопользования

Одним из условий решения  проблемы рационального природопользования является внедрение четкой экономической  политики, фундаментальным, регулирующим механизмом которой являются административные меры. Экономическая политика рационального природопользования давно используется в развитых странах, в условиях, когда административно-принудительные меры являются главной частью регулирующего механизма. Начиная с 60-х годов прошлого столетия во многих странах начали внедрять эколого-экономические принципы хозяйствования, то есть возможность получения максимального экономического эффекта в условиях минимального нанесения ущерба окружающей внешней среды.

В Украине накоплен пока небольшой опыт применения экономических рычагов регулирования природопользованием. Сегодня достаточно очевидна необходимость реализации согласованной экономической и экологической политики на пути ускорения экономического роста страны.

Внедрение эколого-экономических рычагов создало реальные стимулы к более рациональному использованию природных ресурсов, определило также реальные источники финансирования природоохранной деятельности

Для финансирования природоохранных  затрат, связанных с воспроизведением и поддержкой природных ресурсов в надлежащем состоянии, в государственном бюджете Украины с 1994 года создан отдельный раздел \"Охрана окружающей природной среды и ядерная безопасность \"Этим разделом предусмотрены расходы на охрану и рациональное использование водных, минеральных, земельных ресурсов, создания лесных насаждений и полезащитных полос, сохранение природно-заповедного фонда, содержание местных природоохранных органов.

В Украине действует  система государственных целевых  фондов охраны окружающей природной среды на общегосударственном и местном уровнях, а с 1998 году она включена в состав соответствующих бюджетов

В то же время, существующие экономические уровне сборов и штрафов, выплачиваемых предприятиями за загрязнение окружающей природной среды и нарушение действующего природоохранного законодательства, является более ГТО низкими для того, чтобы активно стимулировать природоохранную деятельность. Ситуация еще больше ухудшается в связи с недостаточным финансовым обеспечением, характерным для большинства предприятий, а так же слабой позицией органов экологического контроля. Существующая система экономических методов рационального природопользования является громоздкой и сложной с административной точки зрения. Основная ее задача заключается в обеспечении денежных поступлений в фонды охраны окружающей природной среды, а не в стимулировании мероприятий по более эффективного управления природопользованием.

Способность Украины  предоставлять финансовые средства для реализации стратегии управления природоохранной деятельностью будет в значительной степени зависеть прежде всего от того, что может быть сделано в рамках существующей организацийно-правовой структуры финансирования природоохранных мероприятий. Поэтому четкое представление о существующей организационно-правовой структуре финансирования природоохранных мероприятий является важным шагом в процессе разработки необходимых экономических рычагов поддержки и реализации стратегии рационального природопользования.

 

 

 

 

 

2. Модели организации и управления природопользованием

 

 

Действующие сейчас в Украине модели организации  и управления природопользованием  сами по себе не обеспечивают согласование экономических и природоохранных  целей в масштабах государства. В связи с этим возникла Необходимость разработать систему экологического менеджмента, как более прогрессивную модель для условий рыночных трансформаций.

За рубежом  уже предприняты попытки реализации экологического менеджмента в хозяйственной  деятельности. При этом система и экологического менеджмента и экологического аудита (СЕМА) рассматривается как действующий рычаг регулирования процесса загрязнения, ответственность и партнерство являются главными факторами в охране окружающей среды время, СЕМА - это рыночно ориентированный механизм, а не инструмент государственного руководства.

Экологический менеджмент можно определить как  сложную междисциплинарную науку, цель которой - найти пути обеспечения  наиболее конкурентоспособных решений  в области управления природоохранной  деятельностью. Однако, к применения экологического менеджмента в моделях трансформаций в Украине до сих пор еще четко не просматривается Поиск путей реформирования экономики Украины должен быть неотделим от механизма реакции системы экологического менеджмента. Эта установка заложена, в частности, в \"Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности \"Согласно этому документу, переход экономической системы к рынку должен не только повысить эффективность производства, но и способствовать ликвидации субсидий на использование природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды благодаря применению разнообразных инструментариев экологического менеджмента и экологического аудита.

Чтобы активизировать экологическую компоненту в моделях  рыночных реформ в Украине, с учетом тенденций современного момента, необходимо ускорить внедрение рыночного механизма  регулирования природоиспользования, применяя одновременно административные и экономические рычаги (подразумевается, прежде всего, дальнейшее развитие и укрепление методической основы системы платежей за загрязнение природной среды и использования ее ресурсного потенциала), при этом должна действовать система экономических льгот, поскольку сегодня государство не может нести прямую ответственность за загрязнение окружающей среды и проведения очистных мероприятий из средств госбюджета.

Если учесть тяжелое финансовое положение большинства  объектов, резкое сокращение бюджетного финансирования, выделяемого на охрану природы и воспроизводства природных ресурсов, недостатки законодательства, определенное государственное управление в этой сфере, низкое качество сырья и материалов, рост аварийности и другие негативные факторы, то развитие рынка экологических работ и услуг - это единственный гарант стабильности предприятий, что позволяет им самостоятельно решать проблемы хозяйствования.

В Украине затраты  на природоохранную деятельность пока недостаточны. В будущем необходимо будет существенно увеличить природоохранные выплаты из государственного и местного бюджетов, внедрить полной мере экономический механизм природопользования, сформировать рынок экологических услуг, систему экологической сертификации, лицензирования и аудита, предсказать развитие лизинга в сфере природопользования и природоохранной деятельности, разработать систему государственной поддержки экологического предпринимательства.

На достижение этих результатов  направлен постепенный переход  Украины к международным и  мировым стандартам качества окружающей среды. При этом, важнейшим направлением координации совместных усилий по формированию системы экологического менеджмента является налаживание эффективной природоохранной взаимодействия и согласования экологических параметров хозяйственной деятельности со странами дальнего и ближнего зарубежья, которые создают единый эколого-экономический простор.

Современный уровень  развития рыночных отношений требует  адекватных мер и в природоохранной  политике Анализ эффективности природоохранных мероприятий свидетельствует о необходимости сочетания и поиска новых стратегических направлений механизма их стимулирования.

Система налогообложения  по экологическим критериям должна регулироваться на государственном  и областном уровнях в соответствии с компетенцией органов управления Льготное налогообложение целесообразно применять, в первую очередь, на территориях с большим экологической нагрузкой, и у них должен оставаться всю прибыль от хозяйственной деятельности (без отчисления в госбюджет).

Потери бюджетных средств за счет введения налоговых льгот могут компенсироваться поступлениями от дополнительного налогообложения предприятий с экологически опасной технологии или выпускающих эколог логическому опасную продукции.

Наряду с налоговыми льготами субъектам предпринимательской деятельности, как показывает зарубежный опыт, могут даваться отдельные субсидии в размере до 30% инвестиционных затрат на исследовательскую деятельность по в мониторинга, сокращению выбросов и предотвращению загрязнения окружающей среды Все субсидии на программы борьбы с загрязнением окружающей среды даются предприятиям из государственного бюджету или специальных фондов министерств по вопросам охраны природы Так, в Австрии существует фонд окружающей среды, в Швеции - фонд по предотвращению загрязнений результате сжигания топлива в Турции - фонд по предотвращению загрязнения окружающей средыща.

Информация о работе Экономическое стимулирование экологической деятельности