Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение эффективности каналов сбыта.
Объектом исследования выступило предприятие ОАО «Барановичский мясоконскрвный комбинат», а предметом - изучение организации маркетингового исследования сбытовой сети.
Задачами исследования являются:
1. Рассмотреть структуру и виды каналов сбыта продукции в условиях рынка.
2. Раскрыть роль посреднических организаций в распределении продукции.
3. Изучить выбор каналов и методов сбыта.
4. Охарактеризовать организационно - экономическую характеристику ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи.
5. Проанализировать организацию отдела маркетинга и реализации продукции на ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи.
4. Изучить анализ эффективности каналов сбыта продукции ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
6. Разработать мероприятия по совершенствованию эффективности каналов сбыта на ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАЛОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ
6
1.1 Структура и виды каналов сбыта продукции в условиях рынка
6
1.2 Роль посреднических организаций в распределении продукции
11
1.3 Выбор каналов и методов сбыта
16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАЛОВ СБЫТА НА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕХ Г. БАРАНОВИЧИ
21
2.1 Организационно - экономическая характеристика ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
21
2.2 Организация отдела маркетинга и реализации продукции на ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
23
2.3 Анализ эффективности каналов сбыта продукции ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
26
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАЛОВ СБЫТА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕХ Г. БАРАНОВИЧИ
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.3 Анализ эффективности каналов сбыта продукции ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от правильности выбора каналов сбыта продукции, форм и методов сбыта, широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Планирование сбыта
включает составление плана сбыта предпр
Проведем анализ рынков сбыта реализуемой продукции, для этого все данные поместим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ рынков сбыта реализуемой продукции на территории Республики Беларусь за 2008 – 2010 гг., млн.руб.
Область |
Период анализа |
Отклонение | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | |
Брестская |
13477 |
15695 |
18259 |
2218 |
2564 |
удельный вес, % |
59,7 |
63,2 |
65,4 |
+3,5 |
+2,2 |
Гродненская |
1106 |
1291 |
1312 |
+185 |
+21 |
удельный вес, % |
4,9 |
5,2 |
4,7 |
+0,3 |
-0,5 |
Минская |
7585 |
7276 |
8013 |
-309 |
+737 |
удельный вес, % |
33,6 |
29,3 |
28,7 |
-4,3 |
-0,6 |
Гомельская |
406 |
571 |
335 |
165 |
-236 |
удельный вес, % |
1,8 |
2,3 |
1,2 |
0,5 |
-1,1 |
Итого |
22574 |
24834 |
27919 |
2260 |
3085 |
Примечание – Источник: Бизнес – план ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
По данным таблицы 2.2 видим, что объем реализации продукции на территории Республики Беларусь увеличился на 2260 млн.руб. за 2009г. и на 3085 млн.руб. за 2010г. Наибольший удельный вес в реализации продукции занимала Брестская область, ее доля составляет в 2008 г. 59,7% и увеличивается на 2218 млн.руб. или 3,5% и 2564 млн.руб. или 2,2% за 2009 и 2010 гг. соответственно. Следующим по объему реализации является Минск и Минская область, несмотря на то, что ее удельный вес снижается на 4,3 и 0,6% соответственно за 2009 и 2010 гг. соответственно и составляет на конец 2010г. величину, равную 8013 млн.руб. или 28,7%.
Уровень реализации по Гродненской и Гомельской областям за 2008г. увеличивается на 185 млн.руб. или 0,3% и 165 млн.руб. или 0,5% соответственно по областям и за 2010 г. их удельный вес снижается на 0,5 и 1,1 % соответственно по Гродненской и Гомельской областям.
Таблица 2.2 - Анализ сложившейся структуры рынка сбыта и ее прогнозирование
Показатель |
Всего |
Реализация продукции по областям | |||
Брестская |
Гроднен- ская |
Гомель- ская |
Минская | ||
1. В среднем за предыдущие 3 года Реализация продукции: |
|||||
Млн. руб. |
24109 |
15810 |
1236 |
437 |
7626 |
% |
100,0 |
63,0 |
4,9 |
1,7 |
30,4 |
2.Прогнозируемый объем |
|||||
Млн. руб. |
27921 |
17730 |
223 |
84 |
9884 |
% |
100,0 |
63,5 |
0,8 |
0,3 |
35,4 |
Примечание – Источник: Бизнес – план ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
Из таблицы 2.2 видим, что прогнозируемый объем реализации продукции превышает ее средний уровень за анализируемый период на 2812 млн.руб. (27921-24109). Прогнозируемый объем реализации по Брестской области выше средней величины на 1920 млн.руб. (17730-15810) или на 0,5 % (63,5 – 63,0), а по Минской области на 2258 млн.руб. (4884-7626) ил на 5% (35,4-30,4). По остальным областям прогнозируется снижение реализации, как в абсолютной величине, так и относительной в связи с высокими транспортными расходами. Наибольшее снижение планируется по Гродненской области – на 1013 млн.руб. (223-1236) или на -4,1% (0,8-4,9).
В ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи для реализации своей продукции используют посредников.
В качестве посредников выступают розничные магазины, которые доводят продукцию до конечного потребителя.
Свою систему распределения товаров ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи осуществляет через независимых торговых посредников, то есть сочетание косвенного и интенсивного метода распределения. Руководство предприятия отбирает своих посредников, предъявляя к ним конкретные требования, связанные в основном с рыночными возможностями этих магазинов.
Методы распределения
Рис. 2.1 - Схема сбыта ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи, косвенный метод
Рис. 2.2 - Схема сбыта ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи, интенсивная схема
Косвенный канал сбыта ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи построен по принципам и «проталкивания», и «втягивания» (они дополняют друг друга), т.е. условия по сбыту в данном случае распределяются между сотрудничеством с посредниками и работой с конечными потребителями. Как средство достижения сотрудничества с посредниками, руководство предприятия выбрало метод формализации отношений (со всеми посредниками заключены договора, фиксирование рейтинга поставок, оформление и резервирование продукции).
Также предприятие помимо
продаж в торговых сетях выставляет
свою продукцию в фирменном
Далее проведем анализ реализации продукции через торговых представителей по основным организациям – партнерам за период 2008 – 2010гг. (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Анализ реализации продукции через торговых представителей ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи за 2008- 2010 гг.
Наименование организации |
Период анализа |
Отклонение | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | |
ЧУП «РУНО» |
2507,3 |
2203,1 |
1837,2 |
-304,2 |
-365,9 |
В % к итогу |
11,1 |
8,9 |
6,6 |
-2,2 |
-2,3 |
ИП Шелестович Г.И. |
731837 |
926 |
+103 |
+89 |
|
В % к итогу |
3,0 |
3,3 |
3,4 |
0,3 |
0,1 |
ИП Слединская Л.Н. |
- |
1234,3 |
1673,4 |
+1234,3 |
+439,1 |
В % к итогу |
- |
5,0 |
6,0 |
+5,0 |
+1,0 |
Всего объем реализации по территории Республики Беларусь |
22574 |
24834 |
27919 |
+2260 |
+3085 |
Примечание – Источник: Бизнес – план ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи
По данным таблицы 2.3 видно, что за весь период анализа (2008-2010гг.) предприятие практиковало работу по дилерским договорам. Так за весь период анализа объем реализации через торговых посредников увеличивается на 940,7 млн.руб. за 2009г. и на 82,1 млн.руб. за 2010г.
Наибольший объем реализации по территории Республики Беларусь занимает ЧУП «РУНО» (г. Минск и Минская область) на 2008г. составляет 11,1%, но снижается на 2,2 и 2,3 % за последующие периоды анализа. Практически не изменяется реализация через посредника по Гродненской области (ИП Шелестович Г.И.), так за 2009г. на 106 млн.руб. или 0,3% и за 2010г. на 89 млн.руб. или на 0,1%.
Для расширения рынков сбыта в 2009 г. заключен дилерский договор с ИП Слединской Л.Н. (г.Брест), объем реализации которой составляет 1234,3 млн.руб. или 5% и увеличивается за 2010г. на 439,1 млн.руб. или 1% к общему объему реализации.
Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы организации, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.
ГЛАВА 3
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАЛОВ СБЫТА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕХ Г. БАРАНОВИЧИ
В условиях конкурентной борьбы успеха может добиться только то предприятие, которое творчески использует концепцию маркетинга и, опираясь на нее, непрерывно ищет способы как адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды своего функционирования, так и активного воздействий на рынок и потребителей.
Для успешного продвижения продукции на рынок необходимо работать над совершенствованием каналов сбыта и повышением их эффективности с учетом планируемых объемов продаж.
Целью сбытовой политики ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи является приемлемый выбор каналов сбыта с учетом планируемых объемов продаж.
Объемы продаж рассчитываются исходя из предполагаемого уровня цен на производимую продукцию, ее количества в физическом измерении, а также с учетом спроса.
Для оценки канала ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи, прежде всего, необходимо учитывать:
- мощность канала, т.е. какой объем товаров данный канал может пропустить (продать, перепродать);
- какой уровень цен
окажется приемлем для
- какие вложения (инвестиции)
необходимы для
- каковы условия поставки и взаиморасчетов с каждым типом покупателя (посредника).
Итогом анализа должен стать возможный объем продаж товаров и прогнозирование достижения трех финансовых показателей ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи:
- покрытия прямых расходов;
- достижения точки безубыточности;
- достижения планируемой прибыли (или показателя рентабельности продукции).
Выбор каналов сбыта ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи зависит от особенностей продукции, целей предприятия. Так как анализируемое предприятие реализует мясную продукцию, то в качестве потенциальных каналов сбыта можно рассматривать:
- организацию сети фирменных магазинов;
- организацию агентской
сети для поставки продукции
в существующие розничные
- организовать сбыт через независимых оптовых и торговых посредников.
Проанализируем возможности каждого варианта каналов сбыта продукции.
1. Организация сети фирменных магазинов ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производственный цех № 1 г. Барановичи. Исходной базой для анализа является определение числа розничных точек, способных реализовать тот объем продукции, который будет производиться на предприятии, за вычетом объема отгружаемого товара оптовым предприятиям и существующим розничным магазинам.
Для организации собственной розничной торговли необходимы инвестиции в аренду или покупку помещений, приобретение оборудования, найм и обучение персонала.
Оборот магазина должен покрывать текущие издержки и обеспечить возврат заемных средств. Определяющим для открытия магазина является выбор места расположения и товарный ассортимент с точки зрения объемов реализации, оборачиваемости и рентабельности.
Некоторые торговые точки для реализации продукции могут быть размещены в старых районах сбыта с целью увеличения объема реализации, другие торговые точки следует размещать в перспективных районах сбыта. Первым шагом в получении тако оценки является изменение предполагаемого объема сбыта изделий.