Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:26, реферат
Рекламная индустрия, которая использует сегодня для продвижения своего продукта все существующие каналы массовой коммуникации, стала значимым фактором не только экономической, но и социальной жизни общества. Реклама, предлагающая себя человеку практически повсеместно и круглосуточно, стала частью повседневной жизни, превратилась в заметный элемент социокультурного пространства человека, что сделало ее актуальным предметом исследований для социологов, философов, культурологов и других ученых, заинтересованных в феномене рекламы и ее влиянии на современную культуру.
1. Введение 3
2.1 Характеристика рекламы 4
2.1.1 Понятие рекламы 4
2.1.2 Классификация рекламы 6
2.1.3 Роль и значение рекламы в современном обществе 8
2.2 Современная культура под воздействием рекламы 14
2.2.1 Понятие современной культуры 14
2.2.2 Реклама и современная культура 15
3. Заключение 20
Приложение 1 23
Теперь реклама уже не действует по формуле «есть спрос – есть предложение». Более того, она формирует определенную потребительскую идеологию, учитывая взгляды и ценности потребителя, делая так, чтобы желание покупать не было случайным.
Имеет ли реклама главенствующую роль в формировании общественного сознания – вопрос спорный. Тем не менее, нельзя не отметить тенденцию развития рекламы, приобретающей глобальный характер и воздействующей на потребителя с помощью всех современных информационных средств.
Такой глобальный характер рекламы повлиял в особенности на экономическую и культурную составляющую России. В результате, «мы получили общество, которое, как кривое зеркало, отражает западную систему ценностей, а в их формировании в российском варианте реклама, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, играет куда большую, чем на Западе, роль»17.
Это влияние западной идеологии в итоге привело к тому, что стандартизация достигла своего апогея. Каждый уже хочет быть как все и не хуже других. Потребление становится не просто потреблением, а критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе теперь оценивается не его достижениями, ни даже тем, чем он владеет, а тем, что потребляет. Даже кредит банк выдает охотней на основе справок о расходах, нежели о доходах гражданина.
Подобное
отношение к потреблению
Типичный герой, живущий по законам такого порядка, уже был описан в сочинениях выдающегося испанского философа Ортеги-и-Гассета. В своей работе «Восстание масс» он показал участника эпохи индустриального общества, которого назвал «человеком массы». Такой человек « провозглашает и утверждает право на заурядность и самою заурядность в возводит в право19».
О том, что человеческая индивидуальность будет сведена на нет, писал еще Гегель, а Ницше говорил о «стадном чувстве», людской деградации, которая приведет впоследствии к варварству, а не цивилизации. В конце ХIХ века появляется понятие «психология масс», а уже в начале ХХ века – «массовое общество», «массовая культура» и т.п.
По Ортеге-и-Гассету, «человек массы» появился благодаря либеральной демократии и индустриализации – главным достижениям того времени, которые обеспечили людей материально и гарантировали социальные свободы. Это в итоге и привело к появлению посредственных людей.
Сама реклама и рассчитана на такого рода людей и влияет на них особенным образом. Э. Фромм, например, считал, что чрезмерная информационная и психологическая нагрузка оказалась непосильной для человека, который чувствует себя незащищенным, одиноким и беспомощным. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе "тотального потребления" - потреблять. В результате "человек деградирует до уровня рецептивной и рыночной ориентации"... "он превратился в орудие для достижения экономических целей"20.
Будучи «человеком массы», герой нашего времени практически не имеет своих собственных целей, а довольствуется коллективными. Он не видит разницы между тем, что реально, и тем, что нереально. Жизнь иллюзиями, принятие желаемого за действительное, руководство не понятиями, а образами, что приводит к господству стереотипов – вот качества такого человека. Опираясь на эмоции, а не на рассудок, люди такой категории идут по жизни в стиле «не задумываясь». «Герой нашего времени совсем не обязательно глуп, он имеет суждения и любит судить, но основывается при этом на предрассудках и "общих местах", поскольку испытывает пренебрежительную неблагодарность к науке, знанию, истории, культуре, которым на самом деле многим обязан»21. Всё это является большой опасностью для будущего цивилизации, как пишет Ортега-и-Гассет.
В
итоге мы можем наблюдать актуальность
образа человека того времени и сейчас:
«самодовольный и неуверенный в
себе, эмоциональный и легко
Таким образом, определив на кого рассчитывается реклама, и вообще кто сейчас является творцом и потребителем современной культуры, перейдем к рассмотрению самого феномена культуры, претерпевшего изменения в связи с общим изменением человеческих потребностей и взглядов.
Человеческие
потребности и взгляды, вообще целиком
система ценностей
В этой связи на свет рождается совершенно другая и отличная от традиционной культурная составляющая, а именно – шоу. Главным принципом шоу является рыночный механизм, что и приводит к развитие качественно новой отрасли одновременно и культуры и бизнеса – шоу-бизнеса. Иными словами, объект искусства здесь и есть товар, а субъект, его воспринимающий – потребитель. То есть восприятие искусства – это товарно-денежный обмен, который, в свою очередь, регулируется и стимулируется рекламой.
Это
говорит о том, что искусство
теперь не признается обществом, если
не обретает форму шоу, а значит,
как считают многие современные
деятели искусства, шоу – единственный
выход для существования
Однако В. С. Теременко не согласен и приводит пять веских аргументов:23
Автор говорит о том, что, к примеру, в искусстве классическом, ставшим давно уже шоу-бизнесом, если не обозначить свое творчество как товарный бренд и не получить одобрение в коллективном сознании зрителей, то успех обеспечить довольно проблематично. Люди уже не видят ярко талант, мастерство: только соответствие их виртуальным культурным ценностям делает для них звезду.
Кроме этого, не радует и тот факт, что появляются, по мнению Теременко, «художественные феномены», которые не ставят перед собой творческих задач, па по сути являются просто сфабрикованными «звездами», ярким примером которых выступает Н. Басков. Именно о нем «человек массы» будет говорить как о выдающемся певце. Поэтому автор делает вывод, что «таким путем происходит выхолащивание искусства; и подобно тому, как физическое тело, препарированное рекламой, превратилось в нашем сознании в безжизненный фантом, вместилище призрачных желаний, искусство, также отстроенное рекламной машиной, напоминает обои на его стенах»24.
Подобная участь и у науки, религии, образования, ведь пропущенные через СМИ, они неизбежно девальвируются, теряя свою настоящую духовную составляющую.
Всё это свидетельствует о том, что социум становится обществом тотального потребления. Человек в таком обществе превращается в «человека массы». А сама по себе духовная культура, в особенности художественная, прекращает свое существование, потому что по сути своей она основывается на личностном компоненте, не способному к какому-либо тиражированию.
Подводя
итог исследованию влияния рекламы на
культуры, Теременко опасается за судьбу
не только культуры, но и целого общества,
делая непозитивный прогноз: «Деформировав
культуру путем ее деиндивидуализации,
истребления личностного начала, девальвации
реальных ценностей, общество, сделавшее
рыночную схему отношений всеобщей, получит
девальвацию и самих рыночных отношений,
поскольку невозможно до бесконечности
торговать виртуальными ценностями. Живая
реальность рано или поздно их разобьет.
И тогда уже не теоретически, а вполне
практически встанет вопрос о поиске материальной
(в онтологическом смысле) точки опоры
для общественного устройства, которая
непременно должна быть также и духовной».
В результате, комплексно изучив феномен рекламы и его влияние на современную культуру, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, можно подвести итог проделанной работе по изучению влияния рекламы на современную культуру. Хочется сказать о том, что несмотря на большое количество положительных моментов, в рекламе встречаются и отрицательные: к примеру, присутствие некачественной рекламы.
Поэтому
реклама нуждается в
Кроме того, не будет лишним сказать, что стоит задуматься над тем, что будет дальше с обществом, в котором духовный компонент культуры всё больше игнорируется, уступая место более практическим вещам. И совместными усилиями с различными специалистами как «изнутри», так и «снаружи» нужно попытаться сделать так, чтобы реклама и общество достигли своего рода гармонии во всех отношениях.
4.
Библиографический
список
Информация о работе Влияние рекламы на современную культуру жизни общества