Внутрикорпоративная культура на примере гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель: цель данной курсовой работы является рассмотреть внутрикорпоративную культуру.
Задачи: 1. Проанализировать значимость сплоченного коллектива в компании.
2. Выявить корпоративные ценности корпоративной культуры.
Объект: внутрикорпоративная культура как элемент корпоративного управления
Предмет: взаимосвязь внутрикорпоративной культуры с эффективностью деятельности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Внутрикорпоративная культура.
1.1. Корпоративные ценности и корпоративная культура.
1.2. Модели и типы корпоративной культуры
1.3. Становление единого «ценностного поля»
1.4. Значение внутрикорпоративной культуры.
1.5. Внутрикорпоративный PR
Глава 2. Внутрикорпоративная культура на примере гостиничного бизнеса.
Заключение.
Список используемой литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

титова.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Актуальность: PR внутриикомпании, тдолженпразрабатыватьми осуществлять программы по работе с персоналом складывающихся во внутрикорпоративную политику. В связи с этим PR-специалист должен проводить ряд работ с персоналом. Можно выделить два направления работы внутрикорпоративного PR с коллективом - это формы официального и неофициального корпоративного общения. Во всех мероприятиях, проводимых с персоналом, необходимо четко обозначить стратегическую цель – сплочение коллектива на позитивной основе. Именно данный аспект курсовой работы подчеркивает ее актуальность.

Цель:  цель данной курсовой работы является рассмотреть внутрикорпоративную культуру.

Задачи:  1. Проанализировать значимость сплоченного коллектива в компании.

         2.    Выявить корпоративные ценности  корпоративной культуры.

Объект: внутрикорпоративная культура как элемент корпоративного управления

Предмет: взаимосвязь внутрикорпоративной культуры с эффективностью деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Внутрикорпоративная культура.

1.1. Корпоративные ценности  и корпоративная  культура.

Нынешний  этап знаменателен тем, что передовой  менеджмент в полном объеме осознал  всю сложность управления человеческим ресурсом. И от попыток управлять с помощью простых технологических схем начал переходить к построению сложных многогранных систем, учитывающих всю сложность человеческих отношений.

Постепенно  начинает приходить понимание того, что персонал организации живет  и управляется по тем же самым законам, что и любая другая общность, что при взаимодействии с ним необходимо учитывать его особенности, его культуру. В лексиконе современного российского PR появляется новое понятие – «корпоративная культура». Приходит понимание того, что корпоративная культура есть в любой организации, независимо от того, знают там об этом или нет.

Выясняется, что, с одной стороны, культура может  быть позитивной или негативной с  точки зрения целей организации, а с другой - ее нельзя изменить в  одно мгновение; корпоративную культуру нельзя отменить или объявить, с ней можно только взаимодействовать, чтобы постепенно изменить или развить ее.

Будет ошибкой считать, что корпоративная  культура является порождением сугубо внутренних для организации процессов. Конечно же, нет. Любая организация является частью системы общественных взаимоотношений. И, помимо сотрудников, в результатах ее деятельности заинтересованы как минимум общество в лице потребителей продуктов и услуг, а также владельцы компании.

Работа компании по организации взаимодействия всех заинтересованных сторон с целью построения непротиворечивого ценностного поля и является предметом деятельности подразделения по связям с общественностью.  
 

1.2. Модели и типы  корпоративной культуры

У различных исследователей определенные подходы к изучению корпоративной культуры, то и для ее описания было построено множество моделей.1

Например, модель Г. Харрисона различает четыре типа корпоративной культуры. Для анализа  он выбрал процесс распределения  власти, ценностные ориентации личности, отношения индивида в организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. Такие модели корпоративной культуры редко встречаются в чистом виде, но большинство организаций ближе всего по своей культуре к какой-либо из них:

  1. Корпоративная культура, ориентированная на роль.
  2. Корпоративная культура, ориентированная на задачу.
  3. Корпоративная культура, ориентированная на человека.
  4. Корпоративная культура с ориентацией на власть

Ян Хармс наглядно изобразил эти модели в виде Х-окна, названного так в честь Г.Харрисона и Ч.Хенди, американского социолога, который классифицировал культуры организаций по тем же признакам, что и Харрисон.

Однако, в отличие  от Г. Харрисона, Ч. Хенди говорит, что  культуры организаций развиваются самостоятельно и в определенном направлении и в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все модели культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста - культура роли, на стадии развития - может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех видов культур.

Другая модель, в которой в обобщенном виде представлена связь между культурой и результатами деятельности организации принадлежит американскому социологу Т.Парсону. Модель Т.Парсона разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели - AGIL: adaptation (адаптация), goal-seeking (достижение целей), integration (интеграция) и legiaсy (легитимность).

Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая  организация должна быть способна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.

Еще одна модель представлена австрийским ученым Г.Хофстедом. Модель Г.Хофстеда построена на сравнении культуры различных стран по следующим четырем параметрам:

- Индивидуализм/коллегиальность  (IND). Индивидуализм предполагает, что  человек действует исходя из  своих собственных интересов, а также интересов ближайших к нему людей. Коллективизм, напротив, исходя из того, что каждый человек по рождению или по работе принадлежит к более или менее сплоченной группе и не может считать себя свободным от нее. Переменные IND связаны с экономическими, географическими и демографическими индикаторами.

· Зона власти (PDI). Сфера распространения власти как  элемента культуры определяется пространством, в пределах которого даже наименее наделенный властью индивидуум в  группе осознает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. Следует отметить, что неравноправие присутствует во всех культурах, хотя готовность лояльного отношения к нему в различных культурах неодинакова. Индекс измерения масштаба власти PDI обнаруживает примечательные связи с географическим положением, количеством населения, благосостоянием страны и политическим положением.

  1. Снижение (устранение) неопределенности (UIA). Эта характеристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Неуверенность порождает страх. Общественные правила, предписания, нормы поведения призваны помогать членам организации и общества в снижении неуверенности и неопределенности.
  2. Для организаций слабое стремление к устранению неопределенностей означает наличие малого количества написанных правил, низкую стандартизацию и специализацию.
  3. Мужественность/женственность (MAS). Индекс мужественности демонстрирует, насколько общество отдает предпочтение мужским ценностям по сравнению с женскими. Синонимами мужественности являются самоутверждение, успешность, материальный успех, конкуренция, честолюбие. Женственность, напротив, определяется сигнализирующим предпочтением профессиональной безопасности, поддержанием социальных контактов, а также качества жизни.

В Западных странах, помимо моделей, различают несколько  типов корпоративной культуры.

Феодальная культура корпорации основана на подчеркивании  разницы между высшим руководством и остальным персоналом предприятия. Участие наемного персонала в собственности предприятия рассматривается как аналог традиционной системы заработной платы. Администрация в данном случае строго контролирует активность работников-собственников, предоставление доли собственности является своеобразным средством платежа.

К характерным  чертам, присущим «феодальному» типу корпоративной культуры можно отнести  следующие:

  1. - размер доли собственности наемного персонала определяется интересами руководства предприятия;
  2. - неразвитость партнерских отношений между персоналом и администрацией;
  3. - отсутствие юридической защиты прав работников-акционеров.

«Инвесторская»  культура корпорации подразумевает, что  руководство предприятия стремится  ощутимую долю зарплаты персоналу выдавать в виде акций и провозглашает  философию «рискового» вознаграждения, т.е. когда размер зарплаты устанавливается в зависимости от экономических результатов деятельности компаний.

Вместе с тем  следует отметить, что «инвесторская» культура корпорации рассматривает  работника-акционера лишь в статусе  держателя акций и, тем самым, ограничивает его инвесторскую активность.

«Культура участия» построена на активном вовлечении наемного персонала в управлении персоналом с одновременным участием работников в собственности. При этом имеют  место две особенности:

- акционерные права работников отождествляются с их служебными обязанностями;

- участие работников  в инвестиционной деятельности  компании является логичным и  практическим способом признания  их акционерных прав.

Основной недостаток данной культуры заключается в том, что в ней игнорируется юридическая защита прав работников-акционеров, хотя реальное участие в управлении способствует росту информированности и ответственности персонала и отвечает его интересам как акционеров.

«Акционерная» корпоративная культура, особенностью и главным принципом которой считается признание работников-акционеров компании в качестве крупного коллективного собственника, способного и имеющего право существенно влиять на руководство предприятия. Следует при этом отметить, что данный факт, в свою очередь, предполагает возможность иметь своих представителей в Совете директоров и через них принимать участие в решении важнейших вопросов жизнедеятельности акционерных обществ.

«Предпринимательская» культура присуща крайне ограниченному  кругу фирм, которые рассматривают культуру как часть общего процесса превращения компании в самую конкурентоспособную в данной отрасли и привлекательную для инвесторов. Для данной культуры характерно то, что в корпорациях, использующих такую культуру, собственность персонала рассматривается как особая инвестиция, которая позволяет сформировать менталитет работника как экономически активного сотрудника и заинтересованного, требовательного акционера.

Упор делается не на то, чтобы работники получили доход как акционеры, а на то, чтобы от них как от акционеров было больше ответственности и готовности пойти на риск.

Таким образом, все выделенные элементов корпоративной  культуры и ее структуры, а также  модели и типы позволяют определить принципы и задачи, факторы, оказывающие влияние на формирование корпоративной культуры, а также выделить критерии и методы оценки ее эффективности.

Некоторые типы российской корпоративной культуры

Некоторые российские исследователи выделяют следующие  типы современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».

Тип «друзья» характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких. В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.

Организация с  типом «семья» характеризуется жёсткой иерархией, существуют роли отца и матери, старших и младших сестёр и братьев. Взаимоотношения основаны на чувствах, полное отсутствие каких-либо официальных правил. Руководитель уверен, что подчинённые должны понимать его с полуслова и полунамёка, а подчинённые, не получая чётких указаний, пытаются сами почувствовать, чего руководитель от них хочет. Такая «игра в телепатию» приводит к серьёзным ошибкам и потерям для организации. Как правило, при жёсткой статусной иерархии обязанности и функции не распределены. Каждый «старший» может что-то поручать любому «младшему», иметь с ним секреты, а каждый «младший» стремится проявить себя перед «отцом». Каждый здесь делает не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя из семейных отношений.

Информация о работе Внутрикорпоративная культура на примере гостиничного бизнеса