Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:24, практическая работа
Вопросы для изучения: История возникновения и развития рекламы за рубежом. Рекламные тексты античности. Формы рекламной деятельности в западно-европейском средневековье. Западная реклама в 18-19 веке. История развития рекламы в России в 17 –18 веках. Развитие рекламы в городе Рыбинске (на краеведческом материале). Современный уровень развитие рекламы в России.
Тема. История возникновения и развития рекламы
Вопросы для изучения: История возникновения и развития рекламы за рубежом. Рекламные тексты античности. Формы рекламной деятельности в западно-европейском средневековье. Западная реклама в 18-19 веке. История развития рекламы в России в 17 –18 веках. Развитие рекламы в городе Рыбинске (на краеведческом материале). Современный уровень развитие рекламы в России.
Цели занятия
Для учителя: ознакомление учащихся с историей возникновения и развития рекламы, знакомство с особенностями развития рекламы в России.
Для учащихся: самостоятельно сделать вывод об особенностях развития рекламы в России (на примере г. Рыбинска).
Формы и методы проведения: Лекция с элементами беседы и просмотром компьютерного диска с примерами рекламы в г. Рыбинске, работа в группах, выступление учащихся.
Ход занятия
1. Лекция с элементами беседы
на тему «История
2. Работа в группах. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает своё задание и готовит сообщение об особенности развития рекламы в России по плану:
3.Социализация (выступление представителей групп). Выводы.
4.Рефлексия.
Технологическая карта занятия
№ |
Смысловые блоки |
Учебно–наглядный комплекс |
Организация учебной деятельности учащихся |
Формы организации |
1 |
Повторение изученного |
Учащимся предлагается ответить на вопросы: Что такое «реклама»? Какие профессии связаны с рекламной деятельностью? |
Фронтальная | |
2 |
Постановка учебной задачи: опираясь
на |
Слайд–шоу (или картинки), иллюстрирующее, рассматриваемые вопросы. |
Учащимся предлагается подумать над вопросом: Какие особенности развития рекламы в нашем городе «бросаются» в глаза? Ребята отвечают на вопросы, перечисляют подмеченные особенности. |
Работа в группах |
2.1 |
Приведение в систему |
Делают записи. |
Индивидуальная. | |
2.2 |
Пояснение основных особенностей развития рекламы в России на примере г. Рыбинска. |
Диск «Рыбинск дореволюционный», «Разное». |
В процессе просмотра диска учащимся предлагается подмечать особенности рекламы в нашем городе. |
Работа в группах. |
3 |
Пояснение основных особенностей развития рекламы на примере своего города. |
Виды родного города (Рыбинска). |
Учащимся предлагается сделать собственные выводы. |
Индивидуальная или в группах. |
Материал для учителя
Рекламные тексты в античности.
Институт глашатаев – одно из
древних установлений государственной
власти. Эти должности зафиксированы
в различных древних
Формы рекламной деятельности в западно- европейском средневековье
Говоря об исторических особенностях этого периода, необходимо отметить, что на авансцену культуры выдвинулись религиозное мировоззрение, христианская идеология, институты церкви. В такой ситуации умы людей становятся все более восприимчивыми к духовному воздействию проповедей, наставлений, учений. Наиболее убедительными элементами народной проповеди стали «поучительные примеры». Этот прием проходит через всю средневековую гомилитику (мастерство церковного красноречия). Особенно концентрированное воздействие приемы рекламы находили свое выражение в деятельности миссионеров, обращавших в христианскую веру население европейских окраин. Проповеди миссионеров изобиловали красноречивыми «поучительными примерами». Устным словом воздействовали на массы не только служители церкви, но и представители администрации, торговцы. Ремесло публичного рекламирования востребовалось различными слоями средневекового общества: духовенством, рыцарями, бюргерством. Первый сборник «Криков Парижа», составленный Гильомом де Вильнев, относится к 13 веку. По существу в этих сборниках реклама начинает осознаваться как специфическая деятельность, особая форма общественной связи. Ранняя устная реклама запечатлена также в книге «Крики Лондона», изданной в 1608 году. Вот пример: «Внимание! Каждый мужчина или женщина, которые могут что-нибудь сообщить о девушке в возрасте 24 лет, дайте знать глашатаю, и вас отблагодарят за ваши труды и Господне благословение снизойдет на вас!».
Не меньшим разнообразием
приемов пользовались
Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 год, изобретения И. Гуттенбегром печатного станка. В рекламных печатных литовках удачно соединились графическое изображение и текст. Потребность в деловой и бытовой информации стала волновать не только производственников и коммерсантов, но и самые широкие соли населения. В западной Европе формируется богатый печатный рынок, возникает соперничество различных издателей. 1498 году Альд Мануций издает каталог 15 первых выпущенных книг, с указанием цен. К 15 веку восходит и жанр издательского проспекта. После изобретения книгопечатания на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные, но и печатные листовки разнообразного содержания. Буйство информационного потока вынуждало всё жёстче его регламентировать. Английский указ 1563 г. специально оговаривает условия помещения зрелищных объявлений: «Комедианты должны повесить афиши около почты за несколько дней до представления с предупреждением народа о театральном действии». Всевозможные ограничения не слишком влияли на рост рекламной экспансии, её проникновения во все сферы социума и освоение ею всё новых выразительных средств и способов распространения.
Наибольшего расцвета реклама достигла в США. Отцом американской рекламы называют Б. Франклина. Его «Газетт», появившаяся в 1729 г., добилась популярности и большего тиража за счет самого большего объема рекламных публикаций среди американских газет и журналов. Реклама стремительно развивалась под воздействием научно-технического прогресса. Изобретение и внедрение кино (1895), радио (1920), телевидения (1954), - столь замечательных средств распространения рекламы, обозначило новую маркетинговую эру её развития.
Формирование средств рекламной деятельности в России в 17-18 веках
От раннего российского
«Какой позор рябым уродливым мальчишкам,
Смотрите, как они хорошим ребятишкам
Дурными кажутся и как от них бегут,
Товарищами их в игрушку не зовут,
С уродами ж играть как будто все бояться
И так спешат от них скорей убраться».
Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подобно излагались наставления о прививании оспы. Авторы лубков охотно прибегали к убеждению с помощью контраста, противопоставления: здоровье – болезнь, красота – уродство, святость – греховность. Параллельно с развитием ремесленного искусства совершенствовалась профессиональная гравюра. В начале 18 века царская гравировальная мастерская находилась в Петербурге. Одно из её первых произведений было изображение бога торговли Меркурия на фоне строений рождающейся новой столицы. Петр Великий культивировал разные формы пропаганды могущества российского государства. В многолюдных триумфальных шествиях, торжественных фейерверках задачи политической рекламы реализовались с размахом творческой фантазии. Петр нередко сам исполнял обязанности пиротехника и придумывал рецепты «огненных хитростей». Бесспорной популярностью пользовались карнавальные масленичные шествия и святочные игры. Все шире среди народа распространялась продукция московских и петербургских типографий.
Эволюция рекламы в русской прессе 18-19 веков
Начало ему положила газета «Ведомости». Иногда она выходила в форме летучего листка с подзаголовком «реляция». Рекламной деятельности газете не вела, но любопытна параллель с первой французской правительственной газетой Теофраста Ренодо. В ней печатали объявления о пользе лечения минеральными водами и об издании многотомной Библии. В петровских «Ведомостях» также популяризировал минеральные воды – во втором номере за 1719 год газета убедительно советует посетить новый курорт: «Понеже оные воды исцеляют различная жестокия болезни, а именно: цинготную, желчь, бессильство желудка, рвоту…..». иногда печатались списки свежевышедших книг, так в русской культуре появляется библиографическая реклама: «как письма писали разным особам, архитектура военная, или штурмовые науки, образцы, история о взятии града Трои, география, или описание земли сокращенное, календари». Вышедшая в 1728 году новая правительственная газета «Санкт- Петербургские ведомости», стала размещать коммерческие объявления. Редакция охотно шла навстречу предпринимателям, которые увидели в газете средство для рекламирования свое продукции, и преследовала собственный интерес: тираж был невелик (500-600 экз.), его реализация по 4 коп. за номер не покрывала расходы Академии наук на издание газеты. Объявления были едва ли не единственной информацией об экономической и культурной жизни, так в №13 «С- Петербургских ведомостей» читаем: «продаются огурцы лутчего состояния и примерного поведения кучер с женой». Со временем страницы газет стала заполнять частная информация: «Продается подержанный черпак, обшитый широким позументом и бахромою». В 1756 году стала выходить газета «Московские ведомости», сходная по структуре с петербургскими. Аналогичной была и реклама. Изменения происходят с появление просветителя Н.И.Новикова, который редактировал газету с 779-1789 гг. Главным его новшеством стал библиографический отдел – рубрика «О российских книгах», где помещалась регулярная реклама зданий, выпущенных Университетской книжной лавкой. В своем первом сатирическом журнала «Трутень» он пародировал рекламное поветрие, шутливо обыгрывая рубрики «Подряды», «Продажи» и др. Под рубрикой «Продажа» сатирик извещал: «Недавно пожалованный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить, могу его сыскать в здешнем городке». Со временем прибавляются объявления о текущих театральных постановках и прочих зрелищах. Наблюдаются первые попытки создать специализированные журналы «Санкт- Петербургские ученые ведомости» (1777), «Русский театр» (1786). Однако, развитие специализированной журналистики – это примета другого 19 века. Завершая вопрос о рекламе 18 века, кажем, что тексты носили по преимуществу справочный, деловой характер, который типичен для жанра объявления. Лишь в сообщениях о литературных новинках мы видим пример оценочной информации.